Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:01, дипломная работа

Описание

Несмотря на некоторое снижение поступлений в бюджет на первом этапе, в последующем можно ожидать серьезного прироста за счет расширения налогооблагаемой базы на основе увеличения количества малых предприятий. Для малых предприятий выгода также очевидна прежде всего из-за сокращения отчетной работы. Для налоговый инспекций резко сократиться объем контрольной работы.

Содержание

Введние..................................................................................................3

1. Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства.......................................................................14

1.1. Программы поддержки малого предпринимательства................14

1.1.1 Программы поддержки в различных сферах
деятельности 17

1.2. Роль малых предприятий на рынке..............................................21

1.3. Фонды поддержки малого предпринимательства.......................24

2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства..................30

2.1. Выбор системы налогообложения...................................…..........30

2.2. Расчет налогооблагаемой прибыли..............................................35

2.3. Патентная система.........................................................................43

Заключение...........................................................................................47

Выводы.................................................................................................53

Список литературы..............................................................................68

Работа состоит из  1 файл

Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)


68

 

 

 

 

Содержание

 

Введние..................................................................................................3

1. Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства.......................................................................14

1.1.          Программы поддержки малого предпринимательства................14

1.1.1   Программы  поддержки в различных сферах
деятельности                                                                                                                                                   17

1.2.          Роль малых предприятий на рынке..............................................21

1.3.          Фонды поддержки малого предпринимательства.......................24

2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства..................30

2.1.          Выбор системы налогообложения...................................…..........30

2.2.          Расчет налогооблагаемой прибыли..............................................35

2.3.          Патентная система.........................................................................43

Заключение...........................................................................................47

Выводы.................................................................................................53

Список литературы..............................................................................68

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

             До перехода на рыночные  отношения  доходы  государственного бюджета  базировались  на  денежных  накоплениях  государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета  и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и  платежей из прибыли. Такая  система  просуществовала  с  1930  по  1990 гг. Введенные в 1980-е гг.  нормативные платежи из прибыли в  виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др.  не смогли изменить систему платежей , и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий. В  условия перехода на рыночные  механизмы  доходы  бюджетной  системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали  налоги. Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это  обязательные  платежи юридических и физических лиц, поступающие  государству  в  заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоговая политика влияет  на  процессы  накопления  капитала, ускорение его  концентрации  и  централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания  экономического цикла, т.е.  регулирующая функция  налогов  связана  с вмешательством государства через налоги  в  процесс  воспроизводства. Основными элементами  налога  являются: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка налога, налоговые  льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад.

  -  субъект налога - юридическое или физическое лицо, которое по закону является плательщиком налога.

  -  объект налога - предмет, наличие которого дает основание  для обложения его владельца налогом. Таким  объектом  могут  выступать земля, имущество, дом.

  -  источник налога - доход, за счет  которого  уплачивается  налог, зарплата, прибыль, проценты).

  -  единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу).

  -  налоговая ставка - размер налога на единицу обложения.

  -  налоговые льготы - полное или частичное  освобождение  налогоплательщика от налога в соответствии  с  действующим  законодательством.

  -  налоговая база - доход, по отношению к  которому  применяется налоговая ставка.

  - налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая его субъектом.

     Налоговая  система  представляет  собой  совокупность  налогов, действующих на территории страны, методы и  принципы  построения налогов. Налоговая реформа была осуществлена в соответствии  с Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"  от 27.12.1991г.Этот закон определил  принципы  построения  налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и  ответственность плательщиков и налоговых органов. Основополагающее значение имеют и Закон "О государственной налоговой службе РСФСР" от 21.03.1991г., регулирующий вопросы организации сбора и  контроля, а также ряд законов о порядке исчисления и уплаты  отдельных  налогов. Одной из серьезнейших проблем налоговой реформы  было  и  остается налогообложение предприятий малого бизнеса. Этот не  урегулированный до конца действующим законодательством вопрос  не  нашел окончательного решения в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

     Малым предприятиям в рыночной экономике  большинства  развитых стран принадлежит значительная роль. Именно малые  предприятия являются  важным  звеном  осуществления  реальных   экономических преобразований в России. Зарубежный опыт свидетельствует  о  высокой доле малого бизнеса в экономике. Бум развития малого  предпринимательства начался в зарубежных странах  с  середины  70-х  годов. Это неслучайное явление, а результат структурной перестройки с целью преодоления экономического спад. Большое значение в  обосновании долгосрочной стратегии развития малого  предпринимательства занимает выбор критериев разграничения  этого  вида  предпринимательской деятельности. В  мировой  практике  в  результате  отбора выявлены следующие основные  критерии: количество  занятых, годовой оборот, объем основных фондов. Согласно этим  критериям  в  европейских странах, как правило, к малым предприятиям  относят  предприятия с численностью занятых до 500 человек, при этом с числом занятых до 20 человек предприятие относится к  ремесленным, от  20  до 100 человек к малым и от 100 до 500-к средним. Однако  в  конкретных странах эти показатели разные. Например, в США к малым  относят предприятия до 50 человек, при этом объем годовой выручки не  должен  превышать  20  млн.долл.    для  предприятий   транспорта,21 млн.долл. -  в строительстве,35  млн.долл. - в  оптовой  торговле,14,5 млн.долл. - в сфере услуг.

     В России к субъектам малого предпринимательства, согласно законодательству, относятся следующие коммерческие организации: организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и  религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим  лицам, не  являющимся субъектами малого предпринимательства6не превышает 25  % и в которых средняя численность работников за отчетный период  не превышает следующих  предельных  уровней: в  промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве  и  в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30  человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов  деятельности - 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические  лица, занимающиеся  предпринимательской  деятельностью без образования юридического  лица. Число  малых  предприятий в России в 1996г.  составило 877,3 тыс.   и  возросло  по сравнению с 1993г.  более чем в 1,5 раза. Наибольший удельный  вес этих предприятий в торговле, массовом питании, снабжении и сбыте  - 43 %;строительстве - 17%;промышленности -  17%.Численность  работающих на малых предприятиях достигла почти  10  млн.человек. Наибольшее  число  занятых   в    строительстве29,3%;промышленности - 29%;торговле,массовом  питании, снабжении  и  сбыте-   26,1%.

            Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует  конкурентную сферу, создает дополнительные  рабочие  места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в  зависимости от соотношений спроса и предложения, не  требует  повышенных первоначальных затрат. Увеличение количества  малых  предприятий, повышение их эффективности - не самоцель, а реальный шаг на  пути формирования рыночной среды, обеспечения условий  для  экономического роста и на этой основе повышения благосостояния россиян. Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что  без  весомой государственной поддержки невозможно обеспечить  развитие  малого предпринимательства быстрыми  темпами. Определенные  организационные решения, направленные на поддержку малых предприятий, были приняты в последние годы и в России. Так, в 1995 году был принят Федеральный Закон "О государственной  поддержке  малого  предпринимательства в Российской Федерации", определивший основные  положения государственной поддержки  малого  предпринимательства, установивший главные направления, формы и методы государственного  стимулирования и регулирования деятельности малых предприятий. В этом  же году принято постановление Правительства Российской Федерации, которым утверждена федеральная  программа государственной  поддержки малого предпринимательства на 1996-1997гг.Программой предусмотрены мероприятия  по  упорядочению  и  совершенствованию  нормативно-правовой, финансово-кредитной, инвестиционной и других видов поддержки малого бизнеса. Важной формой поддержки малого предпринимательства  является  бюджетное  финансирование  выполнения   федеральной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ". Ключевым звеном механизма поддержки и  развития малого бизнеса является налоговая  система. Необходима  целенаправленная программа реформирования налоговой  системы, нацеленная на укрепление и поддержку малых предприятий. Она должна учитывать как зарубежный, так  и  собственный  российский  исторический опыт.

         Следующим важным шагом стало  принятие  Федерального  закона "Об упрощенной системе  налогообложения, учета  и  отчетности  для субъектов малого предпринимательства". Действие упрощенной  системы налогообложения распространяется на индивидуальных  предпринимателей и организации с предельной численностью работающих до  15 человек. Важно отметить, что в отличие от льгот по налогу  на  прибыль, субъектом  упрощенной  системы  налогобложения  могут  стать предприятия, независимо от вида их деятельности.Под действие упрощенной системы налогообложения не попадают предприятия, занятые выпуском подакцизной продукции, предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных  подразделений  действующих  предприятий, а также кредитные, страховые  организации, инвестиционные  фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и прочие организации, для которых в законодательном порядке установлены особые правила ведения бухгалтерского учета и отчетности. При этом совокупный размер  валовой  выручки предприятия в течении года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на право  использования  упрощенной  системы налогообложения, не должен превышать  100000-кратной  суммы  минимального размера оплаты труда.

           Объектом налогообложения единым налогом организаций в  упрощенной системе налогообложения является совокупный доход или  валовая выручка, полученные за отчетный период. Если переход на упрощенную систему налогообложения - добровольное дело  малого  предприятия, то выбор объекта налогообложения  осуществляется  органом государственной власти субъекта Российской  Федерации. Установлены единые правила исчисления совокупного  дохода  и  валовой  выручки. Установлены следующие ставки налога на совокупный доход, подлежащий зачислению: в федеральный бюджет - в размере 10 %  от  совокупного дохода; в бюджет субъекта Российской Федерации  и  местный бюджет - в  суммарном  размере  не  более  20  %  от  совокупного дохода .Если объектом налогообложения выбрана валовая  выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего  зачислению: в федеральный бюджет - 3,33 % от  суммы  валовой  выручки; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - не  более 6,67 % от суммы валовой выручки.     Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида  осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства,  а также пропорции распределения налоговых платежей между  субъектом Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются  решением органа государственной власти субъекта Российской  Федерации. Официальным документом, удостоверяющим право применения малыми  предприятиями упрощенной системы налогообложения, является  патент, выдаваемый сроком на один год. Годовая стоимость патента  устанавливается с учетом ставок единого налога  решением  органа  государственной власти субъекта Российской Федерации  в  зависимости  от вида деятельности. Именно введение патента, наряду с  освобождением от налога на доход, значительно упростит  взаимоотношения  предприятий с  налоговыми  инспекциями, освободит  их  от  рутинной  работы. Приобретение патентов позволило бы вырваться из порочного круга, когда предприятия получают лицензию и не доходят до  налоговой инспекции. Именно патент должен стать основным документом для многочисленных контролирующих органов, осуществляющих надзор за  деятельностью предприятий. Несмотря на некоторое  снижение  поступлений в бюджет на первом этапе, в последующем можно ожидать  серьезного прироста за счет расширения налогооблагаемой базы на  основе увеличения количества малых предприятий. Для малых предприятий  выгода также очевидна прежде всего из-за сокращения отчетной  работы. Для налоговый инспекций резко  сократиться  объем  контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Государственное  регулирование  деятельности  субъектов  малого предпринимательства.

 

1.1. Программы поддержки малого предпринимательства.

 

     Государственная поддержка малого предпринимательства в  Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого  предпринимательства  в Российской Федерации" от 14.06.1995г.,издаваемые в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской  Федерации. Государственная  поддержка  малого   предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

                 - формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

                 - создание льготных  условий  использования  субъектами  малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а  также научно-технических  разработок и технологий;

                 - установление упрощенного порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования их  деятельности, сертификации их продукции, представления государственной  статистической  и бухгалтерской отчетности;

                  - поддержка внешнеэкономической деятельности  субъектов  малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с  зарубежными государствами;

                  - организация подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для малых предприятий.

 

     Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными , отраслевыми  и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию. Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

Информация о работе Государственное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства