Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 03:17, реферат

Описание

Изучение жизненного пути - одна из центральных, ключевых проблем современного человековедения, в которой сфокусированы фундаментальные интересы философии, социологии, психологии, демографии, этнографии, истории, антропологии и многих других наук. Тема эта весьма многогранна и подразумевает множество разных вопросов. Какова диалектика постоянства и изменчивости личности на разных этапах ее развития?

Работа состоит из  1 файл

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.docx

— 33.15 Кб (Скачать документ)

 

Данные о стабильности, постоянстве многих личностных черт подчеркивают необходимость индивидуализации процессов обучения и воспитания. В то же время доказательство пластичности человеческой природы даже за рамками  детства и юности подкрепляет  надежды на возможность изучения и коррекции некоторых благоприобретенных качеств, стиля мышления и т.д. Понимание  индивидуальной изменчивости и вариабельности жизненного пути - серьезное предупреждение против абсолютизации ценности жесткой  идентификации личности с той  или иной профессиональной ролью  или положением. Современная социализация должна быть гибкой, допускающей возможность  новых жизненных стартов, ресоциализации к изменившимся условиям, перемене работы, семейного статуса и т.д. Сравнительно-историческое изучение жизненного пути - необходимое условие понимания диалектики общего и специфического в современной подростковой и юношеской субкультуре.

 

Примечания

Доклад на Всесоюзной конференции "Проблемы комплексного изучения человека", проходившей в Москве в 1988. Опубликован  в сб.: Человек в системе наук / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989.

Кроме многочисленных индивидуальных монографий это направление представлено двумя многотомными сериями публикаций: Developmental psychology. N. Y., L., Academic Press (с 1970) and Life-span development and behavior. N. Y., L., Academic Press (с 1978; с 1985 -Erlbaum).

Riley M.W. a.o. (eds.). Aging and Society. 3 vols. N. Y., 1969-1972.

Riley M.W. a.o. (eds.). Aging from birth to death. 2 vols. Boulder, 1979; 1982.

См., напр.: Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. - М., 1977; Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. - М., 1978; Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / Под ред. Л.В. Сохань. - Киев, 1987; Грибакин А.В. Жизненный путь как социально-историческое утверждение человека. - Иркутск, 1985.

См., напр.: Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. - М., 1981; Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1987.

См.: Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984; Жизненный путь личности / Под ред. Л.В. Сохань. - Киев, 1987 (гл. 4, § 3).

Краткий психологический  словарь. - М., 1985. - С. 216.

См. Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение / Под ред. М.Х. Титма. - Таллин, 1985.

См. подробнее: Кон И.С. Понятие  поколения в современном обществоведении // Актуальные проблемы этнографии и  современная зарубежная наука. - Л., 1979.

Ананьев Б.Г. Человек как  предмет познания. - Л., 1969. - С. 103.

Там же. С. 104-105.

См.: Тих Н.А. Ранний онтогенез  поведения приматов. - М., 1966; Ананьев  Б.Г. Ук. соч.

Hareven T.K. Introduction // Transitions. The Family and the Life Course in Historical Perspective. - N. Y., 1978. P. 5.

Elder G.H. Children of the Great Depression. - Chicago 1974; G.H. Elder (ed.) Life course dynamics. - Ithaca, 1985.

Human development and the Life Course: Multidisciplinary perspectives / Ed. by A. Sorensen, F. Weinert, Sherrod. N. J., 1986; Studying persons and lives / Ed. by A. Rabin, R. Zucker, S. Frank. N.Y., 1990.


Информация о работе Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования