"Слово о Законе и Благодати" митрополита Киевского Илариона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 15:48, реферат

Описание

Иларион (ум. после 1051 г.) – первый митрополит Киевский из русских с 1051 г., автор первого русского литературно-философского сочинения "Слово о Законе и Благодати". О его жизни нам практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в "Повести временных лет", запись похожего содержания в конце "Исповедания веры" самого Илариона (или от его имени), ссылка Симона на "Житие Антония" (о поставление в пресвитеры и пострижении Илариона Антонием Печерским) и упоминание его имени в "Уставе Ярослава".

Работа состоит из  1 файл

Слово о Законе и Благодати.docx

— 32.38 Кб (Скачать документ)

Затем же, видев, как Измаил, сын Агари, играет с сыном ее Исааком и терпит Исаак от Измаила обиды, сказала Сарра Аврааму: "Изгони рабу <сию> с сыном ее, ибо не наследует сын рабынин с сыном свободной". — По вознесении же Господа Иисуса, когда ученики и иные, уверовавшие уже во Христа, были в Иерусалиме и иудеи и христиане пребывали совместно, тогда терпело благодатное крещение обиды от законного обрезания и христианские церкви в Иерусалиме не принимали епископа из необрезанных, ибо, похищая первородство, обрезанные притесняли христиан: сыны рабыни — сынов свободной, — и бывали между ними многие распри и споры. И, увидев, как чада ее, христиане, терпят обиды от иудеев, сынов работного закона, вознесла свободная благодать вопль свой к Богу: "Изгони иудеев с законом их и рассей между язычниками, ибо что общего между тенью и истиной, иудейством и христианством?"

И изгнана была Агарь-рабыня с сыном ее Измаилом, а Исаак, сын свободной, стал наследником  Аврааму, отцу своему. — Изгнаны  были и иудеи и рассеяны среди  язычников, а чада благодати, христиане, стали наследниками Богу и Отцу. Ведь исчезает свет луны, лишь только воссияет солнце; и холод ночной проходит, как солнечное тепло согревает  землю. Так и закон <миновал> в  явление благодати. И не теснится уже человечество в <ярме> закона, но свободно шествует под <кровом> благодати.

Иудеи ведь соделывали оправдание свое в <мерцании> свечи  закона, христиане же созидают спасение свое в <сиянии> солнца благодати. Ибо  иудейство посредством тени и  закона оправдывалось, но не спасалось. Христиане же поспешением истины и благодати не оправдываются, но спасаются.

В иудействе  тем самым — оправдание, в христианстве же — спасение. И оправдание —  в сем мире, а спасение — в  будущем веке. И потому иудеи услаждались  земным, христиане же — небесным. И к тому же оправдание иудейское, — по причине ревности подзаконных, — убого было и не простиралось на другие народы, но свершалось лишь в Иудее. Христианское спасение же — благодатно и изобильно, простираясь во все края земные. <…>

Так и произошло. Закон ведь и прежде был и несколько  возвысился, но миновал. А вера христианская, явившаяся и последней, стала  большей первого и распростерлась во множестве народов. И благодать  Христова, объяв всю землю, ее покрыла, подобно водам моря. И, отложив  все ветхое, ввергнутое в ветхость злобой иудейской, все новое хранят, по пророчеству Исайи: "Ветхое миновало, и новое возвещаю вам; пойте Богу песнь новую, славьте имя его  от концов земли, и выходящие в  море, и плавающие по нему, и острова  все". И еще: "Работающие мне  нарекутся именем новым, кое благословится  на земле, ибо благословят они  Бога истинного". <…>

И подобало благодати  и истине воссиять над новым народом. Ибо не вливают, по словам Господним, вина нового, учения благодатного, "в  мехи ветхие", обветшавшие в иудействе, — "а иначе прорываются мехи, и вино вытекает". Не сумев ведь удержать закона — тени, но не единожды поклонявшись идолам, как удержат учение благодати — истины? Но новое учение — новые мехи, новые народы! "И сберегается то и другое".

Так и совершилось. Ибо вера благодатная распростерлась по всей земле и достигла нашего народа русского. И озеро закона пересохло, евангельский же источник, исполнившись водой и покрыв всю  землю, разлился и до пределов наших. И вот уже со всеми христианами  и мы славим Святую Троицу, а Иудея  молчит; Христос прославляется, а  иудеи проклинаются; язычники приведены, а иудеи отринуты. <…>

И уже не идолопоклонниками  зовемся, но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь  вечную. И уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, <закалаем> и раздробляем в жертву Богу и Отцу. И уже не <как прежде>, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую кровь Христову вкушая, спасаемся.

Все народы помиловал  преблагой Бог наш, и нас не презрел он: восхотел — и спас нас и привел в познание истины! <…>

Хвалит же гласом хваления Римская страна Петра и  Павла, коими приведена к вере в Иисуса Христа, Сына Божия; <восхваляют> Асия, Ефес и Патмос Иоанна Богослова, Индия — Фому, Египет — Марка. Все страны, грады и народы чтут и славят каждые своего учителя, коим научены православной вере. Восхвалим  же и мы, — по немощи нашей <хотя бы и> малыми похвалами, — свершившего  великие и чудные деяния учителя  и наставника нашего, великого кагана земли нашей Владимира (4), внука  древнего Игоря (5), сына же славного Святослава (6), которые, во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах, победы и могущество их воспоминаются и прославляются поныне. Ведь владычествовали они не в безвестной и худой земле, но в <земле> Русской, что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах земли.

Сей славный, будучи рожден от славных, благородный —  от благородных, князь наш Владимир и возрос, и укрепился, младенчество оставив, и паче возмужал, в крепости и силе совершаясь и в мужестве и мудрости преуспевая. И самодержцем стал своей земли, покорив себе окружные народы, одни — миром, а непокорные — мечом.

И когда во дни свои так жил он и справедливо, с твердостью и мудростью пас землю свою, посетил его посещением своим Всевышний, призрело на него всемилостивое око преблагого Бога. И воссиял в сердце его <свет> ведения, чтобы познать ему суету идольского прельщения и взыскать единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. <…>

Как же мы тебя восхвалим, о досточестной и славный средь  земных владык и премужественный  Василий? Как же выразим восхищение твоею добротою, крепостью и силой? И какое воздадим благодарение тебе, ибо приведены тобою в познание Господа и избыли идольское прельщение, ибо повелением твоим по всей земле  твоей славится Христос? Или что  тебе <еще> примолвим, христолюбче, друже правды, вместилище разума, средоточие милости? <…>

О подобный великому Константину (7), равный <ему> умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям его! Тот со святыми отцами Никейского Собора (8) полагал закон народу <своему>, — ты же, часто собираясь с новыми отцами нашими — епископами (9), со смирением великим совещался <с ними> о том, как уставить закон народу нашему, новопознавшему Господа. Тот покорил Богу царство в еллинской и римской стране, ты же — на Руси: ибо Христос уже как и у них, так и у нас зовется царем. Тот с матерью своею Еленой (10) веру утвердил, крест принеся из Иерусалима (11) и по всему миру своему распространив <его>, — ты же с бабкою твоею Ольгой (12) веру утвердил, крест принеся из нового Иерусалима, града Константинова, и водрузив <его> по всей земле твоей. И, как подобного ему, соделал тебя Господь на небесах сопричастником одной с ним славы и чести <в награду> за благочестие твое, которое стяжал ты в жизни своей.

Доброе свидетельство  твоего, о блаженный, благочестия  — святая церковь Пресвятой Богородицы Марии (13), которую воздвиг ты на православном основании и где и поныне мужественное тело твое лежит, ожидая архангельской  трубы.

Доброе же весьма и верное свидетельство <тому> —  и сын твой Георгий (14), которого соделал  Господь преемником власти твоей  по тебе, не нарушающим уставов твоих, но утверждающим, не сокращающим учреждений твоего благоверия, но более прилагающим, не разрушающим, но созидающим. Недоконченное тобою он докончил, как Соломон — <предпринятое> Давидом (15). Он создал дом Божий, великий и святой, <церковь> Премудрости его (16), — в святость и освящение граду твоему, — украсив ее всякою красотою: и золотом, и серебром, и драгоценными каменьями, и дорогими сосудами. И церковь эта вызывает удивление и восхищение во всех окрестных народах, ибо вряд ли найдется иная такая во всей полунощной стране с востока до запада.

И славный град твой Киев он окружил величием, как  венцом, и народ твой и град святой предал <в покровительство> скорой помощнице христианам Пресвятой  и Преславной Богородице, которой  на Великих вратах и церковь воздвиг  во имя первого Господского праздника  — святого Благовещения (17), чтобы  приветствие, возвещенное архангелом Деве, прилагалось и к граду  сему. И если той <возвещено было>: "Радуйся, благодатная! Господь с тобою!", то граду: "Радуйся, град православный! Господь с тобою!" <…>  

ПРИМЕЧАНИЯ: 
1. Слова заглавия ("Слово о Законе и Благодати") восходят к Евангелию от Иоанна, гл. 1, ст. 17: "...закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа". Закон (Ветхий Завет) — совокупность законов и заповедей, которые Бог сообщил еврейскому народу через пророка Моисея на пути из Египта в Палестину. Благодать – Новый Завет, данный Иисусом Христом всем верующим в него.

2. Некоторые  исследователи считают, что в  словах Илариона о том, что  человек может спастись и обрести  вечную жизнь после смерти  только одним фактом крещения  в христианскую веру, свидетельствуют  о принадлежности самого Илариона  к кирилло-мефодиевской традиции  в христианстве, более светлой  и оптимистичной, нежели византийская  традиция.

3. Митрополит  Иларион далее излагает библейскую  притчу о Сарре и Агари (Быт. 16–21). Сарра была женой Авраама,  а Агарь его рабыней. Поскольку  Сарра была бесплодной, Авраам  по ее совету породил сына  Измаила от рабыни Агари. Но  Сарра невзлюбила Агарь, и Бог  позаботился о том, чтобы Сарра  в глубокой старости сама смогла  родить сына, названного Исааком.  Кстати говоря, в дальнейшем в  христианских источниках "измаилтянами" или "агарянами" именовались  мусульманские народы, хотя сами  мусульмане производили себя  от Сарры (отсюда – "сарацины"). По Библии Исааку и его потомству  Бог предназначил более высокую  судьбу, нежели потомству Измаила.  Но такого резкого противопоставления, как у Илариона, между свободной  Саррой и рабыней Агарью в  других христианских источниках  нет. Противопоставление острее  подчеркивается в иудаизме. Иларион,  однако, к иудаизму относился  явно отрицательно. У него противопоставление  идет, видимо, от мировоззрения русов,  в рамках которого свобода  и рабство были несоизмеримы. Иларион при этом увязывает  рабство с Ветхим Заветом, а  свободу – с Новым Заветом.  Кроме того, размышления над этой  библейской притчей позволяют  митрополиту Илариону сделать  вывод о том, что Благодать  (Новый Завет), хоть и появилась  позже Закона (Ветхого Завета), тем  не менее, является истиной,  также как истинным сыном Авраама  является Исаак, рожденный от  законной супруги, а не Измаил, появившийся на свет от рабыни.

4. Владимир Святославич  (ум. в 1015) – великий князь киевский, креститель Руси, причтен к лику святых. Интересно, что митрополит Иларион именует князя Владимира Святославича титулом "великого кагана". "Каган" ("хакан") – это высший титул у степных народов, приравниваемый к императорскому. В исторической литературе до сих пор продолжается дискуссия о том, откуда этот титул взялся в "Слове о Законе и Благодати". Одни специалисты считают, что тем самым Иларион подчеркивал равенство русских правителей с византийскими императорами. Другие утверждают, что титул кагана мог быть использован русскими князьями после разгрома Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем. Наконец, еще одна группа исследователей настаивает на том, что титул кагана в роду русских правителей мог быть наследственным, ибо князья Олег и Игорь были выходцами из Русского каганата, который существовал в IX веке на Дону, рядом с Хазарским каганатом.

5. Игорь (ум. в 944 или 945 г.) – князь киевский, дед Владимира.

6. Святослав  Игоревич (ум. в 972) – князь киевский, отец Владимира

7. Константин I Великий  (ок. 285—337) — римский император,  покровительствовавший христианам  и много сделавший для укрепления  христианства в византийско-римской  империи, причтен к лику святых.

8. Имеется в  виду Первый Вселенский собор, состоявшийся в Никее (325 г.), на котором председательствовал император Константин Великий.

9. Митрополит  Иларион неоднократно говорит  о том, что князь Владимир  Святославич совещался с епископами, но ни разу не упоминает ни имени, ни даже титула митрополита. Свидетельство Илариона о том, что при князе Владимире на Руси не было митрополита, стало одним из аргументов для тех ученых, которые считают, что в раннем русском христианстве организация Церкви была иной, нежели в XI в. Эти ученые отстаивают мнение о том, что фактическим главой Русской Церкви был великий князь, а самой Церковью управлял собор епископов. Следовательно, если исходить из подобной точки зрения, то ранняя Русская Церковь не была подчинена Константинопольскому патриархату, а была самостоятельной.

10. Елена (ум. 327) — мать Константина Великого, покровительница христиан, причтена  к лику святых.

11. Царица Елена  совершила путешествие в Иерусалим,  чтобы отыскать крест, на котором  был распят Иисус Христос. После  обретения ею креста Господня (326 г.) вскоре было установлено  празднование Воздвижения Честного  и Животворящего Креста Господня (335 г.)

12. Ольга (ум. 969) – жена князя Игоря, бабка  князя Владимира, первой из  русских правителей приняла христианство, причтена к лику святых.

13. Имеется в виду киевская соборная церковь Богородицы (Десятинная), построенная св. Владимиром вскоре после крещения киевлян, в которой он был похоронен в 1015 г.

14. Георгий —  крестное имя князя Ярослава  Владимировича Мудрого.

15. При израильско-иудейском  царе (965—928 г. до н. э.) Соломоне, сыне царя Давида, было завершено начатое Давидом строительство Иерусалимского храма.

16. Имеется в  виду киевский собор св. Софии,  который был заложен Ярославом  Мудрым в 1037 г. Слова Илариона  свидетельствуют о том, что  строительство собора до 1050 г. ("верхняя"  дата написания "Слова") было  уже заверщено.

Информация о работе "Слово о Законе и Благодати" митрополита Киевского Илариона