Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ответы философия.docx

— 235.97 Кб (Скачать документ)

 

Они во многом подготовили  переворот в науке, осуществленный в эпоху Галилея и Ньютона и завершившийся созданием механики как первой естественнонаучной теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие экспериментально-математического естествознания в XVII–XVIII вв. Особенности классической науки.

Понятие «классическая наука» охватывает период развития науки с  XVII в. по 20-е годы XX в., то есть до времени появления квантово-релятивистской картины мира. Разумеется, наука XIX в. довольно сильно отличается от науки XVIII в., которую только и можно считать по-настоящему классической наукой. Тем не менее, поскольку в науке XIX в. по-прежнему действуют гносеологические представления науки XVIII в., мы объединяем их в едином понятии - классическая наука. Этот этап науки характеризуется целым рядом специфических особенностей.

 

1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде. Это связано с ориентацией на классическую механику, представляющую мир в виде гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Поэтому механика рассматривалась и как универсальный метод познания окружающих явлений, в результате дававший систематизированное истинное знание, и как эталон всякой науки вообще.

 

Эта ориентация на механику приводила к механистичности  и метафизичности не только классической науки, но и классического мировоззрения, а также проявлялась в целом  ряде частных установок:

 

- однозначность в истолковании  событий, исключение из результатов  познания случайности и вероятности,  которые расценивались как показатели  неполноты знания;

 

- исключение из контекста  науки характеристик исследователя,  отказ от учета особенностей (способов, средств, условий) проведения наблюдения и эксперимента;

 

- субстанциональность - поиск  праосновы мира;

 

- оценка имеющегося научного  знания как абсолютно достоверного  и истинного;

 

- осмысление природы познавательной  деятельности как зеркального  отражения действительности.

 

2. Рассмотрение природы  как из века в век неизменного,  всегда тождественного самому  себе, неразвивающегося целого. Данный  методологический подход породил  такие специфические для классической  науки исследовательские установки,  как статизм, элементаризм и антиэволюционизм. Усилия ученых были направлены в основном на выделение и определение простых элементов сложных структур (элементаризм) при сознательном игнорировании тех связей и отношений, которые присущи этим структурам как динамическим целостностям (статизм). Истолкование явлений реальности поэтому было в полной мере метафизическим, лишенным представлений об их изменчивости, развитии, историчности (антиэволюционизм).

 

3. Сведение самой Жизни  и вечно живого на положение  ничтожной подробности Космоса,  отказ от признания их качественной  специфики в мире-механизме, четко функционирующем по законам, открытым Ньютоном. В этом абсолютно предсказуемом мире (идею всеобщего и полного детерминизма наиболее точно высказал Лаплас: если бы было известно положение всех частей и элементов мира и силы, действующие на них, если бы нашелся ум, объединивший эти данные в одной формуле, не осталось бы ничего непонятного в природе, было бы открыто не только прошлое, но и будущее) не было места жизни, организм понимался как механизм. Казалось, чем дальше шел ход человеческой мысли, тем резче и ярче выступал такой чуждый живому, человеческой личности и ее жизни, стихийно непонятный человеку Космос. Бренность и ничтожность жизни, ее случайность в Космосе, казалось, все более подтверждались успехами точного знания.

 

Лишь одна религия продолжала отводить человеку особое место в  мире. Присущее христианству резкое разделение духовного и материального и упор на превосходство духовного ныне получили противоположную оценку: мир физический все более представлялся основным средоточием человеческой деятельности. Христианское противопоставление духа и материи постепенно превращалось в свойственное классическому мышлению противопоставление разума и материи, человека и Космоса.

 

4. Наука вытеснила религию  в качестве интеллектуального  авторитета. Человеческий разум  и практическое преобразование  природы как результат его  деятельности полностью вытеснили  теологическую доктрину и Священное  Писание в качестве главных  источников познания Вселенной.  Вера и разум были окончательно  разведены в разные стороны.  Место религиозных воззрений  заняли рационализм, который выдвинул  концепцию человека как высшей, или окончательной, формы разума, чем дал жизнь светскому гуманизму;  и эмпиризм, который выдвинул  концепцию материального мира  как важнейшей и единственной  реальности, чем заложил основы  научного материализма.

 

Претендуя на ведущее место  в мировоззрении, наука, тем не менее, оставляла место религии и  философии. Мировоззрение модернизированного общества оставляло человеку право  выбора веры, убеждений и жизненного пути. Правда, чем больше практических результатов давала наука, тем более  прочными становились ее позиции, тем шире распространялось убеждение, что только наука способна обеспечить лучшее будущее человечества. Поэтому религия и метафизическая философия продолжали медленно, но верно клониться к закату. Знаком этого стала знаменитая позитивистская концепция Конта о трех периодах в развитии знаний - религиозном, метафизическом и научном, последовательно сменявших друг друга. Заявления науки о твердом знании мира представлялись не просто правдоподобными, казалось едва ли уместным ставить их под вопрос. Ввиду непревзойденной познавательной действенности науки, а также ввиду строжайшей безличной точности ее построений, религия и философия были вынуждены сообразовывать свои позиции с наукой. Именно в науке современное мышление нашло наиболее реалистичную и устойчивую картину мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Революция в естествознании конца XIX – начала ХХ вв. и становление идей и методов неклассической науки.

 

Состояла в открытии явлений  и появлении теорий, не совместимых  с механистической картиной мира. Причины: опытные факты показали, что не все явления могут быть описаны ньютоновской и электромагнитной физикой.

Открытия, не вписывавшиеся  в модель мира: лучи Рентгена и радиоактивность, квантовая природа излучения  энергии и делимость атома (Планк), существование атомного ядра и электронов нейтронов, α, β-лучей (планетарная модель Резерфорда), существование стационарных электронных орбит и квантовое  излучение энергии при переходе электронов между ними (квантовая  модель атома Резерфорда-Бора), зависимость  между материей и временем, а также  их неабсолютность (теория относительности Эйнштейна), волновые свойства частиц (гипотеза Де`Бройля, подтверждённая в работах Шредингера, Гейзенберга, Борна), невозможность одновременного измерения импульса и координаты частицы (принцип неопределённости Гейзенберга).

Следствия: осознание ограниченности классической механики, формирование суженной сферы её применимости. Необходимость формирования новой картины мира.

Идеи и принципы неклассической науки:

1

Сближение объекта  и субъекта познания, зависимость  знания от применяемых субъектом  методов: картина мира определяется не только его свойствами, но и характеристиками и активностью познающего субъекта (см. кв.мех.)

2

Формирование  нового образа детерминизма и причинности: причинность выражается статистическими закономерностями.

3

Эволюционность объектов: объект рассматривается как динамическая система

4

релятивизм: взаимная зависимость явлений природы

5

Противоречивость  закономерностей: разные методы познания могут давать разные результаты.

6

Принцип дополнительности: возможность применения взаимоисключающих классических понятий.

7

Лишь частичная теоретическая и эмпирическая верифицируемость научного знания


Методы неклассической науки:

1

Отсутствие  универсальных н. методов: нет метода, дающего полную картину явления.

2

Плюрализм научных  методов и средств: знание зависит от применяемых методов.

3

Принцип когнитивного конструктивизма: любые утверждения относительно

 объекта – результат  деятельности мышления по построению  сложных конструкций

 из простых.

4

Наука оперирует  искусственными понятиями.

5

Фактор интуиции при научном поиске.


 

 

 

 

 

 

14 Формирование  науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной  науки.

Формирование  науки как профессиональной деятельности Наука как проф. деятельность начинает формироваться в странах Европы в период бурного подъёма естествознания. У её истоков стоит Фрэнсис Бэкон(1561-1626), утверждавший, что текущие достижения науки ничтожны из-за отсутствия правильного индуктивно-экспериментального метода и разумного управления наукой (создание учёных сообществ, библиотек, выделение профессии учёного, обеспечение учёных необходимым инструментарием). Возникает идея коллективной организованной государственной науки, т.е, академий.

Коллегии наук: 28 ноября 1660г. – меморандум о создании коллегии по развитию физико-математического экспериментального знания в Лондоне. Далее – «Лондонское королевское общество». 1666г. – Парижская академия наук, 1700г. – Берлинская, 1724г. – Петербургская, и т.д.

В XVII в. основной источник н. знаний – книга, где должны излагаться фундаментальные принципы и начала «природы вещей». Книга – базис обучения, фиксации и передачи нового знания. Учёному того времени не достаточно было получить частный результат, но требовалось соотносить результаты с существующей картиной мира и дополнять её. Так работали Галилей, Лейбниц, Ньютон. Уже была необходима коммуникация между учёными – переписка. Далее объём знаний стал таковым, что весь не мог быть усвоен одним человеком.

С конца XVII в. началось углубление специализации н. деятельности, возникают сообщества исследователей-специалистов с коммуникациями на национальном языке, а не латыни. Начинают издаваться н. журналы для объединения исследователей, показывающие направления исследований, а также последние достижения в н. области. Объединение учёных происходило в рамках дисциплины и по н. интересам для решения текущей задачи.

В конце XVIII – 1-ой половине XIX в., из-за роста объёма н. информации, наряду с академиями возникают общества исследователей, работающих в различных областях знания.

Новые формы организации науки  привели к возникновению новых форм учёных коммуникаций, а также необходимости воспроизводства субъекта науки – наука утвердилась как профессия, требующая специфического образования, со своей структурой и организацией.

Возникновение дисциплинарно организованной науки Дисциплина – форма систематизации научного знания. Её структура: передний край-(обзоры->материалы конференций, препринты, депоненты->обзоры и рефераты с обобщениями исследований)->обобщающие монографии->устоявшиеся данные, транслируемые последующим поколениям.

Знание трактуется как объективно-мыслительная структура. Оно должно быть упорядочено  и доступно для передачи. Дисциплинарная организация следует из необходимости  трансляции знания последующим поколениям. Дисциплина также предусматривает соц. институты, нормы н. исследований, связи учёных, н. сообщества, организации по подготовке н. кадров.

Так в период Средневековья были созданы университеты, где сложилась  четкая дисциплинарная организация знания, передаваемая в ходе обучения, и тесно связанная с ней д. организация учебного процесса. Тогда существовали многообразные варианты д. разделения наук. Наиболее известной и признанной была система семи «свободных» искусств, предложенная М. Капеллой: тривиум основных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика и квадривиум продвинутых: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

На рубеже XIV—XV вв. (эпоха Возрождения) дисциплинарно организованные научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни: возникают кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д.

В XVIв. в связи с ростом объема научной информации, образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно организованного обучения.

В XVIв. в Италии возникают академии. Система образования представляется там в виде круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом.

В конце XVIII — начале XIX в. сформировалась дисциплинарно организованная наука, включающая в себя четыре основных блока научных дисциплин: математику, естествознание, технические и социально-гуманитарные науки.

В настоящее время научное знание представляет собой сложноорганизованную систему научных дисциплин.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"