Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа состоит из  1 файл

ответы философия.docx

— 235.97 Кб (Скачать документ)

 

Основные центры – Оксфордский  и Парижский университеты.

 

Оксфордская школа сыграла  значительную роль в развитии и распространении  естествознания. Главная роль в становлении  школы принадлежит францисканцу Роберту Гроссетесту (Большеголовому).

 

Его научные интересы концентрировались  вокруг оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. Гроссетеста называли ярким теоретиком и практиком экспериментального естествознания. В своих работах он высказывал мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. На основе гипотезы дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность. Эти свои идеи исследователь проводил в опытах над преломлением света. Он размышлял также над распространением звуковых колебаний, над морскими приливами, над явлениями из области медицины. Для проверки гипотез Гроссетест использовал методы фальсификации и верификации.

 

Метод фальсификации используется там, где нет еще никакой рациональной теории, и естествоиспытатель вынужден произвести отбор подходящих гипотез, то есть отбросить то, что «не  соответствует природе вещей». Метод  верификации предполагает установление зависимостей путем наблюдения и  проверку их в изолирующем эксперименте.

 

В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался двумя общими «метафизическими» принципами:

 

- Принцип единообразия  природы – все причины всегда  единообразны в своих действиях,  из разнородных действий следует  вывод о разнородных причинах  и наоборот.

 

Этот принцип служил для  отбора теорий, а также руководил  процессом индукции.

 

- Принцип экономии –  если одна вещь доказана из  многих предпосылок, а другая  вещь – из немногих предпосылок,  одинаково ясных, то лучшая  из них та, которая доказана  из немногих, потому что она  быстрее дает знание.

 

Гроссетест пытался выработать общую методологию естественнонаучного исследования, исходя из идей Аристотеля.

 

Наиболее фундаментальным  достижением оксфордской школы  являются теория света и оптика, которые могут пониматься как  основа некоторой универсальной  физической теории.

 

К ученикам Гроссетеста относят английского натурфилософа и богослова Роджера Бэкона – одного из наиболее интересных, оригинальных мыслителей своего века. Мировоззрение Бэкона формировалось под влиянием естественнонаучных интересов оксфордского кружка, с одной стороны, с другой же стороны – в неприятии умозрительных рассуждения схоластиков. Схоластике Бэкон противопоставлял программу практического назначения знания, с помощью которого человек может добиться своего могущества и улучшения жизни. Ему принадлежат идеи, которые предвосхитили будущее развитие науки и техники: суда без гребцов, управляемые одним человеком, колесницы без коней, летательные аппараты и другое.

 

Бэкон создает энциклопедию, в которой значительное место  отводит математике (комплекс дисциплин  из геометрии и арифметики, астрономии и музыки (акустика)). Он считает, что  математика достоверна и несомненна, и с ее помощью необходимо проверять  все остальные науки. Математика – самая легкая из наук, ибо она  «доступна уму каждого», следовательно, с нее надо начинать обучение детей.

 

Бэкон считал, что все  науки должны познаваться с помощью  математических доказательств, доходящих  до истин, а не с помощью диалектических и софистических доводов. Благодаря  применению математики наука может  достигнуть очевидности и истинности. Но для получения истинных знаний одних только математических доказательств  недостаточно. Для лучшего понимания  и устранения сомнений необходим  опыт.

 

Роджер Бэкон выделял  два основных способа познания –  с помощью доказательств и  из опыта. Один из них приобретается  посредством внешних чувств –  человек может полагаться на свои органы чувств, на свидетельства очевидцев, на специально изготовленные инструменты. Однако этого внешнего опыта недостаточно, ибо он не вполне удостоверяет относительно «телесных» вещей из-за трудности  познания и совсем не касается «духовных» вещей. Поэтому необходим другой вид опыта – опыт «внутренний», который становится возможным только в мистических состояниях избранных  благодаря обретению внутреннего  озарения. Второй вид опыта гораздо  лучше первого. Допускает Бэкон  и третью разновидность опыта  – праопыт, которым всемогущий бог наделил святых отцом и пророков. Бог открыл им науки через внутреннее озарение.

 

По Бэкону, Бог, недовольный  людьми, сообщает им только частичную  истину, правду смешивает с ложью. Только опираясь на опыт, люди могут  выявить истину, но в полном объеме она не может быть доступна никому.

 

Бэкон подчеркивал, что «голое доказательство», не сопровождаемое опытом, не может доставить полного удовлетворения. Философ заключает: «Опытная наука  – владычица умозрительных наук». Опыт включает в себя физику, в которую  входят алхимия, астрономия, астрология, медицина, в известном смысле и  математика. Согласно Бэкону, опытная  наука, являясь источником новых  истин, не входящих в эмпирическое содержание других наук, должна обеспечить верификацию (подтверждение или опровержение) умозрительных начал. Кроме того, опытная наука предписывает, как  делать орудия, как ими пользоваться, рассуждает обо всех тайнах природы и повелевает остальными науками.

 

Английский философ и  логик Уильям Оккам внес большой  вклад в развитие логического  учения. Основные работы – «Распорядок», «Избранное», «Свод всей логики». В  эпоху Оккама в формировании знания преобладали вербальные псевдообобщения, которые становились тормозом развития действительно научного, предметного знания. Для разрушения этого препятствия использовалась знаменитая «бритва Оккама» - утверждение: «Без необходимости не следует утверждать многого». Другая формулировка – «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». В дальнейшем выработана более краткая формулировка – «Сущностей не следует умножать без необходимости», что означает, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет.

 

Оккам развивает учение о  существовании двух разновидностей знания:

 

- знание интуитивное –  наглядное, включающее в себя  как ощущение, так и внутреннее  переживание его. С него и  начинается основанное на опыте  знание. Основное назначение интуитивного  знания – констатировать наличие  той или иной вещи.

 

- Знание абстрагированное  – это общее знание, которое  тоже можно непосредственно постичь  в душе, но оно относится к  множеству единичных вещей. В  отличие от интуитивного знания абстрагированное может отвлекаться от существования или несуществования вещей.

 

Теорию общих понятий  Оккам называет терминизмом. Термин – простейший элемент всякого  знания, всегда выраженного словом. Будучи единичным, оно становится общим (в уме) в связи с тем или  иным значением, которое ему придается. Различаются две разновидности  терминов:

 

- естественные термины,  которые могут быть непосредственно  отнесены к соответствующим вещам;

 

- искусственные термины,  которые условны. Словам придается  то или иное значение, относимое  не к одной, а ко многим  вещам. 

 

Из двух разновидностей терминов вытекает два рода наук: реальные, трактующие о самом бытии; и рациональные, рассматривающие понятия с точки  зрения их отношения не к вещам, а  к другим понятиям. Пример науки  второго рода – логика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

 

Эпоха Ренессанса (Возрождения) ? это переломная эпоха, изменившая мировоззрение человека.

 

Начинается развитие техники  и инженерного искусства, более  широкое применение математических расчетов, использование прикладных математических моделей, которое стимулировало развитие математических исследований.

 

Зарождается новый тип  мышления, связанный с процессом  секуляризации, начинающимся в Европе в XV веке и выражающимся в приобретении самостоятельности, автономности по отношению к церкви и религии социально-политической, экономической, духовной жизни ? философии, науки, искусства. Происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится посюсторонний мир, автономным, универсальным и самодостаточным становится индивид. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром «земных вещей», под которым понимается практически ориентированное познание природы.

 

В этот исторический период в культуре складывается отношение  к любой деятельности, а не только к интеллектуальному труду, как  к ценности и источнику общественного  богатства.

 

Это создает новую систему ценностных ориентаций, которая начинает просматриваться уже в культуре Возрождения. С одной стороны, утверждается, в противовес средневековому мировоззрению, новая система гуманистических идей, связанная с концепцией человека как активно противостоящего природе в качестве мыслящего и деятельного начала. С другой стороны, утверждается интерес к познанию природы, которая рассматривается как поле приложения человеческих сил. В эпоху Возрождения начинает складываться новое понимание связи между природным, естественным и искусственным, создаваемым в человеческой деятельности. Традиционное христианское учение о сотворении мира Богом получает здесь особое истолкование. По отношению к божественному разуму, который создал мир, природа рассматривается как искусственное. Деятельность же человека истолковывается как своеобразное подобие в малых масштабах актов творения. И основой этой деятельности полагается подражание природе, распознавание в ней разумного начала (законов) и следование осмысленной гармонии природы в человеческих искусствах ? науке, художественном творчестве, технических изобретениях. Ценность искусственного и естественного уравниваются, а разумное изменение природы в человеческой деятельности выступает не как нечто противоречащее ей, а как согласующееся с ее естественным устройством. Именно это новое отношение к природе было закреплено в категории ?натура?, что послужило предпосылкой для выработки принципиально нового способа познания мира: возникает идея о возможности ставить природе теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов.

 

Новые смыслы категории ?природа? были связаны с формированием новых смыслов категорий ?пространство? и ?время?, что также было необходимо для становления метода эксперимента. Средневековые представления о пространстве как качественной системе мест и о времени как последовательности качественно отличных друг от друга временных моментов, наполненных скрытым символическим смыслом, были препятствием на этом пути.

 

Как известно, физический эксперимент  предполагает его принципиальную воспроизводимость в разных точках пространства и в разные моменты времени. Понятно, что физические эксперименты, поставленные в Москве, могут быть повторены в Лондоне, Нью-Йорке и в любой другой точке пространства. Если бы такой воспроизводимости не существовало, то и физика как наука была бы невозможна. Это же касается и воспроизводимости экспериментов во времени. Если бы эксперимент, осуществленный в какой-либо момент времени, нельзя было бы принципиально повторить в другой момент времени, никакой опытной науки не существовало бы.

 

Но что означает это, казалось бы, очевидное требование воспроизводимости эксперимента? Оно означает, что все временные и пространственные точки должны быть одинаковы в физическом смысле, т.е. в них законы природы должны действовать одинаковым образом. Иначе говоря, пространство и время здесь полагаются однородными.

 

Однако в средневековой  культуре человек вовсе не мыслил пространство и время как однородные, а полагал, что различные пространственные места и различные моменты  времени обладают разной природой, имеют разный смысл и значение.

 

Такое понимание пронизывало  все сферы средневековой культуры ? обыденное мышление, художественное восприятие мира, религиозно-теологические и философские концепции, средневековую физику и космологию и т.п. Оно было естественным выражением системы социальных отношений людей данной эпохи, образа их жизнедеятельности.

 

В частности, в науке этой эпохи оно нашла свое выражение в представлениях о качественном различии пространства земного и небесного. В мировоззренческих смыслах средневековой культуры небесное всегда отождествлялось со ?святым? и ?духовным?, а земное ? с ?телесным? и ?греховным?. Считалось, что движения небесных и земных тел имеют принципиальное различие, поскольку эти тела принадлежат к принципиально разным пространственным сферам.

 

Радикальная трансформация  всех этих представлений началась в  эпоху Возрождения. Она была обусловлена  многими социальными факторами, в том числе влиянием на общественное сознание великих географических открытий, усиливающейся миграцией населения  в эпоху первоначального накопления, когда разорившиеся крестьяне сгонялись  с земли, разрушением традиционных корпоративных связей и размыванием  средневекового уклада жизни, основанного  на жесткой социальной иерархии.

 

Показательно, что новые  представления о пространстве возникали  и развивались в эпоху Возрождения  в самых разных областях культуры: в философии (концепция бесконечности  пространства Вселенной у Д. Бруно), в науке (система Коперника, которая  рассматривала Землю как планету, вращающуюся вокруг Солнца, и тем  самым уже стирала резкую грань  между земной и небесной сферами), в области изобразительных искусств, где возникает концепция живописи как ?окна в мир? и где доминирующей формой пространственной организации изображаемого становится линейная перспектива однородного евклидова пространства.

 

Все эти представления, сформировавшиеся в культуре Ренессанса, утверждали идею однородности пространства и времени, и тем самым создавали предпосылки  для утверждения метода эксперимента и соединения теоретического (математического) описания природы с ее экспериментальным изучением.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"