Шпаргалка по "Философии и истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:10, шпаргалка

Описание

Возникновение философии науки и ее предмет. Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 272.35 Кб (Скачать документ)

 

1.Кризисное состояние  человечества  заставляет искать пути выхода  во всех сферах действительности  и знания.

2 Разочарование в гуманистической  функциональности науки и знания.

3 Паранаучное знание повышает  уровень своих исследований

4 Отмечается некоторый крен в сторону превосходства людей с доминированием правого полушария.

5 Появляются вызовы современности(СПИД, раковые болезни, технологические катастрофы и т. п. )  на который наука ответить не в силах.

 

Корпус современного вненаучного  знания включает в себя:

1 паранауки  - исследуют явления, которые встречаются  достаточно часто, но не объясняются  классической наукой:

1) Воздействие человека на человека(гипноз,телепатия)

2 ) Воздействие вещества на человека (астрология)

3) Воздействие человека на вещество (телекинез)

4)Воздействие вещества на вещество(алхимия)

5) Взаимодействие человека и  космоса (экстрасенсы и космическое  информационное поле) Сюда относится:  Астрология,  хиромантия,  парапсихология)

2 Протонауки  – начальные стадии научного  знания, которые не оформлены    парадигмально и наряду с объективными  компонентами знания включают  в себя вымысел,  компоненты  мистики, религии, мифы и т.п.

Такая ситуация часто обознается аббревиатурой  СПЕНТ – строительные леса научной  теории. Сюда относят концепции Флогистока, мирового эфира, витализма, теплорода, импетуса и т. д

Импетус – сила, позволяющая преодолеть силу трения.

 

3 Девиантная  наука(отклоняющаяся)  - научные концепции, которые не соответствуют доминирующим парадигмам и не признаются официальными академичесими кругами. Например: теория пассионарности  Гумилева, гелиология Чижевского, новая концепция истории Фоменко и Носовского и т.д.

 

4 Вульгаризованная  наука: ( упрощенная народная) – редуцирующая сложное к простому.

Например:

1) Концепции сознания вульгарных  материалистов (Фогт, Бюхнер, Мелешотт)- полагали, что мозг выделяет мысль так же как печень выделяет желчь.

2) Вульгарный экономизм – сведение  всех социальных процессов к  экономическим причинам. Например: биологические воззрения Лысенско  – перенос марксистского учения  о влиянии среды на человека  на биологические процессы. Лингвистическая  теория Марра где применятся классовый подход к сознанию и языку

 

5 Лженаука- это сознательное введение в  заблуждение на основе подтасовки  или трактовки заведомо ложного  как истинного с целью достижения  славы в научном мире и коммерческого  успеха.

6 религиозное  познание – базируется на откровении  и экзегетических методиках

7 Художественное  познание – выявляется не в  понятиях, категориях и терминах, а в образах и основывается  на вдохновениях

8 Обыденное  познание (вопрос №5)

9 Эзотерическое  познание – знание посвященных.

10 философское  познание-знание о всеобщем основанное на рефлексии и имеющее национальный и личностный характер.

 Вывод:

    1. К вненаучному знанию следует относиться без снобизма  так как оно в чем-то может значительно превосходить знание научное
    2. Для выживания общества необходимо развивать все виды знаний так как неизвестно, какая из них обеспечит наилучшую выживаемость человека.

Вопрос   6

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - Одним из главных свойств научного знания является его интерсубъективность, заключающаяся в том, что любое научное знание, стремясь к объективности, исключает (элиминирует) всё субъективное, свойственное сознанию и привносимое сознанием, человека, занимающегося научной деятельностью. В силу этого научные знания одинаковы для всех и имеют характер некоторой принудительности. Исследователь должен в максимальной степени отрешиться от всех личных вкусов, склонностей, пристрастий, так сказать, вынести их за скобки, занимаясь научной деятельностью «без гнева и пристрастья». Учёный просто должен фиксировать, «протоколировать» изучаемые явления действительности, он не может ничего примысливать, искажать реальное положение вещей. Таким образом, учёный (в отличие, например, от творца, художника и даже философа) не свободен, а скован жёсткими рамками необходимых условий ради достижение максимально достоверного знания. Результатом интерсубъективности является то, что продукты научной деятельности почти не несут на себе отпечатка личности учёного, его мировоззрения, чего нельзя сказать о художественных произведениях, а часто и о философских идеях. В искусстве то или иное произведение органически связано с создавшим его автором. Если бы Л. Н. Толстой не написал «Войну и мир», этого романа не существовало бы, а если бы, например, Ч. Дарвин не создал теорию органической эволюции, её создал бы кто-нибудь другой. Она появилась бы лишь потому, что представляла необходимый этап развития биологического знания. Таким образом, научное знание являет собой образец объективного знания. Интерсубъективность научного знания во многом основывается также на его рациональности, поскольку законы мышления общи для всех. Рациональность исходит из того, что всё в мире может быть понято из него самого, на основе действующих в мире законов. Наука является результатом деятельности именно рациональной сферы сознания.[2] Научное знание открыто для компетентной критики, в нём ничто не должно приниматься на веру и в любой момент может быть оспорено (в этом кардинальное отличие науки от религии). Особенности   языка   науки Наличие собств. языка – каждое Н. д. иметь св. язык. Не м.б. у 2-х разн. Н. одинакового языка. Сущ-т два стиля языка: 1) устно-разговорный (литер-разгов, разгов-бытовой, ораторский). 2) письменно-книжный (офиц-деловой, публицистич-й, беллетрический,научный).

     Стремление к точности языка. Отчасти этому способствовало то, что ученые говорили на латыни. «Привычка» сохранилась и в современной науке (фармакология)

Специфические черты

- точность, однозначность выражения языка

- во избежание парадоксов в  науке принято различать язык  объектный и метаязык. На нем описывается язык объектов

        В  языке   науки  можно выделить понятийные слои:

1)Специфичных для данной дисциплины терминов (тезаурус)

2)Слой общенаучных понятий.

      Основные источники  – частные дисциплины, философия,  неспециализированное функционирование  языка. Объект, состояние, свойство, причинность, устойчивость, закон,  пространство, время, система...- общие. Они определяют структуру познавательной деятельности, нацеливая внимание исследователя на определенные аспекты изучаемого объекта.

3)Элементы естественного языка  в виде вспомогательных, общезначимых  слов и грамматики. Употребление  метафор в науке. Метафоры скрывают  уподобление, они не точны,  позволяют разорвать цепи строгости,  точности, выразить неясную гипотезу.

         Язык   науки  развивался вместе с  наукой. Выводятся:1.забывают, 2.критика.  Введение:1.если необходимо назвать,  обозначить принципиально новое  открытие, 2.если термины позволяют  по-своему сформулировать проблему  или увидеть объект. Среди наук  есть полностью формализированные  языком.

        Принципы построения формализированного  языка

1.четкое разграничение...

2.задается первичный алфавит  (перечень исходных знаков, символов, терминов)

3.правила интерпретирования знаков и символов

4.правила составления сложных  выражений из элементарных знаков и символов

5.формулируются правила, с помощью  которых осуществляется переход  от одних сложных элементов  к другим производным сложным элементам

        Функции языка

Главная функция языка заключается  в назывании, чтобы слово могло  быть репрезентантом конкретного объекта.

Неопозитивизм: было отмечено, что  слова не просто обозначают, они  имеют подсмыслы. Была поставлена проблема создать адекватный нейтральный формализированный язык.  Язык   науки не может быть нейтральным по отношению к опыту и культуре.

Постнеклассическая философия: преувеличение  значения концептуальной зависимости терминов (Т.Кун)

1.   Обозначение объектов мысли  (репрезентирование)

2.   При репрезентировании  мы в то же время категоризируем их (разбиваем на группы)

3.   В языке происходит создание  идеальных объектов (создаем объекты  с определенными выделенными свойствами)

4.   Средство оформления мысли.  Лишь в такой форме знание  может войти в состав науки

5.   Функция коммуникации в науке

6.   Посредством языка структурируется  познавательная деятельность, опыт.

Понятия и определения

В  языке   науки  следует  различать: термин, понятия и определения

Понятия – мысль об объекте, отражающем объект в его отличительных и  сущностных чертах.

Термин – словесное выражение понятия.

Определение (дефиниция) – отграничить  это понятие (явление) от других понятий (явлений).

        Основными характеристиками понятия являются содержание понятия и объем

Содержание понятия – информация о признаках, характерных для  данного объекта или группы объектов

Объем – множество объектов, обозначенных данным понятием

Объем и содержание находятся в  обратно пропорциональной зависимости, т.е. чем больше нетривиальной информации содержится в понятии, тем меньше объем понятия. Объем бывает единичный, общий и пустой (нулевой). Группа, которая обозначается, состоит из одного, нескольких и нет объектов. В основе пустоты: логическое противоречие («большая половина», «законопослушные преступники»); фактические противоречия (молодильное яблоко)

Наука пользуется и  простыми понятиями:

1.при выдвижении гипотез,

2.понятия, которые обозначают  некоторое предельное состояние  объекта (абсолютно черное тело, идеальный газ)

    Законы – это схемы,  которые сформулированы не относительно  конкретных событий, а относительно  неких идеальных объектов

Посредством дефиниции уточняются выражения языка или вводятся новые понятия

Основные способы дефиниции: 1.Через  указания родовой принадлежности объекта  и его видового отличия. 2.Генетически  через указания способа происхождения  объекта. 3.Операциональный – указываем  средство, процедуру, с помощью которой  мы определили этот объект.

Используются и другие способы:

Астенсивные определения – процедуры, сходные с определениями

Описание – не систематическое (систематическое) собрание всех характеристик данного объекта

Сравнение – сопоставление характеристик  объекта в сравнении с чем-то

Контекстуальные определения –  скрытно содержатся в тексте. В  образовании и науке (особенно социальная сфера) в начале рассмотрения объекта  дается некое поверхностное определение  объекта и в конце лекции возникает  новое определение, богатое оттенками  – восхождение от абстрактного к  конкретному (в диалектичной логике)

        Ошибки в определениях

Определение слишком широкое (наука  – духовное...)

Определение слишком узкое (наука  – истинное знание о мире)

Определение включающее в себя круг (понятие А определяется через В, а В через А)

Неясное, непонятное определение (одно неизвестное сводится к другому)

Обращение за разъяснением к этимологии терминов (происхождение терминов)

ДОПОЛНЕНИЕ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ ВОПРОСА

Язык – это знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных  уровнях, включая мышление и научное  мышление. Мышление – это особые способы преобразования предметов, не затрагивающие их материального  существования. Можно сказать, что  это способность рассматривать  предмет опосредованно, т.е. в связях, которые не даны в непосредственном восприятии или практически. Они  представляют собой реконструкцию, проектирование, конструирование предмета в идеальном плане. Рассмотрим взаимодействие двух положительных электрических  зарядов (уточнение «двух положительно заряженных тел» существа дела не меняет). Рисунок наглядно моделирует теоретическое  представление. Такая модель сверхчувственна, умопостигаема. В бытийном смысле чувственно воспринимаема двунаправленная  стрелка, а не реальная связь. Мышление здесь, таким образом – это  реконструкция элемента электростатической теории, проектирование в идеальном  плане действительности, выраженной на языке электростатики посредством  посттеоретического образа.

Рассмотрим теперь уровни языка, отталкиваясь от схемы преобразующей деятельности человека: опредмечивания – распредмечивания. Мысль опредмечивается на трех уровнях. Первый – уровень мимики, жестов, поз, элементарных запрещающих (например, запугивающих) или разрешающих (скажем, побуждающих к какому-либо действию) звуков и знаков, типа знаков дорожного движения. Они могут быть весьма сложными, но отличаются непосредственной наглядностью и присущи всему животному миру, закрепляясь условно либо в виде инстинктов. Второй уровень – живая и письменная речь с учетом того различия, что живая речь – это индивидуальное воплощение мысли в языке, а письменность – интерсубъективное, коммуникативное. Но существует и третий, решающий для культурного развития человечества уровень – предметный, включающий и орудия человеческой деятельности, технику и технологии. Сознание, мышление стало на этом уровне реальностью воплощенных абстракций разума – от «второй природы» до институтов гражданского общества. Разум получил воплощение в идеально-знаковых и в вещественных, предметных моделях. И все эти культурные воплощения мысли есть язык в широком смысле. Поэтому столь обширны по охвату социальные функции языка, из которых в качестве основных выделим четыре: мышления; памяти, в том числе социальной; коммуникативная; управленческая.

В  научных исследованиях, как и в обыденном языке, присутствуют следующие три типа понятий: предметные, операциональные и ценностные. Первые относятся к именам предметов, описывают вещи, их свойства и отношения, вторые – действия и операции исследователя, процессы получения знаний (например, комплексные и мнимые величины, комплексные переменные). Третьи, ценностные понятия характеризуют исходные установки проблематизации научного поиска (например, наше убеждение в возможности открытия необходимых, существенных и общих, в пределе всеобщих отношений, то есть законов науки,  или в том, что в основе происходящих событий лежат причинные факторы). 

 

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ — в общем случае характеристика результата научного опыта (наблюдения, экcперимента) как независимого от конкретного исследователя. Интерсубъективным называется такое научное знание, которое получено в условиях "непрерывного (непрерывно повторяющегося) эксперимента и верифицировано бесконечно большим количеством исследователей". Объективное знание суть практически недостижымый предел. 
Интерсубъективность знания означает такую его характеристику как исторически обусловленная достижимая степень точности отражения. 
Интерсубъективными были и закон гравитации Галилея, и и закон гравитации Ньютона, и закон гравитации Эйнштейна: каждый раз изменялась лишь конвенциально принимаемая допустимая для практики величина ошибки отражения. Сам единичный исследователь не способен верифицировать свой научный результат в силу субъективности взгляда. Таким образом, интерсубъективным становится знание, прошедшее объективно необходимую (исторически обусловленную) независимую проверку на адекватность реальности (верификацию).

 

 

 

Вопрос 8

Истина и ее критерии

 

Истина  – это идеальное воспроизведение  в процессе познания объективной  действительности. Это такое содержание наших знаний, которое содержит изоморфно  самой объективной реальности.

Различают онтологические и гносеологические подходы к истине. В рамках онтологического  подхода истина рассматривается  как особого рода бытие. Примером онтологического отношения к  истине является философия Платона. Он понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как  и другие эйдосы, обладает собственным  онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления. Суть онтологизма, независимо от различных вариаций внутри этой парадигмы, остается одной и той же: истина – есть независящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте.

Онтологизму противостоит гносеологическое понимание  истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции – истина есть характеристика знания, несуществующая в отрыве от него, а значит и от познающего объекта, этим знанием обладающим. Именно эта парадигма получила наибольшее распространение в философии.

Общепризнанной  в рамках гносеологизма является классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности. Классического понимания придерживаются как материалисты, так и идеалисты.

Здесь истине приписывается ряд характеристик: объективность (предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта), абсолютность (понимается как ее полнота, безусловность и окончательность), относительность (означает ее неполноту, незавершенность, условность), динамичность, конкретность и др.

Всякая  истина есть знание, но не всякое знание есть истина.

В истории  развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины: ясность и отчетливость представления, внутренняя согласованность и непротиворечивость знания, простота (экономность), ценность, полезность, чувства, общезначимость и общепризнанность, практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке).

Критерий  непротиворечивости предполагает, что  истинное знание должно выражаться в  логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует  либо о заблуждении, либо о лжи.

Системность предполагает, что новое знание должно быть согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как  истина.

Критерий  эвристичности вступает в силу, когда  перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяет принять решение.

Суть  критерия простоты в следующем: из двух теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность более просто.

Красота еще более субъективный критерий, выражает личностную удовлетворенность  результатами познаний.

Полезность  – знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, независимо от его содержания.

Необходимо  отметить, что ни один из критериев  истины нельзя рассматривать как  абсолютный и применять в отрыве от других. В комплексе они позволяют  с большей точностью отграничить  истинное от неистинного.

Понятие истины. Проблема соотношения  объективного и субъективного в  истине. Признаки и критерии истины.

 

 

Истина – это адекватное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизведение  объекта таковым, каков он есть на самом деле, вне зависимости от человека. Истина - это объективное  содержание знания о предмете, находящееся  в постоянном развитии.

 

Истина — такая качественная характеристика мысли, представления  или суждения, которая позволяет  считать их знанием. Истиной также  может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом истина есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания. Противоположным истине является понятия лжи.

В общей философии под истиной  подразумевают соответствие положений  некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии, понятие истины совпадает  с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное  и недостоверное знание по степени  его принципиальной возможности  согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности и бесполезности (эффективности  и неэффективности).

В науке (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной  стороны, истина есть в традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это самостоятельная  ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать  с объективной реальностью, как  минимум быть комплексом базовых  решений теоретических и практических задач.

Проблема соотношения объективного и субъективного в истине

Истина есть единство объективного и субъективного, т.е. внутренние законы самого мира выражаются в теоретических  формах человеческого (научного) мышления. Для субъективного материализма «объективность» – это независимость  наших знаний от субъективных особенностей человеческого познания. Для субъективного идеализма «объективность» – общая значимость, конвенция для какого-либо научного сообщества; Сознание человека способно на истинное отражение действительности, т.к. относится к любому предмету, взаимодействует с любым предметом по его собственным меркам (в отличие от животных,

Признаки и критерии истины

В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии, понятие истины совпадает  с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное  и недостоверное знание по степени  его принципиальной возможности  согласовываться с действительностью, по его самостоятельной непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности (эффективности).

В логике, для которой значение истинности суждений и умозаключений  является одним из преимущественных предметов изучения, критерием истинности выступает логическая правильность: относительная полнота формально-аксиоматических  систем и абсолютное отсутствие в  них противоречий.

В разделах науки (физике, химии, истории, социологии и др.) категория истины обладает двойственной характеристикой. С одной стороны, истина есть в  традиционном понимании цель научного познания, а с другой — это  самостоятельная ценность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания совпадать с объективной  реальностью, как минимум быть комплексом базовых решений теоретических  и практических задач.


 

 

13

. Основные методы и  формы научного познания.

Познание — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Виды: обыд, игровое, мифолог, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное.

Особенности научного познания: 1. Основная задача научного знания-обнаружение объективных законов действительности:природных, социальных 2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. 3. Воплощение науки в практике 4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке 5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства: приборы, техника..6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Метод (от греческого слова «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, т. е. имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение Исходной формой рационального познания является понятие-это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений».

 Индукция – (лат. наведение) – способ поиска общих утверждений, положений, гипотез и закономерностей путём исследования частных случаев. И. зародилось в древности (Сократ, Аристотель). 1620 г. Ф.Беком изложил законы И. как метода открытия новых истин в науке. И. является умозаключением, в котором посылки подтверждают или делают вероятным заключения но не обеспечивают его истины.

 Дедукция (лат. выведение) доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на осн6ове законов логики, носящее достоверный характер (от общего к частном) построение теории при помощи вывода Д. используется для систематизации и более строгого и последовательного выделения всех следствий из него. Античные ф (Платон, Аристотель), новое время (Декарт, Лейбниц), 19-20в. Чётко сформулированы принципы Д. (аппарат мат. Логики.

 Анализ и синтез (греч. разложение и соединение). А – расчленение объекта на простые составляющие (выделение главного, классификация).

 Аналогия –(греч. сходства)- установление отношений между двумя предметами, перенос информации, полученной при исследовании предмета (модели) на другой предмет, называемый прототипом (прим: пропорция, подобие (19в.) атомные модели (20в.).

 Сравнение - сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или различия  между ними. Эксперимент – (лат. опыт) исследование к.л. явлений путём активного воздействия на них при помощи создания новых усл., соответствующих целям исследования.Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира.


ДОПОЛНЕНИЕ К 13

 

 

Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) представляет собой совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование  процесса познания или практического  преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определённых правил, приёмов, способов, норм познания и действия. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет экономить  силы и время, позволяет избегать ошибок.

Для изучения методов существует целая  область знания, которая называется методологией. «Методология» имеет 2 значения: система определённых способов и приёмов, применяемой в той или иной сфере деятельности; учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Любой метод детерминирован не только предшествующими и сосуществующими  одновременно с ним методами, теорией, на которой он основан. Каждый метод обусловлен своим предметом, тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы). Метод как способ исследования и иной деятельности не может оставаться неизменным, всегда равным самому себе во всех отношениях, а должен изменяться в своём содержании вместе с предметом, на который направлен. Истинным должен быть не только конечный результат познания, но и путь к нему (метод).

Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности.

Первую группу составляют всеобщие методы познания; их два – диалектика и метафизика. Это общефилософские  методы познания.

Метафизике свойственно: а) представлять мир находящимся  в покое, б) рассматривать разные моменты бытия изолированно друг от друга, в) строить категорические утверждения по принципу “или то, или  это”. В свою очередь, диалектике свойственно: а) представлять мир находящимся  в развитии, б) рассматривать взаимосвязанность  разных моментов бытия, в) строить противоречивые суждения по принципу “и то, и это” (ибо противоречивость заложена в  основу диалектического метода познания).

Вторую группу составляют общенаучные  методы познания. Это методы, которые  используются в самых различных  областях науки, т.е. они имеют междисциплинарный  спектр применения. Дальнейшая же классификация  общенаучных методов базируется на представлении об уровнях научного познания.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием  рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных  операций». Теоретический уровень - более высокая ступень в научном  познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Третью группу составляют частнонаучные  методы познания. Это методы, которые  используются только в рамках исследований какой-нибудь конкретной науки или  какого-нибудь конкретного явления. Каждая частная наука имеет свои специфические методы исследования. Примерами частнонаучных методов являются, скажем, метод зондирования, используемый в метеорологии, или метод спектрального анализа, используемый в металловедении или космофизике.

 

Вопрос 11 Эмпирический уровень  научного знания и его методы.

1) Уровни научного познания. Традиционно  принято различать два уровня  научного познания: эмпирический  и теоретический. 2) Структура эмпирического знания. Несмотря на близость понятий чувственного и эмпирического уровня знания между ними не может иметь место логическая выводимость одного вида знания из другого. Между этими уровнями знания существует другой тип отношений: логическое моделирование чувственных данных на некотором языке.Эмпирическое знание имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней: - первичным уровнем эмпирического знания является единичное эмпирическое высказывание, его содержание - это фиксация результатов единичных наблюдений. (фиксируется точное время и место наблюдения) - вторым, более высоким уровнем эмпирического познания являются факты. Они представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это общие утверждения статистического или универсального характера. Факты символически выражаются в таблицаз, графиках, диаграммах. - Третьим, еще более высоким уровнем эмпирического знания является эмпирические законы различных видов (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические).- Четвертым уровнем существования научного  знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное моножество соответствующих эмпирических законов и фактов.(Например - небесная механика Кеплера).Различие между уровнями внутри эмпирического знания носят скорее количественный, чем качественный характер. Существуют три основных метода получения нового знания: операциональный (указывается последовательность осуществимых операций, выполнение которых позволяет шаг за шагом вывить реальный смысл понятия), экспериментальный (исследователь задает  вопрос" интересующему его объекту и получает от него  ответ") и логико-математический. Операциональный и экспериментальный методы образуют средства получения эмпирического знания. На операциональном уровне используются такие методы как - наблюдение, сравнение, измерение.3) Методы эмпирического уровня научного познания. Наблюдение. В отличие от простого созерцания предполагает наличие замысла, целей и средств, с помощью которых субъект переходит от предмета деятельности (наблюдаемого явления) к продукту (отчету о наблюдаемом). Научное наблюдение должно отвечать следующим жестким требованиям: четкая постановка целей, выбор методики и разработка плана наблюдений, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов наблюдений, обработка полученных данных. Результаты любого наблюдения, зафиксированные средствами любого языка представляют собой так называемые эмпирические высказывания, которые характеризуются тем, что отражают некоторое независимое от наблюдателя событие-имеют объективное содержание и способны выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом. Сравнение. Осуществлять сравнение двух предметов возможно только по какому нибудь точному выделенному в них признаку, свойству или отношению. Сравнение имеет смысл лишь в рамках какого-нибудь качества.(К.Маркс - определение веса тела с помощью веса другого). Процедура сравнения предполагает существование такого взаимоотношения, в которов сравниваемые предметы выступают как качественно однородные.

Измерение. Процедура которая фиксирует не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты. При этом предполагается наличие некоторого масштаба, алгоритма процесса измерения и измирительного устроиства. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон. Измерение можно понимать как процедуру сравнения двух величин, в результате которой экспериментально устанавливается отношение между величиной измеряемой и принятой за единицу измерения.  Эксперимент. Ставится в тех случаях когда необходимо изучить некоторое состояние предмета, которое не всегда наблюдается в естественных условиях. Исследователь воздействует на предмет исследования в специально подобранных условиях, а затем изучает его. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета,лишь затем, наблюдения за предметом. Следует выделять два типа экспериментальных задач - 1. Исследовательский эксперимент, который связан с поиском некоторых зависимостей между некоторыми параметрами объекта. 2. Проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории. Абстрагирование. Отвлечение частного, выделение общего. Идея метода, как особой формы познавательной активности ума, принадлежит Аристотелю. Он предполагает существование, например, кривизны как объективной  универсалии", однако общее существует не вне чувственно воспренимаемых вещей (как у Платона), а неотделимо от них.сторонники плотона полагали что абстракция есть постижение некоторых универсаллий-особых форм соответствует реальность, носящая идеальный характер. Индукция - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Исходными данными для индуктивных выводов обычно выступают либо множество высказываний, фиксирующих единичные наблюдения или множество фактов. Заключением же индуктивных выводов часто являются универсальные высказывания об эмпирических законах. (Пример - утверждение, каждая планета солнечной системы движется вокруг солнца. Индуктивное следствие - все планеты солнечной системы движутся вокруг солнца). Фальсификация. К. Поппер предложил новую модель взаимоотношения теории и опыта. Основная функция эмпирического опыта в науке состоит не с том, чтобы доказывать или подтверждать истинные гипотизы или теории, а в том, чтобы отвергать ложные научные гипотизы. Именно возможность потенциальной фальсифмкации знания является необходимым признаком его научности. Экстраполяция. Экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий какой-нибудь гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на другие сферы

 

Дополнение

Методы эмпирического  исследования

Эмпирическое знание добывается в  опыте, в непосредственном или опосредованном (через приборы) контакте исследователя  с существующими вне его сознания объектами.

Главной задачей в эмпирическом познании является получение научных  фактов. С этой целью наука использует разнообразные методы эмпирического  исследования: сбор геологических образцов, археологические раскопки, изучение исторических документов, социологические  опросы, анкетирование и пр.

Основными общенаучными эмпирическими  методами являются наблюдение и эксперимент. Применение этих методов предполагает проведение целого ряда процедур, каждая из которых может также рассматриваться  как особый метод научного познания. К таким процедурам относится  описание данных наблюдения и эксперимента, которое должно выполняться, как  правило, в специализированном научном  языке, с использованием точной терминологии. Важной процедурой является также измерение  – установление количественных значений изучаемых параметров.

Наблюдение

Научное наблюдение – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Проведение научных наблюдений требует соответствующей подготовки (сбор предварительной информации о  подлежащих наблюдению явлениях, выбор  и комплектование приборов и другой аппаратуры, экспедиции к месту наблюдений и т.д.). Главное требование к научному наблюдению – объективность, точность даваемых им сведений.

Эксперимент

Наблюдение должно проводиться  так, чтобы вмешательство наблюдателя  не исказило картину изучаемых явлений. Однако такое вмешательство может  стать эффективным средством  познания, если строго фиксировать, с  одной стороны, воздействие исследователя  на изучаемый объект, а с другой – изменения, которые оно вызывает в объекте. Наблюдение, проводимое в  этой ситуации, превращается в элемент  другого, более сложного метода эмпирического  познания – эксперимента.

Эксперимент есть управляемое и  контролируемое воздействие на изучаемый  объект с целью получения информации о нем. В эксперименте познавательная деятельность соединяется с практической. В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают эксперименты измерительные, проверочные (для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы), поисковые (нацеленные на обнаружение новых явлений), контрольные (с целью проконтролировать работу аппаратуры или результаты других экспериментов).

Обработка и интерпретация  эмпирических данных.

Итогом наблюдений и экспериментов, также как и применения других эмпирических методов, должно быть установление научных фактов. Однако данные, полученные в каком-то одном наблюдении или  эксперименте, еще не являются фактами  науки. Чтобы свести к минимуму влияние  случайностей и возможные ошибки, вызванные небрежностью исследователя  или неисправностью приборов, наблюдения и эксперименты многократно повторяются  и их результаты подвергаются математической (статистической) обработке. Только после  этого они становятся достоверными научными фактами.

Содержание научного факта, как  правило, не сводится просто к фиксации данных наблюдения или эксперимента. Факты науки представляют собой  знание, основанное на логическом осмыслении этих данных и их интерпретации в  свете каких-то теоретических предпосылок. Всякий научный эксперимент исходит  из предварительных теоретических  предположений, и понять его результаты, не зная их, невозможно. Поэтому эмпирические факты не являются абсолютно независимыми от имеющихся в науке теорий (они «теоретически нагружены»).

Совокупность эмпирических законов, относящихся к некоторой области  явлений, иногда называют феноменологической теорией этих явлений. Однако такая  теория, строго говоря, еще не есть теория как особая, высшая форма организации  научного знания.

Объяснение найденных эмпирически  фактов и закономерностей требует  перехода на более высокий, теоретический  уровень

Информация о работе Шпаргалка по "Философии и истории"