Шпаргалка по "Философии и истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:10, шпаргалка

Описание

Возникновение философии науки и ее предмет. Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 272.35 Кб (Скачать документ)

 

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ  НАУКА. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

В конце ХIХ - начале XX в. становление квантовой механики явно показало зависимость физической реальности от наблюдений. Это привело к переформулировке классического принципа автономности объекта от средств познания и введению принципа дополнительности в качестве основного методологического средства.  Если в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности.Переход от классической науки к неклассической характеризует та революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в "тело" знания в качестве его необходимого компонента. Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность "в чистом виде", как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный через призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом. Поскольку о многих характеристиках объекта невозможно говорить без учета средств их выявления, постольку порождается специфический объект науки, за пределами которого нет смысла искать подлинный его прототип. Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деятельности повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом, Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутритеоретическими способами апробации знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего и когерентного совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность". Концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия якобы для "чистоты рассмотрения", признание зависимости определенности свойств предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта - переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы. Это ориентирует исследователя на изучение объекта как средоточия комплексных обратных связей, возникающих как результирующая действий различных агентов и контрагентов. На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения вещества. Развитие квантовой механики позволило установить природу химической связи, под последней понимается взаимодействие атомов, обусловливающее их соединение в молекулы и кристаллы. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза.Становление неклассической рациональности, таким образом, привело к коренным изменениям оснований научного знания.

В сфере идеалов и норм исследования происходит отказ от прямолинейного онтологизма и возникает понимание  относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся друг от друга, конкретных теоретических описаний одной и той же реальности. Возникает понимание того, что субъект познания детерминирован определенной научной традицией, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. Принимаются объяснения со ссылками на средства познавательной деятельности. Объективной базой таких изменений служат открытие зависимости поведения элементарных частиц от средств исследования в атомной физике, обусловленности знания исходной точкой зрения в специальной теории относительности и релятивности онтологии в общей теории относительности. Происходит также утрата наглядности, поскольку становятся понятными концептуальная нагруженность фактов, и отказ от определенности (точности) в пользу прагматичности, инструментальной эффективности. Новые идеалы и нормы обеспечивали расширение поля исследуемых объектов. В нем появились сложные объекты, характеризующиеся многоуровневой организацией, стохастическим взаимодействием элементов, существованием управления и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Возникла статистическая схема детерминации, позволяющая учитывать роль случайностей в процессах развития. На этапе неклассической науки были созданы предпосылки для построения целостной системы природы, в рамках которой прослеживалась иерархическая организация Вселенной как динамического единства. Эти сдвиги сопровождались формированием новых философских оснований науки. Субъект познания рассматривается как детерминированный окружающим миром, поэтому содержание наших знаний полагалось определенным не только устройством самой природы, но и способом постановки вопросов. Новую трактовку получил и объект познания. Он понимается не как тело, а как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния. Важную роль при описании динамики системы начинает играть категории случайности, возможности и действительности. Быстрое изменение техники и технологии благодаря применению в производстве научных знаний — характерная черта техногенной цивилизации. Наиболее ярко она проявилась в XX веке. В это же время становятся заметными и негативные последствия внедрения научных достижений в практику, что приводит к развитию так называемых контрнаучных движений и распространению антисциентизма. Ценность научной рациональности ставится под сомнение.


 

 

  ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА

Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней  трети XX века, пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием.В XX веке стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Изменились не только отношения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. Можно сказать, что в конце XX века начинается новый этап институционализации науки. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивилизации. Это определяет как приоритеты научных исследований, так и методы их решения. Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десятилетия. В результате формируется новый исторический тип научной рациональности — постнеклассическая наука — который отличается от прежних как в предметно-методологических, так и в социально-мировоззренческих аспектах. На первый план выдвигаются междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деятельности. Объектами их анализа становятся сложные системы, характеризующиеся открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и композиции их элементов. В результате междисциплинарных исследований усиливаются процессы взаимодействия принципов и картин реальности, формирующихся в различных науках. Они становятся взаимозависимыми фрагментами общенаучной картины мира. Укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания.В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающей поведение открытых неравновесных систем. В качестве ее основных мировоззренческих положений можно выделить следующие:сложноорганизованным системам, в том числе природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям; относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы детерминирует ее наличное состояние; хаос является не исключительно негативной характеристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции; в моменты неустойчивости системы увеличиваются флукту-ационные процессы, а значит в критические моменты развития возрастает роль деятельности каждого отдельного человека. Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифуркация, диссипативные структуры и т. д., выражающие неравновесные характеристики действительности.

 

 

 

Новым содержанием наполняются  категории случайности и причинности. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в  ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь между эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Эта связь выражает включение человеческой деятельности в науку и преодоление разрыва между ее субъектом и объектом. Теперь они выступают не внеположными друг другу, а относительно автономными компонентами исторически развивающейся системы научного знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих» методик в науке, обеспечивающих ее ориентации на ценностные и смысловые параметры познания. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает нормы исследовательской деятельности. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т. д. Среди исторически развивающихся объектов современной науки особое место занимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек. При их изучении поиск истины связан с определением возможных направлений практического преобразования такого объекта. Его описание не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений.Модернизируются и философские основания науки. Научное познание рассматривается в контексте его социального бытия как детерминируемое культурой, ценностными ориентаци-ями и мировоззренческими установками эпохи. Возникает новое понимание категорий пространства и времени, возможности и действительности. Детерминация трактуется как избирательное реагирование.

 

ДОПОЛНЕНИЕ ВОПРОС 18 Постнекласси́ческаянау́ка —. Одной из черт нового этапа междисциплинарность[3], обслуживание утилитарных потребностей промышленности, дальнейшее внедрение принципа эволюционизма.

Идеал науки – сочетание объективного и ценностного подхода. Объект –  мега, макро и микромиры. В познавательный процесс все больше включаются ценностные элементы и вообще моменты, определяющие ее сущность.

Переход от частнонаучных к общенаучным.  Вопрос ставится не просто о развитии явления, а о саморазвитии.

Постнеклассический тип  рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной  рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями  науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие  типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При  этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует  понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к  полному исчезновению представлений  и методологических установок предшествующего  этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука  вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия.

 

Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр  исследований уникальные, исторически  развивающиеся системы, в которые  в качестве особого компонента включен  сам человек, то требование экспликации  ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке  на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки.

Возникла синергетика. Это область  научного знания, в которой посредством  междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в  открытых системах. Это целостный  совместный кооперативный эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. Данный эффект может иметь  место в различных физических, химических, живых и др. системах, способных к самоорганизации. При  этом необходимо выполнение 2 условий: система должна быть открытой; число  подсистем или компонентов, в  результате взаим. которых возникает  их коллективное упорядоченное движение, должно превышать некий уровень. Эффект возникновения из хаоса и  беспорядка устойчивых самоорганизующихся систем был открыт в физике еще  в начале ХХ века, однако суть этих процессов  удалось раскрыть значительно позже, на основе принципов неустойчивой термодинамики  Пригожина. Вскрываемые синергетикой механизмы самоорганизации могут  объяснить наконец возникновение жизни, сознания и вообще теорию эволюции. Таким образом, одной из особенностей науки ХХ века выступает системный анализ и исследования хаоса, динамика хаоса. Существенное значение придается также вероятностному характеру системы. Основные законы приобрели вероятностный характер, и это тоже связано в первую очередь с образованием самоорганиз. системы на основе взаим. объектов. Кроме того, важной особенностью системы становится то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой состоит в соединение в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты, наконец, как правило, не безразличны к процессу их исследования, и во многих случаях оказываютвоздействие на него. результаты эксперимента зависят от используемых приборов, его невозможно очистить от влияния самого прибора.


 

 

Вопрос  № 19. «Этические проблемы науки 20 века»

 

Этика - философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.

Э - регистрирует, фиксирует, описывает и объясняет не столько  сами явления, сколько то или иное отношение к ним, их оценку.

Этика науки – раздел профессиональной этики, разрабатывающий нравственные принципы научной деятельности.

  • Внутренняя этика науки - авторство и плагиат;критический разбор того, что сделано со стороны и самому;публикация отрицательных результатов исследования; экспертиза и рецензирование; преподавание;консультирование; популяризация
  • Внешняя этика науки - взаимоотношения между наукой и обществом, проблема социальной ответственности.

Этика науки

Сила науки, ее эффективность определяется достижением высот знания. Бескорыстное служение идеалам научной истины деформируется, причем самым существенным образом, под влиянием вненаучных и  не научных фактов. Ученый, максимально  информированный в области своих  изысканий, за их пределами, часто является некомпетентным человеком. Раскрытие  физиками тайн атомного ядра позволило  создать атомную, водородную бомбы  – чудовищные средства уничтожения  жизни на земле. Создавать или  не создавать бомбу – это вопрос не физической теории, а скорее психологии, социологии и других гуманитарных наук. Между тем, он решался не учеными, а политиками, которые сумели привлечь к исполнению своих замыслов ряд  выдающихся физиков и техников.

Рано или поздно, необходимо разрешить  проблему правильного использования  достижений науки. В таком случае мгновенно возникает вопрос об этике  науки и ее нравственности. Увы, но достижение истины не всегда ведет  к добру. Монтень отмечал «Тому, кто не постиг науки добра, всякая наука приносит лишь вред».

Любой, кто серьезно относится к  науке, попадает в ситуации своеобразного  выбора, который приходится делать. Занятие наукой вырабатывают определенное ценностное отношение к миру. Подлинный  ученый, как правило, высоко ценит  логическую дисциплину ума, способность  обосновывать делаемые выводы, стремление к истине, достоинство теории эксперимента. В силу постоянного роста научного знания ученый как бы исподволь подпитывается  стимулами, ставящими его в критическое  отношение к догмам, ко всякого рода авторитетам. Вместе с тем никакая наука не спасает от догматизма и от неоправданного преклонения перед авторитетами, если ученый не обладает необходимыми свойствами характера, порядочностью, честностью и мужеством.

Применение научных знаний не является нейтральным ни в политическом, ни в социальном, ни в экономическом, ни в экологическом, ни в моральном  отношениях. Ответственность, за применение достижений науки в первую очередь несут сами ученые. Никто не в состоянии лучше самих ученых оценить положительные и слабые стороны применения результатов научных исследований. Прогресс науки – не самоцель для человечества, он призван способствовать всемерному развитию человека, в том числе улучшению материальных условий его жизни. Наука не отменяет первостепенную значимость таких ценностей человеческой жизни как свобода, справедливость, счастье. Она должна помогать развитию человека и как творческой личности. Но будет ли наука действительно способствовать прогрессу общества и человека или же, наоборот, она будет служить силам реакции – это уже зависит от людей данного общества, от их ответственности перед будущим.

 

Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности. Важными пунктами в сфере этики ученых являются: корректное определение авторства; недопустимость плагиата, ориентированность на новизну; недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия; корректное цитирование, корректные ссылки;корректность в научной полемике, недопустимо оскорбление оппонента; научная добросовестность при проведении экспериментов, построение научных теорий; осознание личной профессиональной ответственности;осознание моральной ответственности ученых за негативные последствия.   Уже в  20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к науке. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира. Поэтому разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра, не имея развернутого описания универсума? Можно ли с помощью генной инженерии скрещивать гены, если развитие природы вообще может выйти из-под контроля человека?  Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые, требующие своего неотлагательного решения и реакции общества. Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здоровье, ухудшают генофонд. Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств.  В 70-х гг. XX в. в самостоятельную проблему выделилась биоэтика экспериментирования на животных. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментирование не только на человеке, но и на животных. Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их последствиях. Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможности вмешиваться в генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы, с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы.

 

Опасность состоит  в том, что организмы, участвующие  в генетических экспериментах, могут  обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшихся генетических качеств. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий. Широко обсуждается вопрос о пределах манипуляции над человеком. Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые слабыми электрическими воздействиями препятствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками. Острой проблемой современности является технология клонирования. Революционная ситуация в генетике и удавшийся эксперимент клонирования — создания искусственным путем первого млекопитающего — овечки Долли (животного, полученного из соматической клетки) — феномен, потрясший воображение всех живущих на Земле. Этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества моральности современной науки. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества. В 70-е годы XX века ученые впервые объявили мораторий на опасные исследования. В связи с результатами и перспективами биомедицинских и генетических исследований группа молекулярных биологов и генетиков во главе с П.Бергом (США) добровольно объявили мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Тогда впервые ученые по собственной инициативе решили приостановить исследования, сулившие им большие успехи. Социальная ответственность ученых стала органической составляющей научной деятельности, ощутимо влияющей на проблематику и направления исследований. Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недостаточен весь накопленный человечеством нравственный опыт. Большое число таких ситуаций возникает в медицине. Например, в связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других органов остро встал вопрос об определении момента смерти донора. Этот же вопрос возникает и тогда, когда у необратимо коматозного пациента с помощью технических средств поддерживается дыхание и сердцебиение. В США такими вопросами занимается специальная Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине, биомедицинских и поведенческих исследованиях. Под воздействием экспериментов с человеческими эмбрионами острым становится вопрос о том, с какого момента развития существо следует считать ребенком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нельзя считать, что этические проблемы являются достоянием лишь некоторых областей науки. Ценностные и этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. В современной науке они становятся весьма заметной и неотъемлемой стороной деятельности, что является следствием развития науки как социального института и роста ее роли в жизни общества. Существует несколько мнений по вопросу «несет ли ученый нравственную ответственность за открытия»: а) наука этически нейтральна, последствия за применение открытий несет не ученый, а политик. б) наука не может быть этически нейтральной. Должна производиться научно-техническая и гуманитарная экспертиза. в) ученые несут нравственную ответственность за негативные последствия развития науки и техники.


 

 

 

 

Вопрос 20 Философия техники, её генезис, предмет и задачи.

 

 

Философия техники зародилась в середине XIX в. в Германии как новая форма философской рефлексии техники и научно-технического прогресса. Термин «философия техники» был введён в 1877 г. Эрнстом Каппом. Для первых этапов развития философии были характерны 2 основных направления: технический оптимизм и технический пессимизм. Характерная черта технического оптимизма – идеализация техники, переоценка возможностей её развития: техника рассматривалась как единственный или как первостепенный детерминирующий фактор социального прогресса. Технический пессимизм характеризовался отрицанием, демонизацией техники. Представители этого направления проклинали технику как врага человечества и причину всех его бед. Философия техники – это одно из важных направлений современной науки, призванное исследовать наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной и технической деятельности, проектирования, технических наук, а также их место в человеческой культуре, современном обществе, отношениях человека и техники, эстетические, глобальные и другие проблемы современной техники и технологий.

 

Философия техники – это: особая дисциплина, располагающаяся в точке пересечения философии и верхнего слоя технического знания, в которое она входит в качестве составной части; та сфера духовной деятельности, где формируется мировоззренческие, нормативные и ценностные основы технического мира, сама идея технического, понимание техники, её места и роли в истории и т.д. Философию техники интересуют следующие вопросы: что есть техника? что есть технический мир? Чтобы определить предмет и объект философии техники, необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является техника в виде технического устройства (артефакта). Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта. Результат технического сознания – выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и современной культуре. Если техника, как техническое устройство (артефакт) - это объект технологии; артефакт плюс техническое действие – объект технической науки, то техника, техническая деятельность и техническое знание, взятые вместе как феномен культуры, является объектом философии техники. Предмет технологии – техническое действие. Предмет технической науки – техническое знание. А предмет философии техники – развитие технического сознания. Проблемы философии техники: проблема сущности, смысла и понятия техники/технологии; проблема формирования новой концепции природы; проблемы человека, создающего и использующего технику; проблема истоков технической деятельности; проблемы ответственности за использование техники.


 

Дполнение в 20  Становление, развитие и специфика  технических наук.

 

 

 

Техника большую часть своей  истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства, не понимая, почему они так работают. В то же время естествознание до XIX века решало в основном свои собственные задачи, хотя часто отталкивалось от техники. Инженеры, провозглашая ориентацию на науку, в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой "автономии" наука и техника соединились в XVII веке, в начале научной революции. Однако только в XX веке наука становится главным источником новых видов техники и технологии. Периоды становления: 1. В первый период (донаучный) последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические. 2. Во втором периоде происходит зарождение технических наук (со второй половины 18 в. до 70-х гг. 19 в.) происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук. 3. Третий период - классический (до середины 19 века) характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий. 4. Для четвертого этапа (настоящее время) характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и "отпочкования" технических наук от естественных и общественных.  В современных справочных изданиях технические науки определяются как связанные с «изучением и научной разработкой техники», с «изучением техники или работой в области техники». Предметом технических наук являются «природные процессы и закономерности, действующие в особых условиях, в условиях искусственно созданных систем, которые позволяют целенаправленно, во имя потребностей людей применять и использовать эти процессы, законы, а также материалы природы». Предметом их исследования являются не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей. Еще предметом технических наук является технический объект, описываемый совокупностью технических и естественных свойств. Специфика технических наук определяется, во-первых, по их отношению к естественным (и точным), общественным (и гуманитарным) наукам и, во-вторых, их предметом, целевой установкой, задачами и методологией.

 

Целевая установка и задачи технических наук состоят в их практической направленности, связи  вырабатываемых ими знания с потребностями  производства практической деятельности людей. Они призваны разработать знания о методах и  средствах создания искусственных систем, а также об обеспечении их нормального функционирования. С одной стороны, технические науки тесным образом связаны с естественными (и точными) науками, а с другой – имеют различия с ними. Взаимодействуя с техническими, естественные науки, открывая новые законы природы, дают теоретическую основу для дальнейшего развития технических наук, создают необходимый запас научных знаний для прогресса техники, в особенности сейчас, когда революция в науке порождает революцию в технике и взаимодействует с ней. В отличие от естественных наук, технихческие науки решают следующие задачи: как законы природы могут быть применены и использованы в интересах человека. Основываясь на данных естественных и точных наук, технические науки связаны с общественными и гуманитарными науками через решение, прежде всего, экономических и социальных задач. В свою очередь, социально-экономические цели, определяя техническую политику, влияют на развитие технических наук, их методологию, обусловливают в той или иной степени выбор методов исследования.По степени общности выделяют следующие методы технических наук: 1) всеобщие методы (принципы и законы материалистической диалектики) 2) общенаучные (анализ, синтез, эксперимент, наблюдение, моделирование) 3) частнонаучные (например методы сопротивления материалов) 4) специальные (методы характерные только для данной науки, например метод Хрущева, Брунова, Берковича для определения прочности металла). Для технических наук характерно разнообразие специальных методов, которые тесно связаны с конкретными структурными и функциональными особенностями отдельных объектов. Появляются специальные процедуры исследования тех или иных функциональных и структурных характеристик. Эти ограниченные по числу процедуры и составляют основное содержание специальных методов технических наук.

 

ДОПОЛНЕНИЕ Какое же содержание фиксируется в технических  науках  об изучаемых объектах?  В чем специфика теорий,  закономерностей, устанавливаемых техническими науками?  Знания технических наук являются  продуктом специфической познавательной деятельности, опирающейся на развитый корпус знаний естественных наук и на развитую  сферу  инженерной  деятельности, включающей опытные знания, процедуры проектирования, методики расчета, приемы инженерных  измерений  и испытаний, особые типы моделирования и т.п.

Исходные теоретические представления  о процессах в технических  устройствах формируются на основе  привлечения  естественно-научных знаний и экспериментального исследования их работы по образцу физических исследований. При этом, во-первых, вырабатываются отдельные  эмпирические  расчетные  формулы и, во-вторых, формулы определенных физических законов специфицируются применительно к принципу действия и конструкции того или иного устройства. Конструкции фиксируются  в  технических науках в виде структурно-морфологических изображений устройств. Такие изображения "поставляются" техническими науками проектировочной деятельностью, задачи которой непосредственно определяются проблемами развития техники.

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ Теоретическое исследование (познание) в технических науках направлено на построение таких моделей протекающих в инженерных объектах процессов, которые обеспечивают математическое описание и получение  технического  устройства. Исследовательские  процедуры и теоретические схематизации технической науки позволяют осуществлять переход от структурно-морфологических изображений устройств, на которых разъясняется и анализируется физическая картина протекающих в них процессов в свете поставленной инженерной задачи, к их расчету.

Таким образом, специфика знаний технических  наук и исследовательской деятельности в них определяется прежде всего контекстом практических приложений. Ориентированность технических теорий на обслуживание расчетно-проектировочной инженерной деятельности выражается в том, что познавательная  установка  в технических науках подчинена проектной.  В технических науках центр тяжести перенесен с объяснения экспериментальных данных  на выработку адекватных инженерным задачам идеализаций и методов расчета (в общем случае  анализа и синтеза)  процессов, протекающих  в  определенных  классах  технических устройств. В связи с этим знания технических наук характеризуются принципиальным многообразием теоретических построений, относящихся к одному и тому же классу эмпирических объектов изучения, и широким  диапазонам методов прикладной математики.Исследовательской проблемой в технических  науках наряду  с собственно выработкой теории является  решение методических вопросов, определение границ и оптимальных условий использования в инженерной практике принимаемых теорией идеализаций и вычислительных методов.

Соотношение и различение естественного и искусственного. Техника, как правило, имеет физ-хим природу, хотя сейчас есть и биологические технологии. При этом в принципе не отличаются от природных явлений. Техника вооружает чел, делает его более сильным, быстрым, здоровым. В то же время она его ослабляет, укорачивает жизнь, ведет к болезни. Признается необходимость поиска оптимального сочетания разнообразных последствий технического бытия.

2. Взаимоотношение техники и  науки. Техника раньше понималась  как прикладная наука, в основном  прикл. естествознание. Теперь она  оказывает большое влияние на  науку. Сама преобразовалась в  нечто. В отличие от научного  подхода техника не есть охота  за знанием, а стремление действовать,  производить аппараты и технологии.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии и истории"