Шпаргалка по "Философии и истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:10, шпаргалка

Описание

Возникновение философии науки и ее предмет. Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее ипостасях: когнитивной, институциональной, методологической, знаниевой, лингвистической, коммуникационной, и т.д. Философия науки как наука возникает в середине 19 века в работах первых позитивистов. Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта, рассматривающие науку в своем контексте.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 272.35 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ К ВОПРОСУ 9

Многообразие форм знания и специфика научного знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы знания. Обыденно-практическое знание. Существовало еще на ранних этапах человеческой истории, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Его основа: опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим объемом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Включает: здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции. Особенность: 1.используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств 2.принципиально бесписьменный характер. Личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное знание общезначимо или надличностно и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил построения знания. Религиозное знание. Базируется на вере и устремляется за пределы рационального в сферу постижения сверхъестественного. Религиозное знание, являясь одним из наиболее ранних форм знания, заключает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Его атрибутами являются храм, икона, тексты Священного писания, молитвы, многообразная религиозная символика. Вера — это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Формы вненаучного знания:Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом, это учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями, самыми яркими представителями паранормального знания считаются мистика и спиритизм; 

Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения; Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности - предмет и способы исследования противоположны науке; Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, «умелая обработка фактов. Народная наука - особая форму вненаучного знания, в сейчас стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Специфика научного знания. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деятельность, результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и другие формы познания, наука есть социально историческая деятельность, а не только  “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общественного сознания. Основные особенности научного познания (критерии научности). 1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и их систематизация.2. Целью научного познания является – объективная истина (отсюда характерная черта – объективность).3. Знание ориентировано на воплощение в практике.4. Научного познания направлено на воспроизводство знаний.5. В процессе познания применяются средства познания (материальные и духовные), которые сами являются предметами  познания.6. Для научного знания характерна строгая доказательность, обоснованность и достоверность.7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия.


2 ЧАСТЬ ВОПРОСА 9 ВИДЫ  ПОЗНАНИЯ

 

Существует Два вида познания: познание как процесс и как форма духовной деятельности. Как форма духовной деятельности оно существует в обществе с момента его возникновения, проходя с ним определенные этапы развития. На каждом из этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества. Следовательно, познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо одной форме, даже такой важной, как наука.

На ранних этапах развития истории  человечества существовало обыденно-практическое познание, заложившее элементарные сведения о природе, а также о самих  людях, их условиях жизни, общении, социальных связях и т. д. Основу данной формы  познания составляли опыт повседневной жизни, практика людей.

Исторически первая форма - Игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек выполняет активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, игра актеров и т. п.

Важную роль на начальном этапе  истории человечества играло Мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной «переработкой» природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т. д.

Также в рамках мифологии зарождается  художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила выражение в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность в различных своих видах, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его, в том числе и по законам красоты.

Древнейшими формами познания являются Философское и религиозное познания. Религиозное, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя нередко и превратные. В религиозном познании соединяется эмоциональное отношение к миру с верой в сверхъестественное.

Говоря о многообразии форм познавательной деятельности, нельзя обойти вниманием  достаточно известную концепцию Личностного знания, разработанную британским ученым М. Полани. Он подразумевал под знанием активное постижение познаваемых вещей, действие, требующее особого искусства и особых инструментов. Поскольку науку делают люди, то получаемые в процессе научной деятельности знания (как и сам этот процесс) не могут быть деперсонифицированными.

Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют, например, знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественно-научные и гуманитарные, научные и вненаучные и т. д.

Современная философия постепенно преодолевает традицию отождествления познания с  наукой. Сегодня в качестве относительно самостоятельных способов познания наряду с наукой рассматриваются  и другие формы духовной деятельности. В соответствии с этим помимо науки  выделяются такие виды знания как  обыденное, художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское. Итого: 
1) Обыденное познание ("здравый смысл") 
2) Деловое познание 
3) Научное познание 
4) Философское познание 
5) Мифологическое познание 
6) Художественно-образное познание 
7) Религиозно-духовное познание 
Обыденное знание ориентировано на мир повседневного опыта и практическую пользу. В качестве квинтэссенции обыденного знания, как правило, рассматривается здравый смысл, представляющий собой совокупность нормативных суждений и оценок, следование которым обеспечивает согласование личных стремлений человека с теми социальными условиями, в которых он живет. Суждения здравого смысла обычно воспринимаются как истины, поскольку представляется, что они имеют одинаковую ценность для всех людей. Поскольку суждения здравого смысла кажутся незыблемыми и очевидными, некоторые философы рассматривают их как основу философствования. Так, например, Р. Декарт считал возможным строить философские и научные рассуждения, опираясь на здравый смысл. 
 
Вместе с тем многие философы подчеркивали несовместимость философского и обыденного знания. Г. Гегель обратил внимание на то, что на обыденном уровне философствованием часто называется высказывание истин здравого смысла. Однако философия исходит из других оснований, неочевидных для обыденного сознания с его устремленностью к практической пользе. Обыденный рассудок сам по себе не готов к философствованию, поэтому обыденное знание, как правило, несовместимо с философским. 
Изучение специфики мифологического, художественно-образного, религиозного знания проводится, как правило, на основе их сопоставления с философией и наукой. Мощный импульс к исследованию мифологического знания задан структурализмом. Благодаря усилиям структуралистов миф не рассматривается сегодня как результат примитивного мышления. Он обладает специфической логикой и рациональностью, которая обнаруживается, в частности, с помощью структурно-функционального анализа. 
Между всеми видами познания имеются относительные различия по предмету, методам и формам, задачам и целям, которые и позволяют выделять их в самостоятельные виды, но имеются и глубокие связи между ними. – Законы их весьма различны. Красивая женщина может, напр., знать, что она нравится. Или геолог может знать, что тут возможны полезные ископаемые. Или автомобилист может знать, что ситуация оценена правильно и т. п. Знание объективизируется при помощи языка. В языке также выражаются особенности всех этих видов знания.

Познание  не ограничено сферой науки, каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют свои специфические формы знания, но в отличие от всех многообразных форм знания  научное   познание  — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности.  Научное   познание  имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического  научного  образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания: паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, обыденно-практическое, личностное, «народная наука». Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, то существует разделение соответствующих познавательных технологий на три вида: паранормальное знание, псевдонаука идевиантная наука. Исходную структуру  Познания  представляет субъект-объектное отношение, где вопрос о возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик объекта ( проблема  истины) является центральной темой гносеологии (теории  Познания ). В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 3

Природа научного знания и его основные характеристики: научное знание как  продукт рациональной деятельности, доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие  собственного языка.

В западноевропейской культуре наука  является не просто одной из форм общественного  сознания наряду с религией, мифом, искусством, философией..., но ядром  культуры. Она есть "фактор всех факторов" современной цивилизации. Человечество обрело инструмент науки и поставило его на службу прогрессивного развития общества в своем овладении природой. И несмотря на современные антисциентистские ("sciencia" - лат. "знание") движения и постмодернистские выпады против науки, вряд ли можно предположить, что человечество по собственной воле откажется от этого инструмента. Наука в западноевропейском мире, в отличие от восточной культуры, является ядром, цементирующим стержнем, вокруг которого группируется все остальное. Подчеркивая особую значимость науки в западноевропейской культуре, сциентистский уклон развития западного общества, один из критиков сциентизма заметил, что наука стала подобна сеансу массового гипноза. Вердикта "научно" или "ненаучно" зачастую оказывается вполне достаточно для того, чтобы решить судьбу какого-то проекта, какой-то концепции, поскольку в сциентистской культуре право на существование имеет то, что научно обосновано. В то же время нельзя не признать факт современного кризиса научности. Внешним проявлением его выступает рост интереса к мистицизму, оккультизму, магии, религии, теософии.

На уровне обыденного сознания наука  отождествляется с рациональностью, точностью и объективностью, наука  предлагает знание, не подлежащее толкованиям, общепринятое, универсальное. К ненаучным, как правило, относят рассуждения, субъективные мнения, нагруженные эмоциями, переживаниями. Таково представление о научности на уровне обыденного сознания. Важно сознавать историчность критериев научности. Такие критерии классической науки, как объективность, универсализм научных законов, интерсубъективность, нацеленность на истину в постнеклассической науке, если не отброшены полностью, то существенно ослаблены.

Наука является, прежде всего, системой знаний и, как любая система, может  быть рассмотрена в разных срезах и ипостасях. В своих различных  измерениях наука предстает и  как определенный тип деятельности, и как теория, как социальный институт, и как метод, и в других аспектах.

В рамках деятельностного подхода  акцент переносился на вид познавательной деятельности, характеризующий науку. Это может быть наблюдение, измерение, эксперимент. Анализируя структуру  науки, ее функции, выделяют основную единицу  научного знания, клеточку организма  науки. Так, в позитивистской философии  это - теория. Историки науки предлагали в качестве функционирующей структурной  единицы рассматривать научное  понятие (С. Тулмин), исследовательскую  программу (И. Лакатос), парадигму (Т. Кун). Парадигма - образец (греч.) решения тех или иных проблем.

Представление о природе науки  можно получить, сопоставив ее с  другими формами знания, прежде всего, с философией, религией, искусством, с обыденным познанием. Объединяет науку и философию опора на установленные и обоснованные разумом  знания, а также системность и  теоретичность знания. Но если ученый на все смотрит как на объект, стремясь элиминировать субъективное и из результатов, и из условий  познания, то философа, напротив, интересует не сам по себе мир, а мир глазами  человека. Можно сказать, что наука  смотрит на мир как бы через  стекло, а философия - через зеркало, в котором отражается человек, то есть через человека. Наука стремится  к позитивному знанию, а философия  всегда есть критика, для философии  нет ничего самоочевидного.

Научное мышление теоретично. Теория формируется как отражение объекта, как мысль о предмете. Для сравнения  отметим, что в философском дискурсе мышление осуществляется от мысли к мысли.

Более всего, на первый взгляд, отличается наука от религии, постигающей мир  не на пути разума, а на пути откровения. Цель религии - не получение знаний, а организация отношений Человека к Миру как типичных, общезначимых. Науку характеризует объективность, беспристрастность, кумулятивность, универсальность, прогрессивность, тогда как религиозные традиции субъективны, пристрастны, ограничены, некритичны, устойчивы к изменениям и догматичны. Догма и критичность - две противоположные установки мышления. Следование религиозной догме как высшей истине есть такая же доблесть, как в науке сохранение свободы мышления. Наука ориентирована на изучение предметного мира, религия - на постижение символического, интелигибельного (сверхчувственного, сверхестественного) мира. Наука познает мир сущего. Откровения религии относятся к миру должного. И наука, и религия формируют обобщенное представление о мире и о человеке, но идут к этому разными, хотя и пересекающимися путями.

Рассматривая соотношение науки  и искусства, прежде всего, отметим, что искусство своим предметом  имеет человека в его переживаниях, чувствах. Задача искусства не в  отражении мира, а в создании особой реальности, в духовном моделировании  мира. Если наука отражает реальность в понятиях, то искусство - это эмоциональное  переживание, образное восприятие. Произведение искусства выражает личностное видение, являя субъективность индивидуальную и коллективную. В то время как  законы науки не несут никакой  информации о том, кто их открыл, о личности ученого, произведения искусства  глубоко личностны.

В отличие от обыденного познания объектами науки могут быть фрагменты  реальности, еще не включенные в  практику, так называемые, абстрактные  объекты. Кроме того, при доказательстве своих утверждений наука опирается  не на здравый смысл, она скорее формирует  новую очевидность и новый  здравый смысл, противоречащий общепринятому на данный момент

Несмотря на многообразие представлений  о науке, можно выделить относительно устойчивые ее характеристики.

Объективность. В идеальной модели научного знания не допускается, чтобы научное знание зависело от личностных характеристик и пристрастий субъекта, оно должно обладать общеобязательным, объективным, устойчивым характером, содержать определенные критерии его оценки и степени соответствия реальности. К любому явлению, будь то механизм, живой организм, человек, текст и т.д., наука подходит как к объекту, функционирующему по своим собственным законам, открыть которые пытаются ученые. Науку можно определить как теоретическое знание об объекте, как особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

 

 

Совокупность критериев  научности определяет вполне конкретную модель науки, которую обозначают терминомклассическая наука. Система выделенных критериев научности может быть представлена следующим образом. Во-первых, научность отождествляется с объективностью. Объективность понимается как нацеленность на объект, как объектность. Для науки - все объект, постигаемый через опыт.

Вторая  особенность науки - опытный характер знания. Наблюдение, эксперимент, измерение - основные методы получения и подтверждения знания. В этой связи к научному эксперименту предъявляется требованиевоспроизводимости и повторяемости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повторен и его результат не изменится. Научный результат не зависит от того, кто его получил.

Третий  постулат классической модели науки, касающийся общезначимости, достоверности и универсальности научного знания, носит название принципа интерсубъективности. Согласно последнему, научное высказывание будет тем достоверней, чем меньше содержит субъективных привнесений. Классическая наука стремилась элиминировать (от лат eliminare - изгонять), исключить субъекта из контекста внутринаучных построений. Наука должна давать совершенно достоверное знание, окончательно обоснованное. Это требование связывают с фундаментализмом научного знания, его обозначают Совокупность критериев научности определяет вполне конкретную модель науки, которую обозначают терминомклассическая наука. Система выделенных критериев научности может быть представлена следующим образом. Во-первых, научность отождествляется с объективностью. Объективность понимается как нацеленность на объект, как объектность. Для науки - все объект, постигаемый через опыт.

Вторая  особенность науки - опытный характер знания. Наблюдение, эксперимент, измерение - основные методы получения и подтверждения знания. В этой связи к научному эксперименту предъявляется требованиевоспроизводимости и повторяемости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повторен и его результат не изменится. Научный результат не зависит от того, кто его получил.

Третий  постулат классической модели науки, касающийся общезначимости, достоверности и универсальности научного знания, носит название принципа интерсубъективности. Согласно последнему, научное высказывание будет тем достоверней, чем меньше содержит субъективных привнесений. Классическая наука стремилась элиминировать (от лат eliminare - изгонять), исключить субъекта из контекста внутринаучных построений. Наука должна давать совершенно достоверное знание, окончательно обоснованное. Это требование связывают с фундаментализмом научного знания, его обозначают также как критерий универсализма.

Наконец, научное знание - это знание, нацеленное на поиск истины. Глубокая связь классической научности и истинности выражена бытовавшим утверждением: быть научным, значит, быть истинным. Истина - это лакмусовая бумага для проверки на научность. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат... Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления.

Критерии научности знания

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1.Основная задача научного познания  — обнаружение объективных законов  действительности.

2.Непосредственная цель и высшая  ценность научного познания —  объективная истина, постигаемая  преимущественнорациональными средствами  и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

3.Наука в большей мере, чем  другие формы познания, ориентирована  на то, чтобы быть воплощенной  в практике, быть«руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами..

4.Научное познание есть сложный  противоречивый процессвоспроизводства  знаний, образующих целостную развивающуюся  систему понятий, теорий, гипотез,  законов.

5.В процессе научного познания  применяются такие специфические  материальные средства, как приборы,  инструменты, другое так называемое  «научное оборудование». 

6.Для научного познания характерны  строгая доказательность, обоснованность  полученных результатов, достоверность  выводов. 

7.Для науки характерна постоянная  методологическая рефлексия. 

также как критерий универсализма.

Наконец, научное знание - это знание, нацеленное на поиск истины. Глубокая связь классической научности и истинности выражена бытовавшим утверждением: быть научным, значит, быть истинным. Истина - это лакмусовая бумага для проверки на научность. Никакое другое знание не оценивается на истинность: ни стихи, ни музыкальное произведение, ни религиозный трактат... Именно истинность научных знаний делает их универсальными и всеобщими, позволяет воплощать и применять в технике, в системах управления.

Критерии научности знания

Основные особенности научного познания (критерии научности):

1.Основная задача научного познания  — обнаружение Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не упразднило, не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом.

Каждой форме общественного  сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют  специфические формы знания. Различают  также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В самом общем смысле научное  познание - это процесс получения  объективного, истинного знания. Научное  познание имеет троякую задачу, связанную  с описанием, объяснением и предсказанием  процессов и явлений действительности. Научные знания характеризуются  объективностью, универсальностью, претендует на общезначимость.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или  фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

Специфические формы  знания

Еще на ранних этапах человеческой истории  существовало обыденно-практическое знание, доставлявшее элементарные сведения о  природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющих, однако, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Люди, как правило, располагают большим  объемом обыденного знания, которое  производится повседневно в условиях элементарных жизненных отношений  и является исходным пластом всякого  познания.

Народная наука

Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается  строгой и исчерпывающей классификации, можно встретиться с выделением следующих трех видов познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонауку  и девиантную науку.


 

14 вопрос

Методы теоретического исследования

 

Анализ и синтез. Анализ – процедура  реального или мысленного расчленения  объекта. Синтез – соединение различных  объектов в единую целостную систему.

Индукция и дедукция. Индукция –  это метод обобщения, путь от частного знания к общему. Индукция бывает: полная (перечисляются все свойства и  признаки объектов), неполная (перечисляются  не все свойства и признаки объектов, т. е. в даже в единичном факте есть общее). Индукция бывает: популярной (простое перечисление при отсутствии противоречащих случаев; применяется на ранних этапах исследования) и научной (выяснить причину основных явлений).

Дедукция – это метод обобщения  от общего к частному. Одной из форм дедукции является силлогизм – это  умозаключение, в котором используются три суждения (все люди смертны, Сократ – человек, Сократ – смертен).

Моделирование – это процесс  построения моделей и исследование с их помощью каких-либо свойств  изучаемого объекта. Модель – это  любой заместитель объекта. Она  выступает в качестве объекта  и средства познания. Признаки модели: 1) сходство с оригиналом; 2) она играет роль заместителя оригинала. По сходству с оригиналом модели делятся на материальные и мысленные. Мысленные модели делятся на образные, знаковые и смешанные. Последние помогают понять сложные процессы, отвлечься от несуществующих сторон объекта, позволяют упростить и увидеть объект в его идеализированной форме.

Классификация – это распределение  объектов на группы по каким-либо общим  признакам. Классификация систематизирует  факты, фиксирует закономерные связи  между классами объектов, подытоживает результаты предшествующего изучения, позволяет делать научные прогнозы.

Для классификации характерны: особая строгость распределения, относительная  сложность, стабильность. Классификация  делится на естественную и искусственную.

Недостатками классификации являются: не учитывает развитие и не учитывает  переходные формы.

 

 

ВОПРОС 3

 

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

Несмотря на индивидуальность решения научных задач, можно  назвать вполне определенные правила  научного познания действительности:

- ничего не принимать  за истинное, что не представляется  ясным и отчетливым;

- трудные вопросы  делить на столько частей, сколько  нужно для их разрешения; начинать  исследование с самых простых  и удобных для познания вещей  и восходить постепенно к познанию  трудных и сложных;

- останавливаться  на всех подробностях, на все  обращать внимание, чтобы быть  уверенным, что ничего не упущено.

Многие авторитетные ученые видят важную роль именно естественнонаучных знаний, естественных наук в познании действительности.

Среди ученых всегда возникал и возникает вопрос: в какой мере можно доверять научным результатам, т.е. вопрос о достоверности научных результатов и качестве работы ученого. Приходится констатировать, что научная продукция на своем пути к истине переполнена ошибочными результатами Ошибочными не в том объективном смысле, что некоторые утверждения и представления со временем дополняются, уточняются и уступают место новым и что все естественно – научные экспериментальные результаты сопровождаются вполне определенной абсолютной ошибкой, а в гораздо более простом смысле, когда ошибочные формулы, неверные доказательства, несоответствие фундаментальным законам естествознания и т.п. приводят к неправильным результатам.

Для проверки качества научной продукции проводится ее контроль: экспертиза, рецензирование и оппонирование. Каждый из данных видов  контроля направлен на определение  достоверности научных результатов. В качестве примера приведем цифры, характеризующие эффективность  контроля предлагаемых патентуемых  материалов. В результате экспертизы 208975 заявок на изобретения, поданных в  Национальный совет изобретений  США, выявлено, что всего лишь 8615 (около 4%) из них не противоречило  здравому смыслу, а реализовано только 106 (менее 0,05%) заявок. До недавнего времени  в отечественных академических  и центральных отраслевых журналах после рецензирования публиковалась  примерно одна из пяти представленных работ. Добросовестное оппонирование  позволяет существенно сократить  поток несостоятельных кандидатских и докторских диссертаций.

 

ВОПРОС 10

 

Наука выполняет в обществе ряд  функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или  нескольких существенных свойств. В  функциях обнаруживаются возможности  и способности науки участвовать  в решении кардинальных проблем  жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий  и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Познавательная   функция  задана самой сутью  науки , главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания; Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная  (гносеологическая)  функция.

 

 

Познавательная  (гносеологическая)  функция  наиболее полно проявляет себя в науке и научном познании. Культура концентрирует опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создаст благоприятные возможности для его познания и освоения. Разумеется, знания приобретаются не только в науке, но и в других сферах культуры, однако там они являются побочным результатом человеческой деятельности, а в науке получение объективных знаний о мире является важнейшей целью.

Наука долгое время оставалась феноменом лишь европейской цивилизации  и культуры, а другие народы выбирали иной путь познания окружающего мира. Так, на Востоке с этой целью были созданы сложнейшие системы философии  и психотехники. В них серьезно обсуждались такие непривычные  для рациональных европейских умов способы познания мира, как телепатия (передача мыслей на расстоянии), телекинез (способность воздействовать мыслью на предметы), ясновидение (способность  предсказывать будущее) и др. 

Прогнозирование  — есть форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на 
основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Связана с предвидением направления развития явления в будущем, посредством переноса на него представлении о том, как развивается явление в настоящем. Указанный перенос осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы. Выражается в анализе прогнозного фона, формировании исходных прогнозных моделей, поисковых прогнозов, формировании нормативных прогнозных моделей, их оценке. 
 Прогнозирование  – один из важнейших этапов проектной деятельности.  Прогнозирование  в широком смысле — предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле — специальное  научное  исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Социальное  прогнозирование  — это предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений» 
процессов (трудовых коллективов, регионов, процессов миграции населения, деторождения и т. п.). Объектом социального  прогнозирования  могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе.  
Главная задача  прогнозирования  —  научная  разработка прогнозов. Прогноз — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объектов в будущем или об альтернативных путях и сроках их осуществления. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

 

Социальное  прогнозирование  — социальная теория и практика  познания действительности: это метод  научного  исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

В основе методологии прогностического исследования лежат следующие принципы:

1) целостного, системного, комплексного  рассмотрения объекта;

2) четкого определения статуса,  особенностей объекта;

З) ясности, определенности построения выводов.

Непосредственным результатом  прогнозирования  является выработка прогноза.

Прогноз - это многовариантная гипотеза о возможных результатах и  путях развития исследуемого объекта.

Типология прогнозов может строиться  по различным критериям в зависимости  от целей, задач, объектов, предметов, проблем, характера, периода, методов, организации прогнозирования  и т. д.

Методы  прогнозирования :

- анализ;

- индексация;

- экстраполяция;

- интерполяция;

- опрос экспертов;

- прогнозные сценарии;

- моделирования, др.

Вообще в литературе насчитывается  около 200 методов социального  прогнозирования , но большинство из них, за исключением самых экзотичных, крайне редко применяемых, можно свести к трем способам, логически дополняющим друг друга

1 - трендовое моделирование (экстраполяция  и интерполяция тенденций, развитие  которых достаточно хорошо известно);

2 - аналитическое моделирование  (часто употребляется, заключается  в анализе и синтезе существующих  тенденций развития);

3 - индивидуальный и коллективный  опрос экспертов (индивид обладает  интуицией, которая может быть  использована для моделирования  ситуации и  прогнозирования  ее развития).

В настоящее время социальное  прогнозирование  опирается на развитый систематико - статистический инструментарий и насчитывает сотни разнообразных приемов расчетов.

Объяснение  – важнейшая функция чел  познания , в частности  научного исследования, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследования О. осуществяется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону. Теор  познания  различает структурные объяснения , отвеч на вопрос, как устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения . Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания, кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как зак так и отдельные факты.

Что же дает нам процесс  объяснения . Он, во-первых, устанавливает более глубокие и прочные связи между разл системами знаний. Во-вторых, позвляет осущ предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов.

О. может быть атрибутивным, субстанцинальным, генетическим (в частности причинным), контрагенитическим (в частности  функциональным), структурным и т.д. По своему механизму О. делят на О. через собственный закон и  О. с помощью моделирование. О. тесно  связано с  описанием , как правило основывается на нем и, в свою очередь, состовляет базу для  научного  предвидения.  Научное  предвидение – основывающееся на обобщении теоретических и эксперементальных данных и учете объективных закономерностей развития предсказание ненаблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и общества. Н.п. можетт быть двоякого рода: 1) относит6ельно неизвестных, не зарегистрированных в опыте, но существующих явлений (месторождение); 2) относительно явлений, которые еще только должны возникнуть в будущем при наличии определенных условий. Н.п. всегда основывается на распространении познаных законов природы и общества на область неизвестных или не возникающих еще явлений, где данные законы должны сохранять силу. Н.п. неизбежно содержит и элементы вероятностных предположений, особенно в отношении конкретных событий будущего и их сроков. Это обусловлено возникновением в процессе развития качественно новых причинных связей и возможностей, не существовавших ранее. Критерием правильности Н.п.в конечном счете всегда является практика. Отрицание объективных закономерностей действительности ведет к отрицанию Н.п.

Объяснение  – функция  научного   познания , раскрытие сущности изучаемого объекта; осуществляется посредством постижения закона, которому подчиняется данный объект, либо путем установления тех связей  и  отношений, которые определяют его существ.

Черты. По существу  объяснение  представляет собой включение знаний об объекте (подлежащем  объяснению ) в более широкий контекст знания.  Объяснение  предполагает в качестве предварительного этапа – описание этого объекта и  анализ последнего в системе его связей отношений  и  зависимостей.

В структуре  объяснения , как познавательной процедуры, различают следующие элементы [5, c. 47]:

– исходное знание об объекте;

– знание, используемое в качестве условия  и  средства  объяснения ;

– познавательные действия, связанные  с применением знания, оснований  объяснения , к объясняемому объекту. Наиболее развитая форма  научного   объяснения  –  объяснение  на основе теоретических законов, связанное с осмыслением объясняемого объекта в системе теоретического знания. В науке широко используется форма  объяснения , заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных  и  др. связей между объясняемым объектом и  соответствующими условиями, факторами  и  т.п.

Основанием в таких  объяснениях . выступают общие категориальные схемы, отражающие различные связи  и зависимости, а сами  объяснения . нередко служат исходным пунктом развития представлений об объекте.

Раскрывая сущность объекта,  объяснения  также способствует уточнению  и  развитию знаний, которые используются в качестве основания  объяснения . Процессы  объяснения . в науке не сводятся к простому подведению объекта под ту или иную концептуальную схему, а предполагают введение промежуточных компонентов знания  и  уточнение условий и  предпосылок  объяснения .

ОПИСАНИЕОписание должно осуществляться на основе строгого научного языка в терминах той науки, в которой оно используется.

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием  объекта  познания. Эмпирическое  описание  —  это   фиксация   средствами   естественного   или искусственного языка сведений об объектах, данных в  наблюдении.  С  помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий,  знаков,  схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для  дальнейшей рациональной обработки. Последнее необходимо для фиксирования  тех  свойств, сторон  изучаемого  объекта,  которые   составляют   предмет   исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки,  опираясь на  который  исследователи  создают   эмпирические   обобщения,   сравнивают изучаемые объекты по тем или иным параметрам, проводят классификацию  их  по каким-то свойствам, характеристикам, выясняют последовательность  этапов  их становления и развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии и истории"