Эволюция взглядов Д. Беркли от субъективного идеализма к объективному

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:39, реферат

Описание

Введение
В данном реферате разрабатывается тема субъективно идеализма Джорджа Беркли. Так как Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который ставит вопрос о природе человеческого духа, его отношения к миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли. Философия Беркли наложила свой отпечаток на все последующее развитие идеалистической мысли. Поэтому, конечно же, философии Беркли посвятили свои иссле

Содержание

Оглавление
Введение 2
«Философские заметки» - начало философии Беркли 3
Субъективный идеализм Дж.Беркли.Теория зрения Беркли 6
Принципы человеческого знания 9
Философия физики 14
Заключение 17
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 42.41 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 2

«Философские  заметки» - начало философии Беркли 3

Субъективный  идеализм Дж.Беркли.Теория зрения Беркли 6

Принципы  человеческого знания 9

Философия физики 14

Заключение 17

Список  литературы 20 

Введение

     В данном реферате разрабатывается тема субъективно идеализма Джорджа  Беркли. Так как Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который ставит вопрос о природе  человеческого духа, его отношения  к миру, не может обойтись без  учета философских разработок Беркли. Философия Беркли наложила свой отпечаток  на все последующее развитие идеалистической  мысли. Поэтому, конечно же, философии  Беркли посвятили свои исследования многие ученые, и так как учение Беркли имеет ярко выраженный идеалистический  характер.

     Целью реферата является раскрытие сути философии  Беркли, субъективного идеализма. Задачи здесь, следовательно, - это обзор  его главных трудов и содержащихся в них идей. В связи с этим структура реферата следующая.

«Философские  заметки» - начало философии Беркли

     «Философские  заметки» - это одно из наиболее ранних произведений философа, уже в этих записях обозначены те полемические цели, центральные узлы, из которых  разовьется философия Беркли. Полемика развернётся вокруг того, «что философы называют материей или телесной субстанцией», вокруг атеизма и критики свободомыслия. Центральное ядро, на основе которого разворачиваются позитивные положения  философского мировоззрения Беркли, - принцип esse est percipi («существовать значит быть воспринимаемым»). (4, С. 349)

     В заметке 290 из «Тетради В» Беркли пишет: «большая опасность заключается  в предположении, что протяженность  может существовать вне разума, то есть ее следует признать бесконечной, неизменной, вечной и т.д. это будет  означать, что Бог протяжен (что  кажется рискованным), либо будет  предполагать наличие несотворенного, вечного, неизменного, бесконечного, существа, помимо Бога.» (1, С.8) И хотя верно, что  Ньютон вовсе не связывал свою механистическую  концепцию мира с материализмом, зато Джон Толанд, в противоположность  Ньютону, категорически отвергал идею необходимости обращения к Богу для выяснения причин тяготения  и понимал материю как нечто  внутренне активное. Таким образом, Толанд исключил из феноменов необходимость  божественного вмешательства. Беркли считал, что подобные выводы уже  вытекают из общего смысла посылки, по которой материя существует вне разума. (4, С. 350)

     Эту предпосылку, по его мнению, настоящий  оплот атеизма, надо разрушить в  пользу противоположной доктрины, доказав  ее превосходство и действенность. Согласно этому учению, «существовать  значит быть воспринимаемым» и «все вещи суть сущности разума», то есть имеют существование только в Сознании. Принцип esse est percipi одновременно служит главным аргументом для подтверждения того факта, что протяженность не может быть немыслящей субстанцией, поскольку она «не воспринимаема без каких-либо осязаемых или видимых качеств». По мнению Беркли, этот принцип подтверждается большим количеством аргументов ad absurdum (приведение к нелепости как способ доказательства), например, в том смысле, что нельзя воспринять какой-либо запах, если прежде его никто не ощущал (не знает), «если существовать стоит раньше, чем быть воспринимаемым, то мы никогда не сможем узнать, что это такое».

     Отрицание существования материи, утверждение, что существуют только души людей  и Бог, - вот к чему с самого начала стремилась новая апологетика Беркли, действительно опровергающего некоторые из основных научно-философских идей своего времени. Беркли, однако, опровергает, анализируя изнутри, а не путем априорного отбрасывания. Здесь следует искать новизну Беркли, который подкреплял свое отрицание материи огромным количеством хитроумных и талантливых аргументов (Б. Рассел). И эти талантливые аргументы окажут весьма заметное влияние на последующее развитие научно-филосфских теорий.

     Беркли  всегда придерживался правила: «Не  применять ни одного слова без  какой-либо идеи». К нему он добавил: «Не следует дискутировать о  вещах, о которых у нас нет  никакого представления». Но что же такое идеи, откуда они появляются, как сочетаются? На эти центральные вопросы Беркли отвечает в заметке 378 «Тетради В».

    • Все осмысленные слова служат для обозначения идей.
    • Всякое познание осуществляется вокруг наших идей.
    • Все идеи появляются из внешнего мира либо изнутри.
    • Если они происходят извне, то, значит, из органов чувств, и тогда называются ощущениями.
    • если они появляются изнутри, то представляют собой действия разума и называются мыслями.
    • У лишенного чувств не может быть никаких ощущений.
    • Не может быть никаких мыслей у того, кто лишен мышления.
    • Все наши идеи представляют собой либо ощущения, либо мысли, соответственно пп.(3-5).
    • Ни одна из наших идей не может находиться в том, что одновременно лишено и мышления, и чувств (6-8).
    • Простое пассивное получение или возникновение идеи называется восприятием.
    • Каждая вещь, получающая идею или имеющая ее, независимо от того, пассивна ли она в оказанном действии, в любом случае должна воспринимать (п. 10).
    • все идеи являются либо простыми идеями, либо составленными из простых идей.
    • Вещь, подобная какой-либо вещи, должна с помощью одной или нескольких идей.
    • Каждая вещь, подобная простой идее, должна либо быть другой простой идеей такого же рода, либо содержать в себе простую идею такого же рода.
    • В неспособной воспринять вещи не может быть ничего, что походило бы на идею (пп.11-18).
    • Две вещи не могут быть названы сходными или несхожими, пока не будет проведено их сравнение.
    • Сравнить означает видеть вместе две вещи и отмечать, в чем они согласуются, а в чем - различаются.
    • Разум не может сравнивать ничего другого, кроме собственных идей.
    • Ничего похожего на идею не может существовать в какой-либо вещи, неспособной к восприятию (пп. 11-18).(4, С. 351)

     Итак: если требуется придать какой-либо смысл словам, они должны служить  идеям. А все наши идеи являются ощущениями либо воздействиями разума на ощущения: «Все идеи являются либо простыми идеями, либо созданными из простых идей», следовательно: необходимо полагаться на ощущения. Это  основной императив гносеологии  Беркли.

    Субъективный  идеализм Дж. Беркли

    Теория  зрения Беркли

     Уже в первые годы своего учения в университете Беркли убеждается в успехах естественных наук. И поэтому свою задачу в  создании «собственной философской  системы видит в противодействии  распространению материалистических взглядов». Защите религии он посвящает  всю свою жизнь.

     Учение, созданное Беркли это - субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором  Беркли различает «идеи» и «души» («умы»). Лучшие его труды, в которых  он излагает свою философию, были написаны им в молодости, это «Опыт новой  теории зрения», «Трактат о принципах  человеческого знания», «Три диалога  между Гиласом и Филонусом».

     В 1709 году Беркли публикует свой «Опыт  новой теории зрения». При создании этого произведения Беркли больше всего  волнует необходимость устранения идеи первичных качеств, независящих от нашего сознания, якобы подтверждающих реальность материи, а именно материи вне разума. А первичное качество, особенно после трудов Декарта, завоевавших всеобщее признание, и есть протяженность тел. (4, С. 353) Беркли публикует свой «Опыт…» специально с целью опровергнуть всеобщее предвзятое (по его убеждению) мнение. «Мой замысел заключается в том, чтобы показать, каким образом мы посредством зрения воспринимаем расстояние, величины и положение предметов».(1, С. 20)

     Результат, по мнению Беркли успешно достигнутый, состоял в том, чтобы доказать, что расстояние, величина и положение  предметов вовсе не являются первичными, объективными (то есть независящими от субъекта) качествами предметов, а скорее, нашими истолкованиями. В самом деле: «Когда мы смотрим на близко расположенный  предмет обоими глазами, то, по мере его приближения и удаления от нас, мы изменяем направление взгляда, уменьшая или увеличивая промежуток между зрачками; это изменение  направления взгляда или движение глаз сопровождается ощущением, и именно оно дает разуму представление (идею) о большем или меньшем расстоянии». «…когда предмет находится на каком-то расстоянии, а затем придвигается поближе к глазам, мы не можем  избежать, хотя бы на короткое время, того, чтобы изображение не стало более  расплывчатым, даже сильным напряжением  глаз. В таком случае ощущение замещает смутное видение, помогая разуму оценить расстояние от предмета, он считается тем ближе, чем больше усилие или напряжение зрения с целью  получения более отчетливого  видения». (1, С. 26)

     Итак, восприятие расстояния не отражает реального расстояния; подобное восприятие не передает образа реального мира, поскольку расстояние зависит от формы деятельности субъекта. Против этой теории зрения мы могли бы эффективно использовать правила геометрической оптики, для которой пространство, измеряемое с дистанции, должно было бы сочетаться с чем-то объективным. Однако Беркли напоминает, что если бы эти правила имели силу, то отсюда бы следовало, что восприятие расстояния у всех должно быть одинаковым. Но очевидно, что дело обстоит иначе. Желание объяснить зрение «через геометрию», по мнению Беркли, - всего лишь «фантазия» или «каприз». (4, С. 355)

     Так же ошибкой было бы полагать, что  связь, объединяющая зрительные впечатления  с осязательными ощущениями, относится  если не прямо к внешним телам, то к природе этих вещей. (4, С.354-355) Как считает Беркли, Связь меду разными типами ощущений относится  к области логики и объективности: это только вопрос опыта. Только человеческая душа устанавливает связь между  «подсказками» многообразного содержания разных типов ощущений. Таким образом, душа создает «вещи» и придает  форму «предметам». Как осязательные ощущения, так и зрительные представления (образы) представляют собой знаки языка природы, которые Бог посылает органам чувств и рассудку для того, чтобы человек научился регулировать свои действия, необходимые ля поддержания жизни, и сообразовывать их с обстоятельствами, дабы не подвергать свою жизнь опасности. Значит, зрение – это инструмент для сохранения жизни, но нив коем случае не средство доказательства реальности внешнего мира. Согласно Беркли, «объективная реальность возникает перед нами только на основании интерпретации, толкования «знаков» ощущениями, единственно известными первоначально. И лишь когда мы установим определенную связь между разными классами ощущаемы отображений и рассмотрим их соответственно сложившееся между ними взаимной зависимости, только тогда можно считать, что сделан первый шаг в построении реальности». Де Руджеро справедливо напоминает, что Беркли хотел противопоставить свою «Теорию зрения» в качестве научного трактата «Диоптрике» Декарта, «Лекциям по оптике» Барроу, «Оптике» Ньютона и «Диоптрике» Молине. Тема была в высшей степени актуальной и завоевала внимание ученых, несмотря на попытку осложнить ее нагромождением метафизических и гносеологических проблем. Но Беркли по-настоящему интересовали именно пресловутые нагромождения. В одном из своих писем он сообщает, что «Опыт новой теории зрения», вероятнее всего окажется бесполезным, однако добавляет, что надеется показать в следующем трактате, что «Опыт…», «показывая пустоту и ложность многих областей умозрительной науки, послужит побуждением к глубокому изучению религии и полезных вещей». Беркли здесь имеет в виду свой «Трактат о принципах человеческого знания». (4, С. 356)

    Принципы  человеческого знания

     В «Трактате о принципах человеческого  знания» 1710 года Беркли развивает дальше теорию идей, которая впервые начала вырисовываться в его «Философских заметках». Это самая известная  работа Беркли, она задумывалась в  двух частях, но издана была только одна. «Часть первая, в которой исследуются  основные причины заблуждений и  затруднений в науках, а также  основания скептицизма, атеизма  и безверия». И все-таки главным  заблуждением, которое Беркли хочет  искоренить, является субстанциально-материалистический образ вселенной. По мнению Беркли, главная причина этой ошибки –  в уверенности относительно значения и ценности абстрактных идей и связанной с нею последующей убежденности в том, что наряду со вторичными качествами существуют также и первичные. Главными мишенями Беркли в трактате были Ньютон и Локк, а именно: ньютоновская теория вселенной, состоящей из материальной субстанции, независимой от сознания, и психология Локка, допускающая, например, что большая часть нашего знания состоит из абстрактных идей. (4, С. 356-357)

     Локк  разделял все качества предметов  на первичные и вторичные. К первым он относил протяженность, вес, форму, движение, покой, вещественность и т.д., ко вторым – все остальные ощущаемые  качества: цвета, звуки, вкусы и т.д. Беркли же с этим не согласен и считает, что все качества являются вторичными, полагая, что и первичные качества имеют тот же характер, что и  вторичные, ибо такие качества, как  протяжение, не являются объективными, а зависят от нашего восприятия, сознания. Так, он говорит, что величина предметов - это не нечто объективное, а определяется тем, что предмет  нам кажется то большим, то маленьким. Т.е. величина предметов - это результат  нашего опытного заключения, которое  опирается на органы чувств. Таким  образом, существование вторичных  и первичных качеств обусловлено  нашим восприятием. (6)

     Так же Беркли рассуждает и при рассмотрении понятия материи. По Локку, мы путем  абстракции, т.е. отвлечения от предметов  общих черт и признаков, приходим к понятию материи как таковой. Таким же образом мы приходим и  к понятию пространства. Беркли пытается доказать, что мы не в состоянии  прийти к понятию материи таким  способом, аргументируя при этом так  же, как и в отношении первичных  и вторичных качеств. Он полагает, что существование абстрактно общих  идей невозможно, так как при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не может  быть никакой общей идеи. «Если  мы рассмотрим, что заявляют самые  добросовестные философы о своем  понимании термина «материальная  субстанция», то обнаружим, что они  признаются в своей неспособности  связывать с этими звуками  что-нибудь иное, кроме идеи сущего с акциденциями». (1, С. 144) И далее: «однако общая идея сущего мне  кажется наиболее абстрактной и  непонятной из всех. Ее следует понимать в каком-нибудь другом смысле, но в  каком именно - нам не объяснили. Если я внимательно рассмотрю  обе части, составляющие понятие, то есть значение слов «материальная субстанция», то (я убежден в этом) не найду никакого ясного смысла». (там же)

Информация о работе Эволюция взглядов Д. Беркли от субъективного идеализма к объективному