Экспериментальное исследование организации туристической деятельности на физическую и эмоциональную сферы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание

Необходимо изучить медико-биологических аспекты спортивно-массовых мероприятий в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Полученные результаты убедительно показали, что занятия оздоровительным бегом благоприятно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, существенно увеличивая их функциональные возможности. Выявленное повышение функциональных резервов лежит в основе роста аэробных возможностей организма, а также достоверного снижения заболеваемости ОРЗ. Важным положительным моментом оздоровительного бега выступает резкое снижение тяги к курению.

Работа состоит из  1 файл

2 глава подростковый туризм.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

      - группа 1 – обследуемые, для которых  проведение спортивно-оздоровительных  мероприятий оказалось высокоэффективным;

      - группа 2 – отдыхающие, для которых проведение спортивно-оздоровительных мероприятий имело среднюю степень эффективности;

      - группа 3 – лица, для которых спортивно-оздоровительные  мероприятия оказались малоэффективными.

      При этом эффективность спортивно-оздоровительных  мероприятий определялась на основании бальной оценки, которая складывалась по разработанной нами методике на основании субъективной оценки отдыхающего, а также с учетом динамики объективных показателей его функционального состояния. Результаты проведения корреляционного анализа наглядно представлены на рис.7.

 

      

      

 

        
 
 

А) с  исходными показателями биохимического статуса

      

      

        
 

Б) с  исходными показателями ВСР 
 

      

      

      

      

      

      

      

      

      

      

        

      

 
 
 

В) с  исходными показателями психологического статуса   

    Рис.7. Взаимосвязь эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий.

      Анализ  выявленных зависимостей позволяет  выделить наиболее существенные механизмы формирования и проявления максимальной эффективности при использовании различных видов спортивного оздоровления. Так, эффективность спортивно-оздоровительных мероприятий определяется исходной величиной функциональных резервов, характеризующихся состоянием энергопластического обмена активностью стресс-лимитирующих механизмов защиты структурно-функциональной целостности клеточных мембран и органов, регуляторным потенциалом нейроэндокринной системы по поддержанию адаптивных свойств организма.

      Совокупный  анализ математических зависимостей на основе показателей ВСР позволяет утверждать, что адаптивная успешность в проведении спортивно-оздоровительной рекреации отмечается у лиц с исходно высокой вариабельностью ритма и большими показателями, характеризующими тонус парасимпатического отдела ВНС. Данные зависимости свидетельствуют о более высоком уровне самоорганизации биосистемы, интеграции ее регуляторных влияний по поддержанию гомеостаза, расширению диапазона резервных возможностей организма в условиях тренирующих воздействий. 

      Результаты  исследования корреляционных зависимостей показателей психологического статуса позволяют заключить, что эффективность спортивно-оздоровительных мероприятий во многом определяется исходной выраженностью астенических проявлений, преобладание которых сопряжено с существенным уменьшением функциональных резервов и регуляторных возможностей организма. Наблюдаемые при астении повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, психастенические и депрессивные тенденции, уменьшение силы и подвижности нервных процессов, замедленное восстановление функций сердечно-сосудистой и респираторной систем, дисбаланс нейроэндокринной регуляции, свидетельствуют об ограничении эффективности регуляции компенсаторных реакций организма и требует целенаправленной восстановительной коррекции (В.В.Куликовский,1994; Е.Б.Шустов, 1997).

      Для построения классификационных уравнений  эффективности спортивно-оздоровительных  мероприятий нами был проведен дискриминантный  анализ по наиболее информативным биохимическим  показателям. Математический анализ рассматриваемых переменных показал, что наиболее информативным является следующая их совокупность: циклический аденозинмонофосфат (цАМФ), лактатдегидрогеназа (ЛДГ), миелопероксидаза (МПО), супероксиддисмутаза (СОД), малоновый диальдегид (МДА) и триеновые конъюгаты (ТК). Графическое решение классификационной задачи, представленное на рисунке 15, содержит 3 наиболее вероятные области координат индивидов с той или иной степенью эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий, а также центроиды рассматриваемых групп. Уровень значимости определения решающих правил для обследуемых лиц указан в таблице 7.

      

      

      

        
 

        

      

      

                  -4,0           -2,0                  0                 2,0                4,0               6,0

                                              Дискриминантная функция F1 
 

      Рис. 8. Области вероятного распределения координат отдыхающих с различной эффективностью спортивно-оздоровительных мероприятий (по переменным биохимического статуса).

      Примечание: 1 - вероятная область координат лиц с низкой эффективностью

      2 - вероятная область координат  лиц со средней эффективностью

      3 - вероятная область координат  лиц с высокой эффективностью

Дискриминантные функции

F1= -0,0014*цАМФ+1,06*ЛДГ-0,0003*СОД+2,33*МПО–6,04*МДА+0,22*ТК–7,76

F2= -0,053*цАМФ+0,18*ЛДГ-0,0001*СОД+1,24*МПО–1,03*МДА+0,169*ТК+3,33 

Таблица 2.2.

Нормированные значения координат центроидов дискриминантных  функций F1 и F2 и уровни вероятности реализации решающих правил.

Группы  рекреантов F1 F2 Уровень

вероятности

Низкоэффективные 2,1 0,6 86,7 %
Среднеэффективные 1,0 -0,8 100 %
Высокоэффективные -3,0 0,2 100 %

     В результате выполненного исследования показана предикторная значимость биохимических, физиологических и психологических  переменных, что обосновывает их вклад в реализацию эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий, а также доказывает необходимость использования указанных показателей в построении решающих правил прогноза. Высокая вероятность реализации классификационных правил в отношении разделения рекреантов по различным уровням эффективности позволяет рекомендовать данный алгоритм для системного использования при разработке и реализации организационно-методических принципов к проведению и оптимизации спортивно-оздоровительных мероприятий и восстановительных технологий на основе индивидуализированного подхода к оценке исходного психофизиологического статуса.

2.4. Методологическое обоснование туристкой деятельности старшеклассников как фактору их профессиональной ориентации в объединениях дополнительного образования

     При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему  отношений общества. Вне этих отношений  человеческая деятельность вообще не существует.   Разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов.

     Изменения, происходящие в экономической и политической жизни нашего общества, неизбежно ведут к формированию нового социального заказа на выпускника школы. В Концепции модернизации российского образования указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме.

     Исследования  в области деятельности личности и в области организации исследовательской деятельности позволяют утверждать, что исследовательская деятельность выступает важным дидактическим средством активизации познавательной деятельности старшеклассников, активизации элементов профессиональной деятельности и формирования образа «Я».

     Объединения дополнительного образования как  форма взаимодействия старшеклассников и педагогов на основе добровольности, равноправия и самоорганизации  рассматриваются в качестве потенциала и резерва профессиональной ориентации в различных сферах деятельности, в частности в Туристско - познавательной деятельности в сфере туризма и краеведения.

     Туристско - познавательная деятельность старшеклассников понимается нами как взаимодействие субъектов (старшеклассники, наставники, родители) на основе индивидуальных особенностей личности старшеклассников и свободного выбора ими образовательной траектории. В результате у старшеклассников формируются исследовательские компетенции, культурные ценности и мировоззренческие установки, приобретается опыт рефлексии собственной деятельности в различных жизненных условиях.

     М.И. Губанова, А.К. Маркова, В.А.Поляков, С.Н.Чистяков, А.В.Хуторской и другие исследователи  указывают, что исследовательские  компетенции являются неотъемлемой составной частью эмоциональной компетентности в различных сферах деятельности. Данный подход позволил нам сформулировать определение понятия «исследовательские компетенции» как заранее заданные социально значимые требования к самостоятельной познавательной деятельности, владению способами действий в нестандартных ситуациях, владению способами физического и духовного саморазвития, а также информационно-коммуникативными технологиями».

     В рамках данного подхода можно  утверждать, что формирование исследовательских  компетенций в объединениях дополнительного образования детей способствует эмоциональной ориентации старшеклассников и их последующего профессионального самоопределения.

     Помимо  этого, совершаемые самодеятельные путешествия позволяют формировать у старшеклассников социально-значимые потребности в сохранении окружающей среды, ненанесении вреда живой природе, рациональном использовании природных ресурсов, проведении природоохранных мероприятий и т.д.  Таким образом, включается защитно-адаптивная функция туризма, призванная сохранить экологическое равновесие человека и природной среды. И здесь правомерно говорить о формировании экологической культуры старшеклассника.

     В самодеятельном походе юный турист вынужден постоянно координировать собственные действия с остальными членами тургруппы. Взаимодействуя с ними, он обретает свое социальное качество, овладевает ценностями коммуникативной культуры через созданную в походе культурную среду, в результате чего происходит процесс его идентификации и социализации. О произошедшем в походе полноценном контакте старшеклассника с культурой можно говорить, когда он ощутил, осознал, принял ценности туристской общности, выступив в качестве их потребителя, когда осуществляемая деятельность стала ценностнозначима для него, внутренне переживаема, как необходимая и интересная, а не навязанная извне в виде «нагрузки».

     Следует подчеркнуть один из важных факторов, стимулирующих социокультурную активность старшеклассника, – состояние влюбленности, которое приобретает свою актуальность в юношеском возрасте.

     Рассматривая  возможности удовлетворения потребности  старшеклассника в уважении  и признании, необходимо заметить, что ведущую роль в походе играют реальные качества членов тургруппы (туристские навыки, способность к общению, к установлению доверительных отношений,  к коллективному взаимодействию и др.). И больше шансов стать реальным лидером к концу путешествия есть у того, кто лучше всех может приготовить еду, ориентироваться на маршруте, организовать интересный досуг, играть на гитаре, разбить бивак и пр. При этом полученные в школе регалии, социальный статус семьи старшеклассника уходят на задний план.

Информация о работе Экспериментальное исследование организации туристической деятельности на физическую и эмоциональную сферы подростков