Фома Аквинский как систематизатор схоластики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 22:09, контрольная работа

Описание

Философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V—XV вв.). Однако неверно было бы представлять себе дело так, что переход от одного к другому общественному укладу произошел, внезапно: на самом деле период формирования нового типа общества оказывается очень продолжительным. И хотя чаще всего начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.), такая датировка весьма условна. Завоевание Рима не могло в одночасье изменить ни социальных и экономических отношений, ни жизненного уклада, ни религиозных убеждений и философских учений рассматриваемой эпохи. Период становления средневековой культуры, нового типа религиозной веры и философского мышления датируют I—IV вв. В эти несколько столетий соперничали между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, выросшие на старой, языческой почве, и формирующиеся очаги новой веры и новой мысли, составившие впоследствии основу средневековой теологии и философии.

Работа состоит из  1 файл

Философская мысль Средних веков принадлежит к эпохе феодализма.docx

— 27.10 Кб (Скачать документ)

     Но  еще более сложный момент в  томизме - ситуация разъединения души и тела. Ведь если смерть, освобождая душу от тела, лишает ее качеств личности, то каким образом душа несет персональную ответственность в свете грядущего  Страшного Суда? А если душа, отделившись  от тела, остается личностью, то отчего, опять же, такая бестелесная персона  несет ответственность за прегрешения  прежде всего со стороны тела?

     Как мы видим, проблема души как персоны  напрямую связана с идеей личного  спасения. Здесь вероучение не только провоцирует определенную постановку проблемы души и тела, но и склоняет в пользу тех или иных ее решений.

     По  мнению Коплстона, аристотелевская  энтелехия не позволяет Фоме говорить о полноценном личном спасении в  мире горнем, но зато выдвигает на первый план тему воскресения из мертвых. Так  Коплстон акцентирует внимание на следующем фрагменте из "Summa contra Gentiles": "Противно природе души - существовать без тела, но ничто, противное природе, не может быть вечным. Значит, душа не будет без тела вечно. Поскольку же душа пребывает вечно, она опять должна быть соединена с телом, и именно это и подразумевается под восстанием (из мертвых). Таким образом, представляется, что бессмертие души требует будущего воскресения тел".

     Таким образом Фома Аквинский достигает  своеобразного компромисса, но не только между аристотелизмом и христианством. Аристотелизм помогает католицизму  достичь компромисса между душой  и телом там, где предполагается их принципиальное единство и одновременно - коренное различие. Христианская идея личного спасения основана именно на таком противоречивом отношении  между душой и телом в рамкам индивидуального образования - личности. И томизм - это одна из попыток  теоретически представить, как возможно противоречивое единство души и тела в их земном существовании на фоне последующего автономного бытия  души в существовании посмертном. Но надо сказать, что найденный Фомой  компромисс оказался сугубо теоретическим  решением. Предложенная им трактовка  души как индивидуальной формы и  акта тела, способных к бытию вне  тела, - это чисто схоластическое решение проблемы.

     Фома  Аквинский един с Аристотелем  в том, что ум способен постигать  общее, что на языке средневековья, напомним, называли действиями "с  универсалиями". Об этом мы читаем в "Дискуссионных вопросах о душе", где Фома отмечает, что такого рода действия означают "бытие, возвышающееся  над телом".

     Что касается нововведений Фомы Аквинского в этом вопросе, то они опять же связаны с разницей между прижизненным и посмертным бытием души - темой, чуждой Стагириту. Так, согласно Фоме, душа человека вся, без каких-либо исключений, разумна  и, следовательно, бестелесна. А это  значит, что не только интеллект, но и питающая (вегетативная), и ощущающая (сенситивная) способности души продолжают существовать после смерти тела. "... Следует сказать, - отмечает Аквинат  в "Дискуссионных вопросах", - что  чувствующая душа у животных разрушима; но у человека, поскольку она есть в одной и той же субстанции с разумной душой, - неразрушима". Иначе говоря, если у животного  его ощущающая способность в  качестве энтелехии телесна, то у  человека под влиянием разума ощущающая  способность уже оказывается  энтелехией бестелесной и потому, наравне с другими способностями  души человека, способна к автономному  существованию в вечности.

     Тем не менее, в мире горнем актуально  действуют лишь высшие способности  души интеллектуального порядка. Что  касается чувственных способностей, то они актуализируются лишь при воссоединении души с телом. Так мы подходим к тому пункту в воззрениях Фомы, согласно которому душа человека по природе своей бессмертна и бестелесна, а смертна и телесна лишь в определенном отношении, а именно тогда, когда она использует органы тела для чувственного познания. Такое познание, доказывает Фома, возможно только посредством тела, в отличие от познания разумом, которое в теле не нуждается.

     Итак, как уже говорилось, душа человека, согласно Фоме, есть чистая форма без  материи, которая духовна, бестелесна и бессмертна. Но будучи крупнейшим систематизатором, Фома дает развернутую  картину познавательных способностей человеческой души. Ведь, помимо чувства  и разума, он выделяет у человека волю, воображение, способность суждения и память. Вслед за Аристотелем, он различает активный и пассивный  интеллект, а также говорит о  наличии у человека некого "общего чувства", которое находится между  разумом, постигающим общее, и чувством, имеющим дело с единичным.

     Но  интересней всего то, что высшей познавательной способностью человека у Фомы оказывается интеллектуальное созерцание, которое сближает человека с ангелами. Если люди пользуются обычно чувствами, разумом и т. п., то ангелы, считал Фома, не пользуются абстракциями, не рассуждают, а схватывают суть бытия  в чистом акте непосредственного  созерцания. Лишь частично эта способность  присутствует у человека. Но есть такой  способ познания, доказывает Фома, который  недоступен даже ангелам. Это абсолютное знание всего и вся, без каких-либо специальных приемов и способностей. Такое познание свойственно лишь Богу.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы: 

  1. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской  деятельности. - Мн.: НПЖ “Финансы, учет, аудит”, 1997.
  2. Котлер Ф. Основы маркетинга. -М., 1996.
  3. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика. 1993. 335 с.
  4. Маркетинг ( А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А.  Красильников  и  др.

Информация о работе Фома Аквинский как систематизатор схоластики