Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть философские аспекты методики преподавания истории в начальной школе с целью создания системы наглядных методов работы на уроках истории.

Задачи исследования:

Анализ литературы.
Описать теоретическое использование наглядных методов обучения в трёх аспектах: движение, пространстве и времени.
Разработать систему наглядных методов в трёх аспектах.
Экспериментально проверить эффективность использования наглядных методов изучения на уроках истории в начальной школе.
Провести социологическое исследование среди учителей и учащихся начальной школы.

Содержание

I.Теоретические основы проблемы исследования

1. Философские аспекты

1.1 Исторический процесс в движении

1.2. Исторический процесс в пространстве

1.3. Исторический процесс во времени

Глава 2. Методика преподавания истории в начальной школе

2.1. Средства обучения истории в начальной школе

2.2. Методика преподавания истории в философском аспекте (рекомендации).

II. Экспериментальная работа по теме исследования

Социологическое исследование работы учителей начальных классов на уроках истории (по историческим темам)
Социологическое исследование учеников 4 « Б» класса
Разработка урока по теме «Русские па шестом континенте»
Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Вали.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Обработав результаты социологического исследования, мы пришли к выводу, что класс преподавателя не богат средствами обучения. Нет карт, не знакомили с диафильмами, диапозитивами, редко приносят на урок предметы материальной культуры. На вопрос, каким методом проверяют пройденный материал: кроме тестов и контрольных работ ничего не используют. Знания есть, а работать не с чем, нет наглядного обеспечения.

 

Социологическое исследование

Цели: Получение  информации

Объект: Ученики 4 «б» класса

Предмет: Урок истории  в курсе «Мы и окружающий мир» 
 

Анкета

Уважаемые ученики 4 «б» класса ответьте, пожалуйста, на вопросы!

1. Имеете ли  вы представления, что такое  меловой рисунок плюс аппликация?

2.Работаете  ли вы на уроках «Мы и  окружающий мир»  по ленте времени?

3. Вам  нравиться урок «Мы и окружающий мир» без использования наглядности?

4. Использовали  ли для вас на уроках «  Мы и окружающий мир» компьютеры?

5. Вы  работаете на уроках «Мы и  окружающий мир» по карте, которая  крупного масштаба?

6. Если  бы вас попросили рассказать  событие, вам было бы легко или трудно?

7. Какие  чувства у вас вызывают исторические  темы?

8.Помните  ли вы предыдущие исторические  темы?

9.Что  вам больше нравиться,  когда  вам рассказывают, показывают или  рассказывают и показывают?

 Выводы:

Обработав социологический опрос учащихся, мы получили такие результаты: большинство  учащихся даже представления не имеют, что такое меловой рисунок  плюс аппликация. А на вопрос: используются ли компьютеры на уроках, все ученики  ответили, нет, на вопрос какие чувства они испытывают от урока «Мы и окружающий мир» ответ оказался многих учащихся что ни каких чувств они не испытывают. Вопросы были поставлены с той целью, чтобы понять какие уроки посещают учащиеся, нравится ли они им? На вопрос, какие чувства у вас вызывает урок у вас урок, многие учащиеся ответили, что ни каких чувств не вызывает. На вопрос, что вам больше всего нравиться в уроке многие учащиеся ответили, когда рассказывают и показывают. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

    Приезжие  купцы и местные жители начинали торговать рано утром, открыв городские ворота и опустив подъёмный мост.

Задание: Определите, что происходило раньше: открытие ворот или начало торговли?

Историю на карте предлагает использовать С.А  Жукова, используя аппликации, в  данном случае как условные обозначения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Урок  «Мы и окружающий мир» по исторической теме.

    Тема: Русские на шестом континенте.

    Цели: 1.Познакомить детей с русскими путешественниками, которые открыли  Антарктический материк.

               2.Развивать мышление, воображение,  речь детей, расширять познавательный интерес и вызвать у детей эмоции.

                3.Воспитывать уважение к мореплавателям, вызвать у детей интерес к  прошлому.

        Оборудование: учебник Н.Я Дмитриева «Мы и окружающий мир», аппликации (3 пингвина, 1 тюлень, 2 корабля, льдины, стрелочки, портреты путешественников, глобус).

    Оформление  доски:

    Ход урока.

    I Организационный момент 

    Прозвенел и смолк звонок.

    Начинается  урок.

    Все заботы оставляем,

    И урок наш начинаем.

    Здравствуйте  ребята, проверти всё ли у вас лежит на парте: учебник, ручка, карандаши, дневник.

    А сейчас, пожалуйста, тихонечко присаживайтесь. 
 

    II Проверка домашнего задания

    -Ребята  сегодня мы с вами должны  многое сделать: отправиться в путешествие, но прежде чем отправиться, нам надо вспомнить с кем и как вы путешествовали на уроках, а поможет нам карта. Вот она перед вами.

    Ребята, а здесь что-то написано, сейчас я  вам прочитаю.

    (небылицы)

  1. Пётр I поручил А. С Пушкину выяснить, соединяется ли где Азия с Америкой.
  • Ребята что-то здесь не так, а карта то фальшивая. Давайте разберёмся с ней и отправимся  в путешествие. И так слушаем внимательно!
  1. Экспедиция Кутузова длилась 8 дней.

    3. Путешественники должны обладать  трусостью, неумением водить корабли и быть

    4. Помощник Витуса Беринга был  Кутузов.

    5. Путешественники открыли остров Финляндия.

    6. Витус Беринг умер от чумы.

    7. У Витуса Беринга было 5 кораблей, по дороге домой вернулось 3.

    8. Путешественники с собой не взяли ничего в дорогу, поэтому с путешествия вернулось 3 человека.

    9. Корабли были построены на Кольском полуострове.

    10. В экспедицию поехало 3 тысячи человек.

  • Ну, вот ребята мы с вами отгадали карту, а сейчас мы с вами напишем письмо. Витус Беринг начал писать письмо своим родным о своём путешествии, но не успел, т. к. сильно заболел. Давайте мы с вами закончим письмо, каждый из вас «допишет» по одному предложению. Я сейчас прочитаю то, что он успел написать.

    Письмо  Витуса Беринга.

    «Здравствуйте мои родные, я рад вам сообщить, что мы отправляемся в дальнее  путешествие, о котором  я вам  сейчас напишу…

    - Молодцы  ребята мы причалили к острову,  нужно отдохнуть.

    Физминутка

  • Мы все плыли и устали

    Дружно  тихо мы все встали

    Ручками похлопали – раз, два, три

    Ножками потопали – раз, два, три

    Сели, встали, встали, сели

    И друг друга не задели

    Мы  немножко отдохнём

    И опять мы поплывём.

    II Изучение нового материала

    Ребята, вы уже познакомились с некоторыми русскими путешественниками, а какими, кто мне скажет. Это И. Ф. Крузенштерн, Ю. Ф. Лисянский, С. Дежнёв, Чириков, Витус Беринг, а сегодня мы продолжим знакомиться  ещё с двумя путешественниками. Ещё в давние времена люди считали, что в Южной полярной области лежит большая, никем неизведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили многое, что эта земля богата алмазами и золотом. Но увидеть загадочный материк никому не удавалось. Известный английский мореплаватель Джеймс Кук в 1775 году совершил путешествие на южный материк, но он отступил перед стужей, шквалистым ветром и льдами. В 1819 году царь Александр I запланировал экспедицию в высокие широты Южного полушария. И вот 4 июля из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них на шлюпе «Восток» - командиром был капитан Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Родился в Эстонии на острове Саарамеаа. С детства он грезил о море « Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря. Окончил морской кадетский корпус, служил на Балтийском флоте, по призванию был офицер.

И второй корабль «Мирный», которым командовал отважный путешественник Михаил Петрович Лазарев. Окончил морской кадетский  корпус, по призванию лейтенант, мореплаватель, участвовал в русско-шведской войне.

И вот  этих два замечательных отважных путешественника отправляются в  экспедицию по заданию: узнать, что  же всё-таки находиться на южном полюсе.

-Ребята, а давайте мы с вами посмотрим  на глобусе, где же у нас  на глобусе север, а где юг? Кто посмотрит, что находиться на Южном полюсе? Читай (Антарктида). Правильно, молодец!

-Что  вы мне можете сказать об  Антарктиде?

(температура  -88С, там холодно и вечные  льды).

    -А  кто живёт в Антарктиде? А вы  помните домашнее задание, кто  нам расскажет о пингвинах

    - Молодцы! 

    Ребята, но там же не всегда так холодно  бывает и потепление, а что за растения растут?  (мхи, лишайники)

    - Вот и путешественникам захотелось  узнать, что же там находиться.

    С каждым днём «Восток» и «Мирный» ближе  и ближе подходили к таинственной земле. На пути им встречались тюлени и пингвины, льдины огромных размеров. Открыв несколько островов и обозначив их на карте, экспедиция взяла курс на Сандвичу землю. Берега Сандвичевой земли плотно покрывал снег. Пробиваясь между тяжёлыми льдами «Восток» и «Мирный при каждом удобном случае старались найти проход на юг.

    15 Января 1820 года российская экспедиция  впервые пересекла Южный полярный  круг. На следующий день с «Мирного»  и «Востока» увидели на горизонте  высокую полосу льдов. Все задавали вопрос, уж не открылся ли перед экспедицией таинственный Южный материк?

    Исследователи занесли на карту всё, что увидели, но опять надвинувшийся туман  и снег помешали определить, что  там за бугристыми льдами. Продвинуться дальше не могли, сплошные льды, да ещё  снег шёл беспрерывно. По пути случилась проблема: пробило пробоину и им пришлось причалить к берегам Австралии. Починив пробоину, они вернулись в порт Джексон.

    31 октября они снялись с якорей  и взяли курс на юг. Через  три недели они вошли в зону льдов. С корабля поступил сигнал: «Вижу землю!»

    И 22 января стало ясно, что Антарктида не просто материк, а Земля пусть  и скрытая подо льдами. Представить  себе размеры материка с борта  корабля невозможно, поэтому Антарктида ещё долго ждала своих сухопутных исследователей.

    Более двух лет продолжалось путешествие  «Востока» и «Мирного».

    Закрепление - Ребята, а сейчас представьте, что вы путешествовали с Беллинсгаузеном и Лазаревым в качестве художников, какие бы вы картины нарисовали для путешествия.

    Итог  урока

    Домашнее  задание стр. 12 – 14 читать, вопросы 1, 3, 4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает интеллектуальное комплексное развитие младших школьников, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал наглядные пособия «психологическим орудием труда». Выводом теоретической части работы стало положение о том, что нами было проведено исследование как среди учащихся 4 «б» класса, т и среди преподавателей. Исследование показало что, дети не имеют представление,  что такое меловой рисунок, что такое аппликация и работают в основном по карте,  которая находится в учебнике. Материал, преподаваемый в словесной форме без наглядных средств обучения, ни какого восторга у детей не вызывает.

      Проведя социологическое исследование  среди преподавателей начальной  школы, мы пришли к такому  выводу, что у преподавателей  начальной школы нет предварительных  знаний о том, как нужно грамотно  преподать урок детям, чтобы  получить хороший показатель знаний. Вопросы были поставлены с той целью, чтобы выяснить, чем руководствуется учитель на уроке. На вопрос, какими методами вы проверяете ранее усвоенные знания, выяснилось, что кроме тестов в их «копилке» ничего нет. На вопрос что имеется в кассе по предмету  «Мы и окружающий мир» по историческим темам: ответы были такие, что кроме карточек для проверки знаний и наглядности изготовленной учителем ничего нет. Хотелось бы, чтобы уроки по историческим темам преподавались в трёх аспектах. А преподаватель внедрял бы в свои уроки что-то новое.

    По  мнению Н.Г. Чернышевского « Мыслитель  не должен успокаиваться ни на каком  положительном выводе, а должен  искать, нет ли в предмете, о котором  он мыслит, качеств и сил, противоположных  тому, что представляется этим предметов на первый взгляд; таким образом, мыслитель был принуждён обозревать предмет со всех сторон,  истина являлась ему не иначе, как следствие борьбы  всевозможных противоположных мнений. Этим способом, вместо односторонних прежних понятий о предмете, мало-помалу являлось полное, всестороннее исследование и составлялось живое понятие обо всех действительных качествах предмета. Объяснить действительность стало существенной обязанностью философского мышления. Отсюда явилось чрезвычайное внимание к действительности, над которой прежде не задумывались, без всякой церемонии искажая её в угодность собственным предупреждениям».          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы