Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание

Цель исследования: раскрыть философские аспекты методики преподавания истории в начальной школе с целью создания системы наглядных методов работы на уроках истории.

Задачи исследования:

Анализ литературы.
Описать теоретическое использование наглядных методов обучения в трёх аспектах: движение, пространстве и времени.
Разработать систему наглядных методов в трёх аспектах.
Экспериментально проверить эффективность использования наглядных методов изучения на уроках истории в начальной школе.
Провести социологическое исследование среди учителей и учащихся начальной школы.

Содержание

I.Теоретические основы проблемы исследования

1. Философские аспекты

1.1 Исторический процесс в движении

1.2. Исторический процесс в пространстве

1.3. Исторический процесс во времени

Глава 2. Методика преподавания истории в начальной школе

2.1. Средства обучения истории в начальной школе

2.2. Методика преподавания истории в философском аспекте (рекомендации).

II. Экспериментальная работа по теме исследования

Социологическое исследование работы учителей начальных классов на уроках истории (по историческим темам)
Социологическое исследование учеников 4 « Б» класса
Разработка урока по теме «Русские па шестом континенте»
Заключение

Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Вали.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

 I.Теоретические основы проблемы исследования

1. Философские  аспекты

1.1 Исторический  процесс в движении

1.2. Исторический  процесс в пространстве

1.3. Исторический  процесс во времени

Глава 2. Методика преподавания истории в  начальной школе

2.1. Средства обучения истории в начальной школе

2.2. Методика  преподавания истории в философском  аспекте (рекомендации).

 II. Экспериментальная работа по теме исследования

    1. Социологическое исследование работы учителей начальных классов на уроках истории (по историческим темам)
    2. Социологическое исследование учеников 4 « Б» класса
    3. Разработка урока по теме «Русские па шестом континенте»

Заключение

Литература

Приложение 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение  

    В период демократизации общественной жизни  нашей страны всё большее значение придаётся изучению в школе Отечественной истории. Изучение начинается уже в начальной школе в курсе «Мы и окружающий мир», где предусматривается предварительное ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. Цель изучения, подготовить детей к истории в основной школе, вызвать у них интерес к ней как к школьному предмету, желание узнать прошлое своего Отечества.

    Содержащиеся  в учебниках иллюстрации являются опорой  учащимся в изучении событии, персоналий истории, но их  недостаточно для воссоздания целостной картины события, эпохи. Часто их количество и качество  изображения оставляет  желать лучшего (мало иллюстраций, сложно разглядеть детали). Например, в учебнике Студеникина в среднем одна иллюстрация на две страницы, в пособии М. Т. Студеникина в среднем одна иллюстрация на две страницы, в пособии Д. И. Латышиной нет карт.

    Имея  в содержании образования конкретные исторические события, задумаемся: достаточно ли учебника и слова учителя для  максимально эффективного усвоения учебного материала?

    Главная смысловая идея- это философский, теоретический и нравственный стержень урока, который цементирует урок, придаёт ему внутреннюю логику, цельность, научность. Факты, понятия, теоретические  выводы представленные в различных  сюжетах урока, подчиняются главной смысловой идее.

    Тема: «Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы».

    Противоречие: между знаниями, умениями и навыками преподавателей и преподаванием истории в начальной школе.

    Проблема: как использовать философские аспекты в методике преподавания истории в начальной школе для образного и осмысленного усвоения знаний, приобщение к основам родной культуры.

    Цель  исследования: раскрыть философские аспекты методики преподавания истории в начальной школе с целью создания системы наглядных методов работы на уроках истории.

    Задачи  исследования:

  1. Анализ литературы.
  2.   Описать теоретическое использование наглядных методов обучения в трёх аспектах: движение, пространстве и времени.
  3. Разработать систему наглядных методов в трёх аспектах.
  4. Экспериментально проверить эффективность использования наглядных методов изучения на уроках истории в начальной школе.
  5. Провести социологическое исследование среди учителей и учащихся начальной школы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I. Теоретические основы проблемы исследования

    Глава 1. Философские аспекты 

    Рассмотрим  философскую сторону этого «стержня»  урока.

    Историю следует преподавать в трёх аспектах, так как это атрибуты материи, а материя это многообразие конкретных объектов, в которых она существует, бесконечно. Категория материи предельно широкое понятие, оно охватывает не какой-то отдельный процесс, не какую-то группу предметов и явлений, а всю объективную реальность. Отвлекаясь от данных особенностей, свойств, сторон  отдельных предметов, от их конкретных (особенностей), связей взаимодействия друг с другом, оно общее, главное во всех этих предметах – объективность, то есть независимость их существования от сознания человека. Материя существует только в движении, и через него она проявляется, обнаруживает себя. В этом нас убеждают повседневные факты, развитие науки и практики. Материя обладает многочисленными свойствами: несотворимость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемость строения. Но среди них есть такие, без которых материя не может существовать. Эти свойства называются атрибутами. К ним относятся движение, пространство и время. Рассмотрим философские аспекты. 

    1.1. Исторический процесс  в движении

 Движение обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий.

«...Всё  есть движение, материя находиться в движение, и ещё всё есть материя  и движение находиться в материи. Они есть вещи и умопостигаемое, логическое и действительное. Ибо то, что есть движение, является творцами друг друга. Ибо согревание и охлаждение, увлажнение и иссушение материи образуются (исходя) от движения, а возникновения и уничтожения, рост и убыль, возмущение и изменение движения исходят от материи. Движение представляет собой форму существования материи, её неотъемлемое свойство.  «Движение есть способ существования материи. Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения»- указывал Энгельс. Значит, все исторические события надо преподавать в движении, а движение связано с пространством, а пространство со временем.  

  • Исторический  процесс в пространстве.             
  • Пространство – это форма бытия материи, выражающая протяжность  составляющих  её объектов их строение из элементов и частей.

    Время – это форма бытия материи, выражающая длительность протекания процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем.

            Пространство и время представляют собой всеобщие формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи, а движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Всеобщее свойство материальных тел обладать протяжностью, занимать определённое место и особым образом располагаться среди других предметов мира и отражает философское понятие пространства.

                     Идея пространства доставляет  двумя чувствами – зрением и осязанием, и ничто не кажется нам протяжным, если оно невидимо, неосязаемо. Поэтому  у нас только в этом случае может быть идея пространства или протяжения, когда мы рассматриваем её как объект зрения или осязания.

    Значит  преподавание истории без пространственного  видения невозможно.

        Августин  считал что: « Мир ограничен в  пространстве, а бытие его ограничено во времени. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Начало творения мира есть вместе с тем и начало времени. Время есть мера движения и изменения. Время есть действительно какое-то протяжение». Значит, историю надо преподавать во времени.

        Принимая  во внимание всё выше сказанное учёными  философами, мы рассмотрели философский стержень урока.

    Но как  мы уже сказали, урок включает и философский  и теоретический  «стержень». Рассмотрим теоретический стержень урока. 

    Глава 2. Методика преподавания истории в начальной  школе 

    2.1. Средства обучения  истории в начальной  школе. 

        Специфические сложности истории как устного  предмета особенно ощущаются в начальной  школе. Для эффективного обучения младших  школьников важно не только учитывать тип мышления, но и опираться при изложении материала на различные типы анализаторов: слуховые (рассказ учителя, аудио- и видеозаписи), зрительные (меловой рисунок, картины, аппликации, карты, предметы материальной культуры, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, мультимедийные презентации), тактильные и кинестетические (аппликации, модели, предметы материальной культуры). Представляя исторический материал, мы неизбежно упоминаем географические понятия – названия частей света, стран, городов, рек – в исторической ретроспективе. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали установлению причинно-следственных связей, формированию правильных представлений о территории нашей Родины в прошлом, взаимоотношений с другими государствам, уже в начальной школе можно и нужно знакомить учащихся с исторической  картой.

        Формирование  умений работать с исторической картой является одной из важнейших задач учителя истории, которая продолжает решаться и в старших классах, в период обучения в школе. Но карты для младших школьников должны быть несколькими иными: максимально лаконичными, содержащие основные сведения, затрагиваемые при изучении темы, периода. Карты должны быть красочными, с крупными условными обозначениями и шрифтом. Очень хорошо в начальной школе использовать при работе с картой аппликации, когда плоские изображения (стрелки, фигуры, условные обозначения), могут перемещаться по карте (с помощью магнита, липучки). Это позволяет как бы «оживить» карту, «разыграть» на ней исторические события, выделить места сражений, центры культурных связей, показать пути и направления взаимодействия народов. Использование фигур

    аппликаций  способствует установлению логических  взаимосвязей, лучшему запоминанию  « сухой информации», помогает перейти  к восприятию абстрагированных символов стандартной исторической карты.

        Важную  роль в обучении истории всегда играли картины исторического содержания, как созданные выдающимися художниками, так и учебные, специально написанные для целей образования и способствующие раскрытию учебной темы. Исторические карты несут в себе массу детализированной информации, умение, видеть которую способствует формированию целостного образа эпохи, эмоциональному восприятию события, формированию личностного отношения к событию и личности. Частично такие картины включены в содержание учеников, но их небольшой формат не позволяет учителю организовать специальную работу в классе -  научить рассматривать историческую картину, видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали  эпохи. Для этого необходимы картины демонстрационного характера.

        В начальной школе схемы и таблицы имеют, вероятно, наименьшее значение, так как степень абстрагирования учащихся не очень велика. Однако есть отдельные темы, в которых подобная подача материала способна оказать помощь учащимся в упорядочении, систематизации знаний (например, схема генеалогического древа русских  князей, картосхемы баталий в виде таблиц могут быть представлены данные по народам России). Но общий удельный вес схем и таблиц по истории в начальной школе должен быть небольшим, поскольку в этом возрасте важно яркое, образное восприятие основных событий прошлого.

        Особые  трудности вызывает у детей овладение  историко-временными представлениями. Изучаемые исторические факты выходят за рамки жизненного опыта детей, происходит замена переживаемого учащимися времени (часы, дни, годы) воображаемым, неосознанным на личном опыте. Вместе с тем практика убеждает, что планомерная систематическая работа даёт положительные результаты, поэтому уже на первых уроках дети знакомятся с летоисчислением, единицами измерения исторического времени, определением по году века, последовательности событий (раньше, позже). Целесообразна работа с «лентой времени» - в ней отмечаются даты рассматриваемых событий. Также на уроке истории можно использовать различные варианты работы с хронологией, например, использовать кроссворды, ребусы, анаграммы. Все эти варианты работ со временем  помогают запомнить учащимся значимые даты.

        Коллекции предметов материальной культуры, используемые на уроках, позволяют «прикоснуться» к историческому прошлому, увидеть реальные объекты, представляемые в воображении или виденные на иллюстрации, лучше понять, для чего служили эти предметы и как их использовали. Предметы таких коллекций можно подержать в руках, попробовать действовать с ними так, как действовали люди прошедшей эпохи, например, предметы детских игр, быта, изделия народных промыслов.

    Информация о работе Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы