Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:31, контрольная работа

Описание

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига.

Содержание

Введение
Характерные особенности философии эпохи Возрождения
Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса
Гуманизм и человеческая индивидуальность
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии.docx

— 46.51 Кб (Скачать документ)

       Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской  мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами.

       Гуманизм  переменил точку зрения. Человек  был поставлен в центр как  существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм как фокус мировоззрения  гуманистовозначал замену понятия  обожения как одного из основных понятий  религиозно-аскетического мировоззрения  средневековья понятием обожествления  человека, его максимального сближения  с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих  пор восхищающих людей.

       Важнейшая особенность, отличавшая эпоху Возрождения  от всех предшествующих, состояла в  сильно выросшем запросе на умственный труд, что нашло свое выражение в большом росте числа лиц свободных профессий.' В европейском средневековье они входили в корпорации, Объединявшие их по профессиям (“цехам”), будь то преподаватели университетов и других школ, врачи или художники. Деятельность таких корпораций строго регламентировалась, что во многом объяснялось ее сакральной оценкой. Отсюда огромная роль церкви в такого рода регламентациях. Представители умственного труда, не связанные с церковью, в условиях европейского средневековья явление очень редкое. Усложнение и дифференциация производственной и культурной деятельности в ренессансной Италии (затем и в других европейских странах), распад корпоративно-цеховых связей в городах и усиление в них роли индивидуального начала вместе с большим ростом числа лиц, профессией которых становился умственный труд, во многом предопределили то, что эта активнейшая социальная прослойка далеко не всегда зависела от церкви и находилась непосредственно на ее службе. Появление той категории лиц, которую впоследствии стали именовать гуманистами, в сущности, положило начало процессу возникновения в эту эпоху светской интеллигенции. Как известно, в классовом обществе интеллигенция обслуживает тот или иной класс, но генезис этой прослойки бывает межклассовым. Именно так появлялись гуманисты в условиях ренессансной Италии, ибо распад корпоративного строя и повышение в этих условиях роли индивидуальной деятельности закономерно сопровождались тем, что наиболее способные сыновья купцов, торговцев, преподавателей, нотариусов, представителей знати, реже – сыновья ремесленников и крестьян в соответствии со своими склонностями становились художниками, архитекторами, скульпторами, врачами, писателями. Важнейший критерий социального прогресса человеческого общества связан с теми возможностями, которые данное общество открывает человеку для развития его личностных задатков. Наиболее выдающиеся гуманисты становились учеными и философами.

Антропоцентризм как  принцип философии     Ренессанса

       Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра – Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

       Итак, основной принцип возрожденческой философии – это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.

       Термин  «возрождение»  (1550, Вазари) дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.

  • Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность, его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого философского интереса во многом определились переходом от феодально-сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству. Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его активности.
  • Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино, могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи – живописец и изобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые философы.
  • Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.

       Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800 (!) частей.

       Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.

       При переходе от античности к средневековью  произошел довольно существенный сдвиг  в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно  по принципу абсолютной личности. Если сделать еще один шаг навстречу  субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в  центр мироздания будет поставлен  человек (антропос). Этот шаг и был  сделан в эпоху Возрождения с  максимальной решительностью, которая  вообще часто характерна для новаторов.

       Естественно, встает вопрос о той философской  базе, на которой могло возникнуть и действительно возникало новое, возрожденческое мировоззрение. Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности и средневековья принципиальные схемы философских построений? Нет, не были. Возрожденческие философы по-прежнему в центр мироздания ставили  Бога, но преимущественное внимание уделяли  уже не Ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой  философии был антропоцентрический  неоплатонизм.

       Системный характер философских построений в  результате перехода от сакрального (святого) неоплатонизма к антропоцентрическому фактически нарушается: формально остается в силе центральное положение  Бога, но вместе с тем действительным адресатом философского интереса становится человек. Теперь мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, его самостоятельность, его творчество и красота. Вместе с тем философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному э. восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности, что предохраняет от вульгарного материализма.

       Антропоцентрический характер мировоззрения  эпохи Возрождения  заключался в том, что человек  объявляется центральным звеном всей цепи космического бытия.  Конечно, своего рода антропоцентризм был  свойствен и средневековому сознанию. Но там речь шла о проблеме грехопадения и искупления; мир был создан для  человека, а человек являлся высшим творением Бога на земле; однако человек  рассматривался не сам по себе, а  в своих отношениях с Богом, в  своем отношении к греху и  вечному спасению, недостижимому  собственными силами. Для Возрождения  же человек не просто чье-то творение или природное существо, он творец самого себя, своей собственной жизни, судьбы, и этим он отличается от всех живых существ. Он господин над всей природой и уже не нуждается в  божественной благодати для своего спасения; он сам себе голова. Интересно  в этой связи рассуждение одного из выдающихся мыслителей XVв.  Джованни Пико дела Мирандола (1463 – 1494) в его знаменитой «Речи о достоинстве человека». Сотворив человека и «поставив его в центр мира», Бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: « Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю»1

       Неудивительно поэтому, что эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, титанов земного самоутверждения, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделяющихся среди других людей своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Ренессанс был эпохой, «которая нуждалась в титанах и которая породила титанов»2

       Разносторонность  – вот  идеал возрожденческого человека. Последним стремился испытать себя не только во всех сферах и областях материального и духовного  производства, но и во всевозможных жизненных проявлениях  и ситуациях. Стремлению стать уникальным мастером  - художником, поэтом, философом, ученым  и т.д. – содействует  общая атмосфера, окружающая талантливых, одаренных людей чуть ли не религиозным  поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века – святых. 

       Таким образом, в эпоху Возрождения человеческая личность, своеобразна и уникальность каждого индивида приобрели ранее ценность и значимость. Ни в античности, ни в средние века не было  такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. С антропоцентрической установкой, кстати сказать, связан и характерный для Возрождения культ красоты. Не случайно как раз живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, выступает в тот период главенствующим видом искусства, а фигура художника-творца становится как бы символом эпохи.

 
 

       Гуманизм и человеческая индивидуальность.

       Гуманизм и индивидуальность – это индивидуально своеобразная целостная система устойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условий жизнедеятельности. Проблема человеческой индивидуальности рассматривается как индивидуальный стиль жизни и как "целостность индивидуальности". А.Адлер видел природу внутреннего постоянства личности в выборе ею на основе фактов и событий жизни своей уникальной конечной жизненной цели. Эта высшая цель определяется тем смыслом, который человек придает жизни. Смысл жизни воплощается в гуманизме или гуманности действий человеческой индивидуальности. Сложно в эпоху современности говорить о чистой как капля воды гуманности и человеческой индивидуальности. Гуманизм – это самопожертвование и понимание проблемы человека и человечества стремление помочь сопереживать участвовать понимать и выразить свое отношение к увиденному. Каждое проявление человеческой индивидуальности рассматривается в контексте всей индивидуальности, так как все происходящее есть ни что иное, как борьба за реализацию жизненной цели индивидуальности. Стремление уйти от жесткой внешней детерминации является другим фактором, вызывающим и предпринимающим человеком для обретения своей личностной автономии. Каждый индивид имеет тенденцию к сохранению собственной уникальности. Он отличается характерными способами поведения, мышления, реагирования и развития, в отличие от других, и стремится это отличие сохранить. Он накладывает свой индивидуальный отпечаток на каждую роль, которую он играет, на каждую ситуацию, с которой сталкивается, причем делает это в соответствии с собственной Я-концепцией. Гуманизм определяет все индивидуально-существенные функции человека, и особенно явственно проявляется, когда человек стоит перед важными решениями в критических ситуациях. Таким образом, согласно современным взглядам, проблема человеческой индивидуальности является продуктом его собственной деятельности и гуманизма проявляясь в выборе тех сфер деятельностей и отношений социального опыта, которые личность присваивает, делает своими. Поэтому именно специфика индивидуального бытия человека, а не совокупность его индивидуально-специфических черт определяет решение проблемы человеческой индивидуальности. Люди стремятся выразить гуманизм по отношению к человечеству через собственную индивидуальность, но понять его иногда кажется очень сложно. Хотя приведем примеры гуманизма и выражения индивидуальности в деятельности Принцессы Диана, известные актеры, усыновляющие брошенных детей, деятельность ЮНИСЕФ во главе с Летисией Холидей, французский священник Отец Аббэ. Это лишь маленькие капельки в нашем огромном мире. Такие примеры гуманизма выражают путь становления и отражение собственных выстраданных проблем отдельно взятой индивидуальности. Только на таком высшем этапе можно назвать что проблема проявления гуманизма и человеческой индивидуальности будет решена. Человек через личную жизнедеятельность прокладывает собственный путь к проявлению гуманизма и выражению человеческой индивидуальности и никакой пиар не заставит его это сделать.  
Следуя определению Словаря Кругосвет, гуманизм от лат. humanus - человеческий – это идейное и мировоззренческое течение, возникшее в европейских странах в эпоху Возрождения 14 - первая половина 17 в. и ставшее идеологией Возрождения. Гуманизм - один из принципов права в демократическом правовом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам.3 Гуманизм - направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее человека как "меру всех вещей". /лат.Humanus – человеческий/.4         

Информация о работе Философия эпохи Возрождения