Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:18, контрольная работа

Описание

Эпоха Возрождения (или Ренессанса), возникнув в Италии (конец XIV – XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии Возрождения………………………………………………………..5
Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………………11
С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?............................................................................................................17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Философия эпохи Возрождения.docx

— 40.24 Кб (Скачать документ)

  • Министерство  образования и  науки Российской Федерации 
  • Федеральное агентство по образованию  ГОУ ВПО
  • Всероссийский заочный финансово-экономический  институт
      • Кафедра экономической теории

    • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    • по  философии на тему:

      «Философия  эпохи Возрождения» 
       
       
       
       
       
       
       

                                                                     Выполнил:

           Курс:       

           Специальность:

           Личное  дело:

           Преподаватель:   
       
       
       
       
       

           Новороссийск 2011 г.

      Содержание 

      Введение………………………………………………………………………….3

      Гуманистическая направленность и социально-философское  содержание философии Возрождения………………………………………………………..5

      Натурфилософия  эпохи Возрождения…………………………………………11

      С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?............................................................................................................17

      Заключение……………………………………………………………………….19

      Список использованной литературы…………………………………………...20 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Введение

                  Эпоха Возрождения (или Ренессанса), возникнув в Италии (конец XIV – XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы. Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всём видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует социальному и хозяйственно – политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться потребность  в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Само собой, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили очень тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или если использовать  французское  выражение,  эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству таких выдающихся философов, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др. В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в эпоху Возрождения приходится на последние столетия средневекового феодализма, на XV-XVI вв. Однако развитие культуры как материальной, так и духовной, конечно, невозможно заключить в точные хронологические рамки. То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV в., а в XV в. достигло рассвета. В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским, прежде всего западноевропейским явлением. Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой культуре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный интерес к эпохе Возрождения и популярность самого этого слова. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко – римской античности, которые были утрачены в эпоху Средневековья. Теперь рассмотрим подробнее эпоху Возрождения и узнаем, каковы же основные принципиальные установки возрожденческой философии? 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Гуманистическая направленность и  социально-философское  содержание философии  Возрождения

       

             Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно – научному познанию мира и человека. Изобретения и открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника, изменили взгляды людей на мир и на положение в нём человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.

                  XIV-XVI вв. – время, когда всё в круговороте страстей, общечеловеческих побуждений и расчётов. В разных ситуациях люди выпутываются умом и личной смекалкой. Выше всего ценится умелость. Идеал удачи царит над всем. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Сакетти, Джованни мораль всех новелл: скрытый грех наполовину прощён. Отсюда вытекает: достигать цели, не раздумывая над средствами, и скрывать пути, чтобы достичь цели наверняка.

            Эпоха Возрождения – время рождения титанов мысли, чувства, характера, идеала. Выдающиеся люди этого периода  – цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой  грандиозные задачи – опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека.

            В эпоху Возрождения человеческая  личность по преимуществу является  творческой, она как бы перенимает  на себя творческую функцию  Бога и способна овладеть и  собой, и природой. Человек олицетворяет  собой творческой начало, будь  это искусство, политика, религия  или даже техническое изобретение.

            Свои творения человек реализует  в телесном. Здесь возрожденцы возобновляют античную тенденцию рассмотрения в единстве духовного и телесного. Причём имеется в виду, что творение является максимально совершенным. Но совершенное есть красота. Человек эпохи Ренессанса – это не просто творец, а творец и художник одновременно. Довольно часто многие таланты присущи одному и тому же человеку. Так, Леонардо да Винчи был живописцем и изобретателем, Микеланджело - живописцем и поэтом. И оба они внесли существенный вклад в развитие философии.

            Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.

            Антропоцентризм, да ещё в таком  артистическом виде, в каком он  существовал в эпохе Ренессанса, конечно же не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Термин «гуманизм» происходит от латинского humanitas (человечность), употреблявшегося ещё в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном. Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению.

            Одним из таких людей был родоначальник  гуманизма поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374) – неутомимый собиратель и исследователь древних рукописей и памятников.

                Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шёл принципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь.

            Согласно итальянским гуманистам, природа человека достойна всемерной  реабилитации, она даже становится  высшим критерием для оценки  человеческих страстей. Гуманисты  возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил ещё Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы, каждый не меньше, чем сыновья царей и императоров, дело же состоит в лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.

            Схоластической религии противопоставляется  право на истину и поиск  её; догматизм, преклонение перед  авторитетами подвергаются резкой  критике. Монашеским подвигам  всё чаще противопоставляется  обыкновенный труд. Но тот, кто  трудится имеет право на богатство. Обет бедности гуманисты отрицают, не собираются прославлять и богатство, роскошь, но они последовательно защищают частный интерес, индивидуализм.

            Многие гуманисты отстаивают  идеалы умеренного утилитаризма. Под утилитаризмом понимается учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляются с пользой.

            Таким образом, гуманизм Возрождения  ориентируется на свободомыслие  и соответственно справедливое  устроение общественно – государственной  жизни. Последнее чаще всего  предполагалось достигать на  демократических началах, в рамках  республиканского строя.

            Однако было бы неправильным идеализировать такого рода гуманизм, не замечать его индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валла. В главном своём философском сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Вала провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него выступает личное благо. Подобная мировоззренческая позиция выглядит как асоциальная.

            Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращённые к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

            Самым крупным и оригинальным  из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель  Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». В своих работах Макиавелли попытался рассмотреть природу государства, отбрасывая ореол его божественного происхождения. В этом «земном» осмыслении государства проявилось стремление ранних идеологов буржуазии активно влиять на переустройство политической власти в интересах предпринимателей, которые не могли развернуть свою деятельность в условиях феодального

           Размежевания  и натурального хозяйства. Такая  позиция приводила мыслителя  к идее естественного исторического  развития, в рамках которого интересы целого (государства) и отдельных  его частей (граждан) не всегда совпадают, поэтому за государством сохраняется  право подавления человеческого  эгоизма во имя всеобщего блага  и порядка. Такое подавление требует  от политиков не только применения грубой силы, но и изворотливости ума, хитрости и даже вероломства в  борьбе за власть и её упрочение. Поэтому  ведение государственных дел  – трудная и сложная задача, требующая особой подготовки политических деятелей. Такая подготовка должна включать в себя знание как истории, так и общих законов общественной жизни, представляющей собой поле непримиримой борьбы между классами, группами и сословиями. В конечном итоге эта борьба должна уравновешиваться идеями гуманности и справедливого распределения ценностей, в противном случае общество может просто погибнуть. Для достижения этой цели допускаются все средства, в т. ч. и известный политический аморализм, ибо становление централизованного государства далеко не безболезненный процесс, устраивающий всех членов общества, поэтому высказывается мысль о том, что общественный прогресс не обходится без жертв.

            Философская мысль эпохи Возрождения  не исчерпывается рассуждениями,  опирающимися на политический  реализм. Н. Макиавелли предпочёл  действительность воображаемому.  Но были и те, кто, по его  собственным словам, «изобразил  республики и государства, которых  в действительности никто не  знал и не видывал».

            Одним из таких мыслителей  был Томас Мор, английский гуманист, государственный деятель и святой католической церкви. Однако бессмертную славу Томасу Мору принесла его «Утопия» - произведение, описывающее жизнь на счастливом острове, затерянном где-то в Новом Свете.

            Слово «утопия» в буквальном переводе с греческого (ou – нет, topos - место) означает «место, которого нет». «Утопия» Томаса Мора начинается с острой критики существовавших в Англии общественных порядков. Источник всех социальных бедствий он видит в наличии частной собственности.

            Рисуя безотрадную картину эпохи  становления буржуазных отношений,  Мор не ограничивается лишь  неприятием существующих порядков. Он противопоставляет им проект государства всеобщего благоденствия. В этом заключается важная особенность утопизма. Его представителей нельзя назвать реформаторами, то есть теми, кто стремится изменить существующий мир. Несогласие утопистов с действительностью касается всех её сторон, и их альтернативные проекты затрагивают общественный порядок в целом.

            Спустя столетие утопические  идеи получили развитие в творчестве  итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы, доминиканского монаха, астролога и бунтовщика. Особую роль в его судьбе сыграло участие в заговоре против испанского владычества в его родной Калабрии. В 1499 г. заговор был раскрыт, а Кампанелла приговорён к тюремному заключению, длившемуся 27 лет. В этих условиях он и создал одно из важнейших своих произведений – «Город Солнца».

            В отличие от Мора Кампанелла  не только мечтал о совершенном  обществе, но и стремился к  радикальному переустройству социальных  порядков. Заговор против испанского  владычества предполагал последующее  учреждение такого общественного  строя.

            Однако различие между Мором  и Кампанеллой в этом важном  пункте ещё не даёт основания  для противопоставления этих  мыслителей. Сходство между ними  значительно. И тот и другой  не придавали значения условиям  и путям осуществления идеала, сосредоточивая своё внимание  на детальном конструировании  будущего царства добра и справедливости.

            Хотя утописты эпохи Возрождения  в полном соответствии с духом  своего времени рассматривали  человека в качестве высшей  ценности, жёсткая регламентация  всего образа жизни, отличающая  утопические проекты, не оставляет   места  свободе   личности,  превращает  людей,  по  меткому  выражению Ф. Достоевского, в подобие  «фортепьянных клавиш», на которых  играет кто-то другой. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Натурфилософия  эпохи Возрождения

            Гуманистическая культура, первоначально  ориентированная главным образом  на человека, всё чаще углублялась  в истолкование природы. Для  интеллектуальной деятельности  многих ренессансных учёных такой  интерес стал определяющим. Деятельность  же Леонардо да Винчи, его  научные изыскания свидетельствовали  об органической связи его  многосторонних интересов к человеку  и природе.

            Другим направлением философского  интереса к природе в ренессансной  мысли была натурфилософия. В  XVI в. её развитие становилось всё более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско - схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к другим, неаристотелевским её истолкованиям. Умозрительность, присущая большинству этих истолкований и в принципе свойственная любой натурфилософии, для ренессансной была всё же не столь характерна, как для античной. Это объяснялось как более пристальным вниманием ренессансных натурфилософов к обогащавшемуся жизненному опыту той эпохи, так и всё более настойчивым их интересом к её естественно – научным достижениям и учениям.

            Для натурфилософии Ренессанса  в целом же характерны не  столько методологические изыскания,  сколько онтологическая интуиция, преимущественное стремление к  интерпретации бытия, к разработке  всеобъемлющих картин природно-космической жизни. Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей и даже самого названия античной физики. Однако такая зависимость была относительной и носила творческий характер, ибо ренессансные философы природы подобно многим гуманистам возрождали учения и идеи античной физики не бездумно, а относились к ним избирательно и лишь заимствовали те из них, которые соответствовали их пониманию природы.

            Можно подметить и общие черты,  присущие всем натурфилософам  Возрождения. Едва ли не важнейшую  из них составляет пантеизм, нараставший в развитии ренессансной философской мысли. Причём общая тенденция этого процесса вела тогдашних философов природы ко всё более последовательному подчёркиванию натуралистических черт пантеизма.

            Не менее важной идеей ренессансной  натурфилософии, вытекавшей из её  пантеистической позиции и во  многом порождавшей её, была также  идея тождества микро- и макрокосма.

            Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую её с подавляющим  большинством учений античной  физики, следует усматривать и  в преобладании качественной  интерпретации природы.

            Стремление к углублённому и  достоверному познанию природу  нашло отражение в творчестве  Леонардо да Винчи, Николая  Коперника, Николая Кузанского, Джордано  Бруно.

            Леонардо да Винчи, внебрачный сын нотариуса и простой крестьянки, мужчина редкой красоты и огромной физической силы, холостяк, не получил классического образования и не обучался в университете. Однако это обстоятельство сыграло скорее положительную, чем отрицательную роль в его формировании в качестве мастера искусства и многообразного изобретательства, а затем и теоретика этой высокой практики.

            Леонардо по праву заслужил имя пионера современного естествознания. Трудно обозреть круг его изобретений и проектов – в области военного дела, ткацкого производства, воздухоплавания. Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX и XX столетиях.

            Рассматривать идеи Леонардо  в историко – философском плане не просто, и прежде всего потому, что его деятельность в общем была мало связана с тогдашними философскими традициями, развивавшимися на основе античных доктрин. Место гениального мастера в философском развитии Ренессанса определялось как его художественной, так и исследовательской деятельностью в области механики, физики, астрономии, геологии, ботаники, анатомии и физиологии человека. При этом подавляющее большинство научных изысканий Леонардо осуществил в контексте своей творческой практики.

            Среди записей Леонардо есть такие, которые свидетельствуют о его конфликте не только со схоластической, но и с гуманистической учёностью, оперировавшей огромным материалом разнообразной мудрости, почёрпнутой в книгах.

            Специфика методологии Леонардо  состоит в том, что он стремился  к максимально конкретному пониманию  опыта и по возможности к точному уяснению его роли в деле достижения истины.

            Не оставляет Леонардо никакого  сомнения и в том, какую науку  он имеет в виду прежде всего  и главным образом. Это, конечно,  математика, ибо только она способна  придать результатам экспериментирования  подлинную достоверность, искомую  однозначность, делающую возможным  точное практическое применение  найденной истины.

            Огромной философско – мировоззренческой проблемой, решавшейся мастером из Винчи, была также проблема соотношения человеческого искусства, понимаемого в самом широком смысле этого слова, и природы.

            Тезис гуманизма о царстве  человека фактически превращался  у Леонардо в положение о  превосходстве человека над природой. Равнодушный к религии своей  эпохи, Леонардо всё же не  доходил до богоборческих утверждений,  а скорее, подобно другим гуманистам, стремился к максимальному приближению  человека к Богу.

               Николай Коперник – польский астроном, творец гелиоцентрической системы мира, экономист. В истории науки учение Коперника было революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости от религии. Теория Коперника об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой Птолемея и основанными на ней религиозными представлениями и Земле, как избранной Богом арене, на которой разыгрывается борьба божественных и дьявольских сил за человеческие души. Эта теория отбросила идущее от Аристотеля и использованное схоластикой противопоставление движений небесных и земных тел, создала возможность появления в будущем учений о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Для теории познания важным стало различие Коперника между видимыми (кажущимися) и реальными состояниями тел (Земли). Открытия Коперника стали объектом ожесточённой борьбы: церковь осудила и преследовала их, передовые мыслители его времени и последующих эпох сделали их своим боевым знанием, развивали дальше, устранив, например, такие ошибочные положения системы Коперника, как расположение всех звёзд на единой «сфере» и Солнца в центре Вселенной. Основное произведение Коперника, «Об обращениях небесных сфер», свидетельствует о знакомстве Коперника с достижениями античного атомизма и астрономическими гипотезами древних.

            Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского - теолога, философа, крупного учёного, особенно в области математики, астрономии и географии. Его считают родоначальником немецкой философии.

            Кузанец, принадлежавший к ордену августинцев, утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он оказал большое влияние на Дж. Бруно, которому особенно импонировало учение о бесконечности мира и гелиоцентрическое мировоззрение. В этом Кузанец был прямым предшественником Н. Коперника. Он буквально произвёл революцию в астрономии, разрушив космологическую систему Платона, Аристотеля и Птолемея и утвердив систему гелиоцентризма. Кузанец развил идеи взаимосвязи всех природных явлений, идеи диалектического совпадения противоположностей, противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме. Он утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума как бы уподоблялся Богу.

            В целом, по словам Г. Гегеля, с Николая Кузанского начинается  переход от математической мистики  к точной математике.

            Джордано Бруно – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.

            Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть ни чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно – пантеист. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин «пантеизм» состоит из приставки «пан» (греч. – всё) и корневого слова – греческого «теос» (Бог).

            Пантеизм Дж.Бруно уже не сдерживается ни античными, ни средневековыми, ни даже возрожденческими принципами. Дж.Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно – материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.

             Для католической инквизиции Джордано Бруно был перерожденцем. Выдающийся мыслитель закончил свою жизнь трагически – 17 февраля 1600 года он был заживо сожжён на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Джордано Бруно завершает эпоху Возрождения.

            Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание Николаем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической  системы мира. В его варианте она  может быть сформулирована в семи утверждениях:

        1. Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра.
        2. Центр Земли – не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны.
        3. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.
        4. Расстояние между Землей и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землей и неподвижными звездами.
        5. Суточное движение Солнца – воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остается параллельной самой себе.
        6. Земля (вместе с Луной, как и другие планеты) вращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда оно перемещается по Зодиаку) – не более чем эффект движения Земли.
        7. Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

            Эти открытия произвели революционный  переворот, так как опровергли существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе  Аристотеля-Птолемея. 
       
       
       
       
       
       
       

      С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?

       

            Эпоха Возрождения – это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

            В формировании ренессансного  мышления огромную роль сыграло  античное культурное наследие. Следствием  возросшего интереса к классической  культуре стало изучение античных  текстов и использование языческих  прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе.

            Античная философияединое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. В 6 в. и даже в 5 в. до н. э. философия и знание ещё не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызвало появление большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов философского объяснения мира. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм.

        Основным из возродившихся понятий античности стал материализм, утверждающий первичность бытия, материи, природы по отношению к сознанию, мышлению и духу. В античной философии этого направления придерживались многие ученые и философы. В Средневековье же материализм ушел на дальний план и был возрожден в натурфилософии Дж. Бруно и других деятелей эпохи.

                Второй важной параллелью с  античной эпохой является диалектика. В эпоху Возрождения внимание ученых и философов вновь обратилось к изучению и познанию мира и человека в нем, но уже исходя не из религиозных толкований, а объективно, по научному.

                Еще одним сходство эпохи Возрождения  и античности является такое  течение как гуманизм. Античный философ Эпикур выдвигал на первый план человека, сильного,  счастьем которого является удовольствие. Такие же тенденции можно заметит в философии Петрарки, Лоренцо Валлы, Джованни Пико дела Мирандола. В философии эпохи Возрождения наблюдается склонность к обожествлению человека.

           Движениефилософская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется.

             На мой взгляд, философия и  научные достижения деятелей  античной эпохи выступили основой  философских учений, научных трудов  и достижений представителей  эпохи Ренессанса. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

           Заключение 

           В заключении следует подчеркнуть, что в отличии от средневековой философии, философия эпохи Возрождения устремлена к человеку, она выдвигает на первый план человеческого бытия творческую сущность человека, отстаивает свободный способ его самовыражения, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.

           Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.

           Ренессансная философия противостояла схоластическому знанию, но не в смысле того, что она выработала иные онтологические основания для этого, нет, она лишь дала иную интерпретацию старым ценностям, которая, в конечном итоге, повлекла за собой и подмену самих метафизических оснований, но уже в рамках новоевропейской философии. Поэтому философия возрождения способствовала переходу европейской философии от средневековья к Новому времени.  

       

      Список  использованной литературы

       
      1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.
      2. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.Н. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677 с.
      3. Философия: Курс лекций, Учебное пособие для студентов вузов-2-е изд./Под ред. В.Л.Калашникова – М.:Гуманит-1999.-384.(105-112)
      4. Философия: Энциклопедический словарь/Под ред. И.Г.Фролова – М.:Республика,2001.

    Информация о работе Философия эпохи Возрождения