Философия эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:31, контрольная работа

Описание

Искусство античности составляет одну из основ художественной культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было использовано и в средние века, например, во времена каролингского Ренессанса, в живописи оттоновского периода в Германии, в готическом искусстве. Но отношение к этому наследию было различным. В средние века воспроизводились отдельные памятники и заимствовались отдельные мотивы. А представители Возрождения находят в античной культуре то, что созвучно их собственным устремлениям, - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного мира, перед величием героического подвига.

Содержание

Введение
Характерные особенности философии эпохи Возрождения
Антропоцентризм как принцип философии Ренессанса
Гуманизм и человеческая индивидуальность
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по философии.docx

— 46.51 Кб (Скачать документ)

         Гуманизм открывает перспективу безграничных возможностей человеческого индивида. Это открытие производит на самих гуманистов окрыляющее и воодушевляющее действие. Отсюда их энтузиазм и поистине юношеский задор, выраженный как в жизненной практике, так и в произведениях. Самореализация личности мыслится гуманистами прежде всего в плане художественно-эстетическом. В творчестве видят они главный путь раскрытия способностей человека. Одновременно сама жизнь и человеческая личность представляются гуманистам чем-то вроде произведения искусства. С одной стороны, гуманисты далеки от идеи о могуществе человека в плане техническом. У них не возникает мысли о преобразовании природы при помощи техники. Эта мысль — приобретение гораздо более поздней эпохи. С другой — гуманисты столь же далеки от плоского утилитарно-практического эгоизма. Последнее вполне естественно: для людей, воспитанных в христианской традиции, впитавших ее, а затем дополнивших свое понимание христианства идеями античной мудрости, утилитарный практицизм не мог стать осознанной программой. Поэтому самореализация личности видится гуманистами в первую очередь на путях духовного творчества, художественного оформления жизни и своей личности. Всякая деятельность, независимо от ее характера, окрашивается гуманистами в эстетические тона. Примечательно, что создание произведений культуры мыслится гуманистами как часть творения собственной личности. Более того, именно по этой причине духовное творчество столь привлекательно для гуманистов: оно есть путь творения человеком самого себя и своего бытия. Жизнь гуманистов — это свободное от внешних авторитетов, напряженное эстетическое самоутверждение, не лишенное самолюбования. Такая жизнь не может не быть острым соперничеством творческих индивидуальностей, каждая из которых стремится к максимальному самоутверждению. Чем оборачивается на практике установка на самоутверждение личности, показал исторический опыт Возрождения.  
             Результатом господства установки на самореализацию личности, на своеобразный «титанизм» явилось создание произведений культуры, составивших гордость и славу Возрождения.

       Гуманизм, по своему смыслу и уже по самому своему наименованию, означает вознесение человека, постановку человека в центре, восстание человека, его утверждение  и раскрытие. Это-одна сторона гуманизма. Гуманизм, говорят, раскрыл человеческую индивидуальность, дал ей полный ход, освободил от той подавленности, которая была в средневековой  жизни, направил ее по свободным путям  самоутверждения и творчества. Но в гуманизме есть начало и прямо  противоположное. В гуманизме есть основание не только для вознесения человека, не только для раскрытия  творческих сил человека, но и для принижения, для иссякания творчества, для ослабления человека, потому что гуманизм, обратив в эпоху Ренессанса человека к природе, перенес центр тяжести человеческой личности изнутри на периферию; он оторвал природного человека от духовного, он дал свободу творческого развития природному человеку, удалившись от внутреннего смысла жизни, оторвавшись от божественного центра жизни, от глубочайших основ самой природы человека. Что человек есть образ и подобие Божье, что человек есть отображение Божьего существа, гуманизм это отрицает. Гуманизм, в преобладающей своей форме, утверждает, что человеческая природа есть образ и подобие не божественной природы, а природы мировой, что он есть природное существо, дитя мира, дитя природы, созданное природной необходимостью, плоть от плоти и кровь от крови природного мира и поэтому разделяющий ее ограниченность и все болезни и дефекты, заложенные природном существовании. Таким образом, гуманизм не только утверждал самонадеянность человека, не только возносил человека, но и принижал человека, потому что перестал считать его существом высшего, Божественного происхождения, перестал утверждать его небесную родину и начал утверждать исключительно его земную родину и земное происхождение. Этим гуманизм понизил ранг человека. Произошло то, что самоутверждение человека без Бога, самоутверждение человека, переставшего ощущать и сознавать свою связь с высшей божественной и абсолютной природой, с высшим источником своей жизни, привело к разрушению человека. То начало, которое было заложено в христианском духе, возносившее человека, согласно которому он есть образ и подобие Божье, дитя Божье, существо, усыновленное Богом, гуманизм низверг. Христианское сознание о человеке начало слабеть. Таким образом, раскрывается внутри гуманизма самоистребляющая диалектика.

Заключение

 
           Философия Возрождения была «эпохой  Великих открытий». Опираясь на  них, она обеспечивала независимость  научного знания от теологии  и схоластики. Ее познание природы  послужило преддверием для науки  XVII - XVIII вв. Ее опыт включал в  себя свидетельства очевидцев,  народные поверья, непосредственные  наблюдения. Рационализм и метафизический  материализм XVII -XVIII вв., справедливо  отвергая «донаучные», магические  и мистические черты философии  Возрождения, оказались неспособными  оценить ее диалектику. Только  немецкий классический идеализм XVIII - начало XIX вв. понял и продолжил  великие достижения ренессансного  учения о развитии.  Разработанное  натурфилософией Возрождения целостное  представление о неразрывном,  развивающемся единстве человека  и природы, Земли и бесконечного  Космоса нашло свое продолжение  в космизме К.Э. Циолковского, в идеях гелиобиологии А.Л.  Чижевского, в понятии ноосферы  В.И. Вернадского.

       Завершая  рассмотрение философских исканий  эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской  мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

 

       Список  литературы

  1. Возрождения. Издательство «Олма-Пресс» 2001 г.
  2. Вундт В. Введение в философию. – М.: ЧеРо, 1998 г.
  3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб.  пособие. М.:

    Высшая школа . 1980г.

  1. Философия учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной,  В.В. Филатова М.:  1997г.
  2. Философия. Курс лекций (под ред. В.Л. Калашникова). – М.,1997 г.
  3. Философия. А. Г. Спиркин. Издательство «Гардарики» 1999 г.
  4. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская     Деловая Литература» 1999 г.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения