Античная и средневековая философия: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 01:11, контрольная работа

Описание

Предлагаемая рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы».

Первая посвящена разделу «Русская философия» и включает в себя четыре задания: «Примечания», «Примеры», «Сравнение», «Проблемы», основная цель которых – проверить знания студентов по философской конкретике. Выбор варианта и соответствующих ему упражнений необходимо сделать согласно таблице, расположенной ниже.

Работа состоит из  1 файл

46.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   Предлагаемая  рабочая тетрадь состоит из двух контрольных работ: «История философии» и «Основные философские проблемы».

   Первая посвящена разделу «Русская философия» и включает в себя четыре задания: «Примечания», «Примеры», «Сравнение», «Проблемы», основная цель которых – проверить знания студентов по философской конкретике. Выбор варианта и соответствующих ему упражнений необходимо сделать согласно таблице, расположенной ниже.

   Вторая контрольная работа включает в себя вопросы по философской антропологии и аксиологии. выполняется по тому же алгоритму и основывается на разработке студентом проблемных вопросов, указанных в темах. В заключение приведены списки общей, справочной и дополнительной литературы, которые следует использовать при выполнении контрольной работы.

Контрольная работа 1 

История философии.  
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
 

Таблица 

Варианты 1. Примечания 2. Примеры 3. Сравнение 4. Проблемы
1 1 2 3 4
2 5 6 7 8
3 9 10 1 2
4 3 4 5 6
5 7 8 9 10
6 10 9 8 7
7 6 5 4 3
8 2 1 10 9
9 8 7 6 5
10 4 3 2 1
11 2 4 6 8
12 10 2 4 6
13 8 10 1 3
14 5 7 9 1
15 3 5 7 9
16 1 4 6 10
17 2 5 8 8
18 4 7 10 3
19 5 7 9 4
20 6 8 3 5
21 7 2 4 6
22 8 1 3 5
23 1 4 9 1
24 5 2 5 2
25 9 6 3 6
26 3 10 7 4
27 7 4 1 8
28 1 8 5 2
29 7 2 9 6
30 10 8 3 10
 

Методические  рекомендации по выполнению контрольной работы 

   
  1. Примечания.

   Суть  этого вида работы заключается в  составлении примечаний к предложенному  тексту. Вам следует раскрыть выделенные понятия (имена философов, названия философских течений, школ и направлений, философские категории): дать им определение, краткую характеристику.  
Не забывайте, что примечания по содержанию должны соответствовать духу рассматриваемой Вами эпохи.
 

   
  1. Примеры.

   В этом задании необходимо рассмотреть  особенности решения каких-либо философских проблем на двух-трех конкретных примерах. При этом обязательно укажите, идеи каких философов вы рассматриваете. 

   
  1. Сравнение.

   Сравнения следует проводить по трем-четырем позициям. Там, где это необходимо, ссылайтесь на конкретные примеры.  

   
  1. Таблица.

   В этом задании следует распределить указанные имена, идеи, названия произведений по соответствующим столбцам. В таблице достаточно указать номера выбранных позиций. 

1. Задание «Примечания» 

   
  1. В Киевской Руси сформировались основы отечественного философствования, наметились типологические особенности русской философии: историософичность1, антропологизм2, софийность3. К основным проблемам относились: русская идея4, поиск истины5, идеала6.
 
   
  1. В XVI в. появились религиозно-философские учения стяжателей1 (Иосиф Волоцкий2) и нестяжателей3 (Нил Сорский4), а также социально-политическая концепция «Москва – третий Рим»5, которую впервые сформулировал монах Филофей6.
 
   
  1. К числу  виднейших русских просветителей  можно отнести М.В. Ломоносова1, который положил в основу объяснения явлений природы корпускулярное представление о материи2, а также А.Н. Радищева3, известного своими радикальными социально-политическими воззрениями, изложенными в работе «Путешествие из Петербурга в Москву»4. Также в России XVIII в. широкое распространение получило масонство5, идеи которого в своих трудах развивал Н.И. Новиков6.
  2. Философом, являющимся близким по духу к декабристам1, спровоцировавшим полемику славянофилов2 и западников3, оказался  
    П.Я. Чаадаев4. Он заложил основы русской философии истории5. Его основным произведением в этой области стали «Философические письма»6.
 
   
  1. Дискуссии, развернувшиеся в 30–40-х гг. XIX в. в философских кружках1, дали развитие таким идейным течениям, как «русский социализм»2, народничество3, позитивизм4, анархизм5, марксизм6.
 
   
  1. В русской  идеалистической философии XIX – начала XX вв. необходимо выделить философско-культурологическую концепцию  
    Н.Я. Данилевского
    1, учение «общего дела» Н.Ф. Федорова2, заложившего основы «русского космизма»3, а также взгляды русских неокантианцев4. Оригинальная «философия всеединства» В.С. Соловьева5, мыслителя общеевропейского масштаба, оказала огромное влияние на культуру «серебряного века»6.
 
   
  1. После Октябрьской  революции 1917 г. русская философия разделилась на три направления: содержащееся в рамках официальной философии1, диссидентское2 и эмигрантское3, которое сохранило основы дореволюционной философии. Центральной темой философии «русского зарубежья» стало обсуждение «русской идеи»4 и появление концепции «евразийства»5. В послеоктябрьской России сложилась советская версия диалектического и исторического материализма, так называемая марксистско-ленинская философия6.
 
   
  1. В России в начале 20-х гг. XX в. наметились внутренние разногласия среди советских марксистов-философов, которые проявились в полемике вокруг книги Н.И. Бухарина «Теория исторического материализма»1, статьи С.К. Минина «Философию за борт»2, а также в споре «диалектиков»3 (А.М. Деборин4) и «механистов»5 (И.И. Скворцов-Степанов6).
 
   
  1. Со второй половины XX в. главным пунктом всех философских исследований в СССР все более становились проблемы гносеологии1, вопросы, связанные с изучением природы идеального2. Новые подходы появились в исследовании проблем сознания3 и самосознания4, были сформированы такие направления, как философия науки5 и философская антропология6.
  2. После распада СССР важное значение в философии приобретают исследования диалога культур1 с точки зрения компаративистики2. Возрос интерес к проблемам этики ненасилия (А.А. Гусейнов)3, к идеям синергетики (Е.Н. Князева)4, «философии политики»5. Высказав идею об эволюционном переломе, начавшемся со второй половины XX в.,  
    А.А. Зиновьев6 в книге «Глобальный человейник» дал философско-исторический прогноз жизни человека XXI в.
 

Вариант ____ Задание ____

   Ответ: 

   1. _________________________________________________________ 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

   2. _________________________________________________________ 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

   3. _________________________________________________________ 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

   4. _________________________________________________________ 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

   5. _________________________________________________________ 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

   6. _________________________________________________________ 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
 

   Зачтено __________________________ (подпись преподавателя)

   Не  зачтено _______________________ (подпись преподавателя) 

   Рекомендации

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Задание «Проблемы» 

   
  1. Приведите примеры решения онтологических проблем в русской философии  XX в.
 
   
  1. Приведите примеры решения гносеологических проблем в русской философии XI–XVII вв.
 
   
  1. Приведите примеры решения антропологических  проблем в русской философии XIX в.
 
   
  1. Приведите примеры решения этических проблем  в русской религиозно-идеалистической философии.
 
   
  1. Приведите примеры поиска смысла жизни человека в философии «русского зарубежья».
 
   
  1. Приведите примеры решения социально-философских  проблем в русской философии  XIX в.
 
   
  1. Приведите примеры решения проблемы свободы  человека в русской философии XIX–XX вв.
 
   
  1. Приведите примеры решения проблемы направленности истории в русской философии.
 
   
  1. Приведите примеры решения проблемы диалога  культур в русской философии.
 
   
  1. Приведите примеры решения гносеологических проблем в русской материалистической философии.
 

Вариант ____ Задание ____

Информация о работе Античная и средневековая философия: общее и особенное