Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:47, реферат

Описание

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием.

Содержание

1. Понятие философии, особенность философских знаний.
2. Выдающиеся философы античной Греции. Черты древнегреческой философии.
3. Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен,
Гераклит, Демокрит.
4. Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком
окружающего мира.
5. Этическое учение Сократа.
6. Линия Платона в древнегреческой философии. Общественно-политические
идеи Платона.
7. Аристотель о высоком предназначении человека.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 44.93 Кб (Скачать документ)

признания единого, вечно движущегося материального  первоначала.

Представители пифагорейской школы развивали  мистическое учение о «гармонии» в

природе и в  обществе, исключающей борьбу противоположностей.

Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению  об изменчивости и

многообразии  природы противопоставили учение о  неподвижном и неизменном

бытии.

Элейская школа  положила начало идеализму.

     Второй  период - V век до н.э. 

На этом этапе  предмет философии расширился и  углубился. Вопрос о строении

материи встал  в центре внимания всех материалистических школ, связанных с

именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита.

     Третий  период – философия периода  кризиса и упадка рабовладельческого

общества. Материалистическая линия античной философии была продолжена в этот

период Эпикуром и его школой. Эпикур - материалист, атеист и просветитель –

возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его  от нападок мистиков и

теологов. Эпикур вносит в это учение ряд изменений.

3.      Взгляд античных философов-материалистов  на природу (Фалес, Анаксимен,

Гераклит, Демокрит)

Особое место  в  Философии  античности  занимает  материалистическое

направление. Его  представители полагали, что все  вещи произошли из какого-то

одного,  и  притом вещественного начала. Материализм  Философии античности

развивали Эмпедокл,  Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее  Эпикур. Они

пришли к выводу, что существует материал,  из которого состоят все вещи. Этот

материал значительно  позднее  стали называть  субстанцией.

Согласно Фалесу это вода, Анаксимену -  воздух, Гераклиту - огонь, Эмпедоклу

– земля, вода, огонь  и воздух.

Фалес. (625 г. до н.э.  –  547 г. до н.э.)

Фалес считается  основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что

первовеществом  является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время не

было полного  абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства и

обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым сверхсложным

существом, и  как для любого существа, вода есть необходимая основа его жизни.

Все остальные  предметы также каким-то образом  состоят из воды.

Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего

космоса. Впервые  им была высказана мысль, что Земля  не блин, а некоторое тело

в космосе, но не очень толстое. Также было высказана  идея некоторого мирового

порядка, закона, которому подчиняется весь мир.

    

Анаксимен. (ок. 585 г. до н.э. – ок. 525 г. до н.э.)

 

Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом,

мотивируя это  тем, что воздух и есть необходимая  основа жизни.

Соответственно, все остальные вещи – это сгущение или разрежение воздуха. Он

предложил интересную идею в космологии. Предположил, что  Луна ближе Солнца, и

на основании  этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и

Анаксимандра  впервые появилась мысль, что  жизнь появилась в воде и только

потом вышла  на сушу

Гераклит. (ок. 535 г. до н.э. – ок. 475 г. до н.э.)

Гераклит, в своих  теориях, устранял из вселенной покой  и неподвижность, т.к.

считал, что это  свойство мертвых.  Он приписывал движение всем вещам. Мир по

Гераклиту, состоит  из противоположностей, которые ведут  между собой борьбу.

Противоположности переходят друг в друга. Поэтому  наличие одной

противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве

противоположностей  и в борьбе противоположностей видел  источник развития,

изменения. Все  изменения подчинены, с его точки  зрения, строжайшей

закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов.  Эту закономерность он

называл логосом.  «Все совершается через борьбу и  по необходимости».

Надо прислушиваться к голосу природы, “поступать согласной  с ней”, говорил он.

Он учил о  всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к

закономерным  преобразованиям вечной материи.

Демокрит. (460 г. до н.э. –360 г. до н.э.)

Демокрит –  один из основателей атомистической теории. Его смелый и

революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия

развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала  вещей: атомы и

пустота. При  этом атомы, т.е. неделимые, по мысли  Демокрита, частицы материи

неизменны; они  вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг

от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как

звук, цвет, и  вкус атомам не присущи. Указанные свойства существуют, по

Демокриту, лишь условно, «не по природе самих  вещей. В этом взгляде его уже

имеются зародыши ложного учения о первичных и  вторичных качествах вещей. Из

соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет  к гибели тел. Душа, по

Демокриту, тоже состоит из атомов.

Хотя  большинство  этих  положений  было  переосмыслено, значение

древнегреческих

атомистических  идей  оказалось  исключительно  большим  и  предопределило

дальнейшее развитие в этой области.

     4.      Гераклит и Демокрит о возможности  и необходимости познания человеком  

     окружающего  мира.

Гераклит отрицал  существование неизменного единого  бытия, лежащего за миром

многого. Становление, небытие не есть лишь форма перехода из одного мира в

другой. Становление  присуще самой первооснове вещей. Так, первоосновой Гераклит

считал огонь - подвижное начало, подчиняющееся  внутреннему закону

логосу: «этот  космос, один и тот же для всего  существующего, не создал

никакой бог  и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым

огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Мир постоянно  движется,

меняется, но он не является хаосом. Гераклиту кажется  недостаточным для

объяснения единства мира обращение к первовеществу, он вводит нечто более

абстрактное - порядок, закон как неотъемлемое свойство первовещества. Мир

единого и мир  многого уже не находятся в  трагическом противостоянии. Основа

мира -  «это возможность  всего», это неопределенная множественность  бытия.

Война - отец всего  существующего, говорит Гераклит. Борьба, даже борьба по

правилам, подчиненная  закону, несет в себе элемент свободы, ее исход не

предрешен. Возможность  свободы, лежащая в самой основе мира,

придает уверенность  и человеку - «микрокосмосу». Огонь, логос постигаются

только с помощью  разума.

     Разум  - свидетельство силы человека, он  прямо приближает его к началу  мира.

Для Демокрита  задача научного познания,  состоит  в том, чтобы наблюдаемые

явления свести к области «истинного сущего»  и дать им объяснение исходя из

общих принципов  атомистики.  Это может быть достигнуто посредством совместной

деятельности  ощущений и разума.

Основные черты  метода научного познания Демокрита:

1. В познании  исходить от единичного;

2. Любые  предмет   и  явление разложимы до  простейших элементов (анализ) и

объяснимы исходя из них (синтез);

3. Различать  существование "по истине" и  "согласно мнению";

4. Явления действительности - это отдельные фрагменты   упорядоченного космоса,

который  возник и функционирует в результате действий чисто механической

причинности.

Мир чувственно воспринимаемых вещей несет в  себе как бытие, так и небытие,

считал Демокрит. Отсюда следует его гибкий подход к познанию. Поскольку наш

мир, как продукт  бытия, так и продукт небытия, то мы можем иметь как верное о

нем представление (знание), так и поверхностное (мнение). Уже в ощущении мы

можем получить верное знание о предмете, поскольку  ощущение- это копия вещи,

которая отделяется от самой вещи и проникает в  наши органы чувств. Ум

корректирует  наши знания, помогает понять вещи, недоступные  чувствам.

Прежде всего, это относится к атомам, которые  человек не может увидеть, но

убеждается в  их существовании с помощью ума.

5. Этическое  учение Сократа.

     Этика  - (греч. ethos -  привычка,  обычай)  одна  из  древнейших  теоретических

дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

Говоря о Сократе, необходимо упомянуть об учении софистов, к которому он

принадлежал.

     Софисты  – первые профессиональные учителя  «мудрости» и красноречия,

центром философских  исследований которых являлся человек  и его отношение к

миру. Основная группа софистом по своим философским  взглядам примыкала к

материалистическому лагерю. Наиболее яркие представители  софистов Протагор,

Платон, Сократ.

Сократ –  человек, древнегреческое философское  учение которого знаменует

поворот от  материалистического  натурализма к идеализму. Он представитель

идеалистического  религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного

материализму. Впервые  именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу

обоснования идеализма  и выступил

против античного  материалистического миропонимания, естественнонаучного

знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем  линии Платона  в

античной философии.

Сократ - великий  античный мудрец, - стоит у истоков  рационалистических и

просветительских  традиций европейской мысли. Ему  принадлежит выдающееся место

в истории моральной  философии и этики, логики, диалектике, политических и

правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого  познания,

ощущается до наших  дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Образ жизни  Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе,

популярный стиль  философствования, воинская доблесть и мужество, трагический

финал - окружили его имя притягательным ореолом  легендарности. Слава, которой

Информация о работе Античная философия