Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание

Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия темы.
«Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии» (сочинение).

Содержание

Задание 1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы………..…3
Задание 2. «Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии»
2.1 Философское творчество Аристотеля, его произведения……………....6
2.2 Критика Аристотелем платоновского учения об идеях /эйдосах/ и формулирование своей концепции Бытия……………………………………….....8
2.3 Категории как способ объяснения сущности бытия. Материя и форма. Движение. Классификация форм движения………………………………………..9
2.4 Анализ процесса становления: учение о причинности и перводвигателе……………………………………………………………………...12
2.5 Человек и его душа. Этика как практическая философия. Этический идеал Аристотеля…………………………………………………………………...13
2.6 Историческое значение философии Аристотеля………………………17
Задание 3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке………………………………………………………………..18
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии……………………...21
Задание 5. Тестовая проверка знаний……………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Античная философия (Автосохраненный).doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Тихоокеанский государственный университет

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Философии и культурологи»

Философия

Контрольная работа №8: Античная философия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

                                                                                  1 курса ЗФ 

                                                                                      Группа Тз-11

                                                                                            Дмитриенко Л.А.

 

 

 

Хабаровск 2012

Содержание

 

Задание 1. Выписать из словаря  и уяснить следующие понятия  темы………..…3

Задание 2. «Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии»

2.1 Философское творчество  Аристотеля, его произведения……………....6

2.2 Критика Аристотелем платоновского учения об идеях /эйдосах/ и формулирование своей концепции Бытия……………………………………….....8

2.3 Категории как способ  объяснения сущности бытия. Материя и форма. Движение. Классификация форм движения………………………………………..9

2.4 Анализ процесса  становления: учение о причинности  и перводвигателе……………………………………………………………………...12

2.5 Человек и его  душа. Этика как практическая  философия. Этический идеал Аристотеля…………………………………………………………………...13

2.6 Историческое значение  философии Аристотеля………………………17

Задание 3. Прокомментировать  следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке………………………………………………………………..18

Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии……………………...21

Задание 5. Тестовая проверка знаний……………………………………………..24

Список используемой литературы………………………………………………...27

 

 

Задание 1. Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия  темы:

 

Ахрэ – в досократовской древнегреческой философии первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.

Атом – мельчайшая частица химического элемента, состоящая из ядра и электронов.

Атараксия – Античное понятие, обозначающее состояние возмутимости.

Бытие – объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества.

Гедонизм – этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни.

Диалектика – философское учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, научный метод познания вечно движущихся и изменяющихся явлений природы и общества, путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей, приводящих к скачкообразному переходу от одного качества в другое.

Диалог – Разговор между двумя или несколькими лицами.

Детерминизм – учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание.

Знание – 1) постижение действительности сознанием, наука.

2) совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области.

Идеализм – 1) враждебное материализму, связанное с религией и идеологией реакционных классов философское направление, ложно считающее основой всего существующего сознание, дух, идею, а не материю. 2) идеализация действительности.

Идея – 1) понятие, отражающее реальность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. 2) основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. 3) мысль, намерение, план.

Кинизм – 1) одна из наиболее значительных сократических школ, античной философии. Основана Антисфеном Афинским (около 445-360 до н. э), считает, что главным инструментом манифестации этического идеала будет повседневная жизнь его представителей.

Космос – вселенная, мир.

Логос – термин философии, означающий «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») – в переводе с греческого языка и «мысль» или «намерение» - в переводе с древнегреческого, а также – причина, повод.

Майевтика – повивальное искусство, где повивать-обвивать, метод Сократа извлекать третичное в человеке знание с помощью отвлеченных наводящих вопросов.

Материализм – научное философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность создания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.

Понятие – 1) логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь. 2) представление, сведения о чем-нибудь.

Разум – способность логически и творчески мыслить, высшая ступень познавательной деятельности человека, ум, интеллект, противопоставлен чувству.

Скептицизм – 1) идеалистическое философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности. 2) критически – недоверчивое отношение к чему-нибудь, крайнее сомнение в чем-нибудь.

Стоицизм – философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира.

Фатализм – мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире якобы заранее предопределено таинственной силой, роком.

Эйдос – 1) термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия («конкретная явленность абстрактного»).

Эпикуреизм – 1) учение древнегреческого философа-материалиста Эпикура, согласно которому основой счастья человека является удовлетворение жизненных потребностей, разумное наслаждение и покой. 2) мировоззрение, возникшее на почве извращения этого учения и видящее смысл жизни в утонченных удовольствиях, в достижении личного блага, комфорта.

Этический рационализм – 1) в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения (А.Якушев «Философия»). 2) сократовский поворот философствования от природы к человеку, эта позиция получила в философии определение - этический рационализм.

 

Задание 2. «Философия Аристотеля - вершина  древнегреческой философии» (сочинение).

 

2.1 Философское творчество Аристотеля, его произведения.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ классического  периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель Ликея, собственной философской школы в Афинах,- подлинный энциклопедист античности. Великий древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, мыслитель и систематизатор всего античного знания, Аристотель исследовал почти все проблемы развития природы и общества, создал понятийный аппарат, который по сей день пронизывает философский лексикон и самый стиль научного мышления, ввел терминологию, не потерявшую своей ценности и поныне.

Аристотель был философом  и ученым огромного диапазона: он занимался философией, логикой, этикой, психологией, риторикой и поэтикой. К наиболее знаменитым его творениям относятся: «Органон», «Физика», «Механика», «Метафизика», «О душе», «История животных», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика», «Афинская полития», «Поэтика». Каждая вещь у Аристотеля заключает в себе не только свою материальную основу, но и свою идею, действующую причину и цель своего развития. Данные философские основы Аристотеля сказались в его эстетических требованиях, предъявляемых к искусству, произведению искусства и мастерству поэта. Он охватил не только все известные тогда области знания, но и осуществил классификацию, выделив из натурфилософии специальные науки, определив тем самым поле и специфику философских проблем. Аристотель показал, что человеческое мышление и мир в своей сущности схожи, а те формы, в которых это происходит суть предмет философии. Рассматривая философию, Аристотель предпосылает разделение на теоретические и практические, к первым он относит метафизику и математику, ко вторым - науки, касающиеся деятельности человека, этику, эстетику, политику. Особое место в классификации наук отводит логике, исследующей категории как формы языка и мышления, природу суждении, формирующую основные логические законы.

Выясняя место философии  в ряду научного познания, Аристотель ввел понятие «первой философии» и «второй философии», имея в виду под последней, философию природы - физику. По его мнению, она изучает конкретные предметы и необходимые условия их существования. «Первая» же философия, которую впоследствии назвали метафизикой, предметом своих размышлений имеет нечто иное – «первые начала и принципы», то есть проблемы бытия, сущего движения, целесообразности. Аристотель назвал философию наукой об «умопостигаемом вообще», о том, что лежит за пределами нашего опыта, о «первопричинах», «о сущем», «цели и благе».

 

2.2 Критика Аристотелем платоновского  учения об идеях /эйдосах/ и  формулирование своей концепции Бытия.

 

Аристотель разделил философию на три вида: теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, возникновения всего сущего, причины различных явлений. Эта философия получила название «первичная» философия. Считается, что при Аристотеле логика стала считаться    четвертой частью философии.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой, окружающий мир делился  на «мир вещей» и «мир чистых идей», и «мир вещей» в целом, как и  каждая вещь в отдельности, являлся  только материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой движение и другие.

Аристотель дает собственное определение данной проблемы, согласно которой не существует «чистых идей», не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира. Существуют лишь единичные и конкретно определенные вещи, данные виды называются индивидуумы (неделимые). Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов вторичной.

 

2.3 Категории как способ объяснения  сущности бытия. Материя и форма.  Движение. Классификация форм движения.

 

Так как бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос, что такое бытие. Ответить на этот вопрос Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (с древнегреч. - высказывание). Аристотель выделил 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положения; состояния; действия; страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия. Но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории - это высшее отражение и обобщение окружающей реальности, без которых невозможно само бытие.

Важное место в философии  Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя это потенция, ограниченная формой. Касаясь данной проблемы, философ приходит к выводам о том, что все сущее на Земле обладает потенцией, и изменение хотя бы одного из этих качеств, либо материи, либо формы приводит к изменению сущности самого предмета. Реальность, по мнению Аристотеля это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи. Потенция - пассивное начало, форма – активное, а высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.

Понятия материи и  формы проясняют проблему возникновения мира как процесса бесконечного перехода возможности в действительность, формы в содержание. Движение, присущее материи, предстает как осуществление того, что есть в возможностях. Таким образом, складывается представление о причинности: если что-либо возникает, то не из ничего, а как осуществление возможности. О воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. Движение тесно связывается с конкретными формами бытия. Подчеркивается, что «движения помимо вещей не существует». Можно найти также и высказывания, подтверждающие, что Аристотель считал движение вечным, ибо оно «всегда было и во всякое время будет»

Несколько противоречивы  взгляды Аристотеля, касающиеся источника  движения. Если Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще самим вещам и является самодвижением (например, в «Физике»), то, с другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя («Метафизика»). Этот первый двигатель (Бог) служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Только ему одному движение присуще имманентно. «А так как-то, что и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность»

В «Категориях» Аристотель различает шесть видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места.

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. В «Физике» он приводит четыре главных  вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. В работе говорится и о том, что движение, относящееся к сущности, не может быть признано действительным, потому что в нем нельзя найти «противное». Это свидетельствует о понимании существования движения в связи с наличием противоположностей. «Противным движению является просто покой. Противным отдельных движений являются отдельные движения, возникновению — гибель, увеличению — уменьшение, а изменению места — покой на месте. Наибольшая противоположность — это изменение противоположных мест, например, движение вниз — движению вверх и движение вверх — движению вниз». Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Процесс осуществления, т. е. переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной направленностью материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как реальности). В данной концепции отражается так же остаток прежнего понимания действительности — телеологическая интерпретация развития.

Информация о работе Античная философия