Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:43, контрольная работа

Описание

Выписать из словаря (энциклопедии) и уяснить следующие понятия темы.
«Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии» (сочинение).

Содержание

Задание 1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия темы………..…3
Задание 2. «Философия Аристотеля - вершина древнегреческой философии»
2.1 Философское творчество Аристотеля, его произведения……………....6
2.2 Критика Аристотелем платоновского учения об идеях /эйдосах/ и формулирование своей концепции Бытия……………………………………….....8
2.3 Категории как способ объяснения сущности бытия. Материя и форма. Движение. Классификация форм движения………………………………………..9
2.4 Анализ процесса становления: учение о причинности и перводвигателе……………………………………………………………………...12
2.5 Человек и его душа. Этика как практическая философия. Этический идеал Аристотеля…………………………………………………………………...13
2.6 Историческое значение философии Аристотеля………………………17
Задание 3. Прокомментировать следующие высказывания Аристотеля об обществе и человеке………………………………………………………………..18
Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии……………………...21
Задание 5. Тестовая проверка знаний……………………………………………..24
Список используемой литературы………………………………………………...27

Работа состоит из  1 файл

Античная философия (Автосохраненный).doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

 

      1. Какую сущностную характеристику человека он впервые выделяет?

 

Через всю этику и политику Аристотеля проходит принцип интенсивной деятельности человека. При этом сам он отклоняет старания, направленные на обретение власти и удовольствий. Такие жизненные цели он называет паразитическими и характеризует такую жизнь как «животную», свидетельствующую о «невольном виде мышления». Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т. е. насыщенную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной работой и размышлениями). Мало знать, что есть добродетель, необходимо действовать и жить согласно ей. Лишь это может гарантировать удовлетворенность, благость.

 

Задание 4. Логические задачи, упражнения, комментарии.

 

Предмет философии - это  круг проблем, которые она исследует. Он постоянно изменяется. Открывая новые аспекты взаимоотношения  человека и мира. Проследите это на примере некоторых философов античной философии и отразите их в следующей таблице.

 

Философы и школа

Поле философских проблем

Основное назначение философии

Милетская школа

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Выступали с материалистических позиций; занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными; пытались объяснить законы природы (за что и получили второе название – «школа физикоф»); искали первоначало-субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали, что Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность

Пифагорейская школа

Сторонники и последователи Пифагора, первопричиной всего считали число, всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа. Выступали за познание мира через число, считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира.

Пифагор слывет великим математиком, много сделавшим для превращения этой науки из эмпирической в теоретическую. Ему приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и открытие явления несоизмеримости. Ему приписывается идея о связи пяти физических элементов с пятью видами правильных многогранников. В астрономии с его именем связывается открытие косого положения зодиака и определение продолжительности «великого года». Пифагор - в числе первых геоцентристов и создатель учения о «гармонии сфер».

 

 

 

Гераклит

 

 

Крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления. Первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики. Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении; был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира; всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного познания окружающей действительности; движущей силой считал борьбу.

 

 

Диалектика Гераклита еще выражена в понятиях, а строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и  смыслообразах. Зарождающаяся греческая  философия, хотя уже вышла на уровень философских проблем, но еще не была философией в собственном смысле слова, а протофилософией, или предфилософией. Для нее было характерно наличие многих образов мифологии, неразработанность собственной философской терминологии, отсутствие философской аргументации.

Демокрит

На основе атомистической гипотезы предлагалось решение целого ряда философских  проблем. Прежде всего, объяснялось  единство мира - мир един, так как  основу его составляют атомы. Далее, давалось решение проблемы множественности вещей и состояний мира. На основе принципа атомизма стало возможным объяснить образование множества разнообразных вещей путем различных сочетаний атомов. Наконец, атомизм объяснял процессы возникновения и уничтожения вещей как процессы соединения и разъединения атомов. Атомы вечны, а их сочетания носят временный, преходящий характер.

В учении Демокрита, можно выделить следующие основные положения: весь материальный мир состоит из атомов; Атом – первокирпичик всего сущего, атом неделим; атомы имеют различную величину и между ними существует пространство, заполненное пустотой; атомы находятся в вечном движении. Существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира.

Сократ

Способствовал распространению знаний, просвещению граждан; искал ответы на извечные проблемы человечества-добра, зла, любви и т.д.;

открыл метод майевтики; ввел диалогический  метод нахождения истины, путем доказательства в свободной форме.

 

Сократ вел свою философию и  просветительскую работу в форме  открытой беседы, темами которой были злободневные вопросы того времени, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье. Философ был сторонником  этического реализма согласно которому: любое знание есть добро; любое зло порок совершается от незнания.

 

Платон

Является основателем идеализма. Платон выдвигает собственный план государственного устройства. Выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее  состоит из трех субстанций:

единого, ума, души. Единое: является основой  всякого бытия; не имеет никаких  признаков; есть ничто.

Положено начало идеализму, как  крупному философскому направлению. Впервые  глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества. Были заложены основы понятийного мышления, попытка выделить философские категории.

 

Аристотель

Философию делил на три вида теоретическую, изучающую проблемы бытия, происхождения  всего сущего, причины различных  явлений; Практическую – о деятельности человека, устройстве государства; поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Внес, существенные коррективы в ряд  положений Платона, дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека, выделил 10 философских категорий. Дал определения бытия, выделил шесть видов государств, внес существенный вклад в развитие логики


 

Задание 5. Тестовая проверка знаний.

 

1. Понятие «категория»  получило статус философского  у 

а) Сократа;

б) Аристотеля;

в) Платона;

г) Демокрита.

Ответ: б) Аристотеля.

 

2. Завершите определение:  «Философское мировоззрение, согласно  которому все сущее определяется  космосом, космическими энергиями,  называется 

Ответ: космоцентризм.

 

3. Кто из философов  античности стоит у истоков объективно-идеалистического объяснения мира?

а) Демокрит;

б) Фалес;

в) Платон;

г) Эпикур.

Ответ: в) Платон.

 

4. Выберите термин, противоположный понятию «космос» в античной философии:

а) сущность;

б) Бытие;

в) Логос;

г) хаос.

Ответ: г) хаос.

5. Философское учение, отрицающее возможности познания мира и его сущности, называется:

а) скептицизм;

б) агностицизм,

в) дуализм;

г) критицизм.

Ответ: б) агностицизм.

 

6. Что изучает «практическая философия» (этика) Аристотеля:

а) формы и законы логики;

б) проблемы бытия;

в) человеческое поведение. Его мотивы и стремления;

г) проблемы сознания.

Ответ: в) человеческое поведение, его мотивы и стремления.

 

7. Кто из древнегреческих философов предпринял попытку выделить философию как особую область теоретического знания и вознес ее на трон «царицы наук»?

а) Парменид;

б) Сократ;

в) Аристотель;

г) Демокрит.

Ответ: Аристотель.

 

 

 

 

 

8. Соотнесите философов  и понятия, которые они вводят  в философский обиход:

А) Бытие                                                   а) Аристотель

Б) Логос б) Парменид

В) идея (эйдос), в) Гераклит,

Г) материя, форма. г) Платон.

Ответ:

Бытие - Парменид

Логос - Гераклит

Идея (эйдос) - Платон

Материя, форма - Аристотель.

 

9. Назовите создателя первой системы логики, которого Гегель причислил к величайшим «учителям человечества»?

А) Протагор;

Б) Эпикур;

В) Пифагор;

Г) Аристотель.

Ответ: Аристотель.

 

10. Основателем, какой философской школы был Эпикур?

А) академии;

Б) ликея;

В) сада.

Ответ: в) сада.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Марченко В.Ф.. - М.: Политиздат, 2003.
  2. Гаджиев К. С. Философия. - М., Зерцало, 2004.
  3. Ефремова Е.Е. Философия. - М., Мысль,2004.
  4. История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПБ.: Питер, 2003г.
  5. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Издательства: АСТ, Фолио; 2000 г
  6. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. М.,1995.
  7. Спиркин А.Г. Основы философии. - М., Просвещение,2004.
  8. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского. - М.: Инфра-М, 2001.
  9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981

 


Информация о работе Античная философия