Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:57, контрольная работа

Описание

Греки достигли определенных политических свобод, которые также благоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду, но вместе с тем следует учитывать, что философия - это результат творчества. Всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: "Философия начинается с удивления".

Содержание

1. Введение
2. Периодизация античной философии. Особенности античной философии.
3. Милетская школа. Гераклит. Пифагор. Постановка философских проблем
3.1. Милетская школа. Фалесс.
3.2. Анаксимандр
3.3. Гераклит
3.4. Пифагор
4. Элейская школа о проблемах бытия и познания
4.1. Парменид
4.2. Зенон
4.3. Мелисс
5. Заключение
6. Литература.

Работа состоит из  1 файл

отредактированная.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Приднестровский государственный  Университет

Им. Т.Г. Шевченко

 

 

 

 

 

 

Факультет искусства и архитектуры

Кафедра «СКД»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине : «Философия»

 

на тему : «Античная  философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ФИ11ВР65СК1

Факультета искусств и архитектуры, з\о

Калдурарь О.В.

 

Проверил

Преподаватель кафедры философии

Орлова Г. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тирасполь 2012.

 

 

 

Содержание

1. Введение

2. Периодизация античной философии. Особенности античной философии.

3. Милетская школа. Гераклит. Пифагор. Постановка философских проблем

3.1. Милетская школа. Фалесс.

3.2. Анаксимандр

3.3. Гераклит

3.4. Пифагор

4. Элейская школа о проблемах бытия и познания

4.1. Парменид

4.2. Зенон

4.3. Мелисс

5. Заключение

6. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Я выбрала данную тему, потому что  мне очень интересно изучать  философию с самого начала,  с  момента ее зарождения  и наблюдать  потом за ее развитием. В своей  контрольной работе я буду опираться  на материалы взятые из различных  источников: это и  книга первая Бертрана Рассела «Досократики», и хрестоматия по философии под редакцией А. А. Радугина, и «Фрагменты ранних греческих философов», и учебный словарь-справочник  «Великие философы» Блинникова Л. В., и учебник для вузов «Введение в философию» И.Т. Фролова,  учебник «Философия» В.А. Канке , и многие другие материалы. Попробую охарактеризовать периодизацию античной философии, и рассказать,  как первые философы своеобразно рассматривали проблемы познания и этики, бытия и не-бытия.

Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях, также стоявших у истоков философии. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.

 Греки достигли определенных  политических свобод, которые также  благоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду, но вместе с тем следует учитывать, что философия - это результат творчества. Всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: "Философия начинается с удивления". 1

Период классики в античной философии  опирается на представление о  цельном чувственно-материальном Космосе  как объекте философских размышлений. Этап ранней классики (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит) характеризуется интуитивным рассмотрением чувственно-материального космоса. Это своеобразная интуитивная натурфилософия. Натурфилософия  - область философских исследований, которые стремятся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, задающее принципиальную схему понимания и объяснения, отдельных вещей, как регулятивную идею, позволяющую понять все сущее и все предметы в их единстве и в многообразии форм, построить рационально-научную картину мира, восполнив данные естествознания и выявив внутренние принципы взаимосвязи и детерминации вещей, раскрыть различные уровни природы как целого — от неорганической природы к жизни и жизни человека2.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Периодизация античной философии. Особенности античной философии.

Для истории  философии, как и для любой  истории, важнейшим является вопрос периодизации. Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии  предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи».3

Античная философия, богатая  и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем  Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов.

Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.

Второй — зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.

Третий этап ( конец  IV в.в. до н.э.- начало VI в.н.э.). — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.

По содержанию философской  мысли также выделяют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы —  «Физис» и «Космос», его строение.

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его  проблем и методов и др.

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.).  Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.

Античная философия  характеризуется обобщенностью  зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также  достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Человек - своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

Плодотворное развитие в этот период математических и естественнонаучных знаний привело к уникальному  сочетанию зачатков научного знания с  мифологическим и эстетическим сознанием.

Поиск первоначала (основы) мира - характерная черта античной, в особенности ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи  и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Милетская школа. Гераклит. Пифагор. Постановка философских проблем

    1. Милетская школа. Фалесс.

Основной проблемой  милетцев была онтология – учение об основных формах бытия. Представители  милетской школы  пантеистически (от греч. pav — все и theos — Бог — религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно отождествляли природное и божественное). 4

Фалес Милетский (VII — VI вв. до н. э.), первый философ Эллады, который занимался  поиском меры, нравственно-разумного поведения человека, обеспечивающего  счастье и процветание людям.

Фалес — основатель Милетской школы  досократовского периода. Он и его  ученики — Анаксимен и Анаксимандр  осуществили духовный переворот, сформировали в Элладе философскую традицию, переосмыслив мифологические представления о началах мира в философские рассуждения о происхождении многого из единого источника — архэ (вода у Фалеса), апейрон (беспредельная стихия, субстанциальное и генетическое начало космоса у Анаксимандра), воздух (у Анаксимена). Они же это бесконечное и вечное в смене вещей считали конечным фундаментом человеческой жизни и деятельности, связывали с определением места человека в мире.

    1. Анаксимандр

Анаксимандр говорит об апейроне, который не определяется через другие элементы, представляя собой некое универсальное и неделимое целое. Меняются части, элементы предмета, а целое остается неизменным. Точно определить, что же такое апейрон, невозможно. Одни считали, что это нечто среднее между огнем и воздухом, другие — что это смесь земли, воды, воздуха и огня, третьи склонялись к мысли о принципиальной неопределенности апейрона. Анаксимандра даже упрекали, что он ошибается, не обозначая, чем же апейрон является — воздухом, водой или чем-то иным? Апейрон был безразличен к стихиям, а значит, и несводим к ним. Это наделяло его свойствами бесконечности и беспредельности, что в свою очередь придавало ему качество именно субстанциального, а не субстратного начала всех стихий и природных качеств. Апейрон был вечен, и ему было присуще свойство движения. Апейрон лежал в основе происхождения мира и всего, что есть в мире, включая и происхождение жизни.

Материализм и монизм (как сведение всего сущего к единому началу) концепции Анаксимандра были настолько  сильны, что возникновение и развитие мира он объяснял без помощи внешней божественной силы, что даже вызывало упреки со стороны идеалистически настроенных философов. Августин отмечал, что Анаксимандр «ничего не оставил божественному  уму»5.

Анаксимен (ученик Анаксимандра), полемизируя со своим учителем, говорит, что апейрон — это качество самой бескачественной из стихий — воздуха. Поэтому в основе всего лежит воздух, «ибо из него все рождается и в него вновь разлагается».

    1. Гераклит

Стихийный материализм  и диалектика получили развитие в творчестве мыслителей эфесской школы, ярким представителем которой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Выходец из знатного аристократического рода, он отстаивал интересы своего класса, но в историю философии вошел, прежде всего, как «отец диалектики».   Согласно его философии, мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Природа и мир представляют собой вечный процесс движения и изменения огня. 

Разрабатывая идею вечного  движения, Гераклит развивает учение о логосе как необходимом и  закономерном процессе. В этом процессе и заключается причина, источник движения. Гераклит имел в виду, что  все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего. Вследствие этого все изменяется, течет; нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Философ высказывал мысли о взаимном переходе борющихся противоположностей друг в друга: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.

Природа и человек  в досократовской философии составляют единство. Однако досократики не отождествляли природу и человека, душу, и тело и не выделяли человека из природной окружающей среды.

    1. Пифагор

Пифагорейцы — мощное религиозное  движение, орден, сложившийся в рамках орфизма, свято хранил предания о своем основоположнике — великом аскете, чудотворце и ученом — Пифагоре (вторая половина VI - начало V вв. до н. э.). Все члены общины: математики — хранители тайн и акусматики — послушники, знающие внешнюю сторону доктрины, — практиковали аскетический образ жизни, следовали пищевым запретам и этике: ее фундамент составляло учение о надлежащем, о правиле, о пределе, который нельзя было переходить. Добродетель понималась как контроль над страстями, как мера, а ее отсутствие как безмерность.

Пифагорейцы изучали зависимость между числами, характер чисел, что вело к их определенной абсолютизации и мистике. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Первым простым понятием является единица как дискретная и множественная, за ней противоположность — двоица, различие, особенное. В геометрической интерпретации этим числам соответствуют: точка, прямая, квадрат, куб. Сумма чисел дает священную «декаду», как идеальное число. Это была исторически первая попытка постижения количественных отношений между реально существующими вещами. Пифагорейцы учили о бессмертии души, о подчинении демоса аристократии. Их способ философствования был противоположным стихийной диалектике милетской школы, которая была скорее интуитивным объяснением сущностных и в то же время универсальных черт диалектики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Элейская школа о проблемах бытия и познания

Гераклитовская философия  резко критиковалась представителями  школы элеатов - мыслителями из города Элеи. Основателем школы считают Ксенофана (ок.570-480 гг. до н.э.). В последующем главой школы стал Парменид (ок.540 – 480 до н.э.), а его легендарным учеником Зенон Элейский (ок.490-430 до н.э.). Систематизировал и завершил традиции этой школы Мелисс Самосский  (V в. до н.э.). Формирование античной философии заканчивается в школе элеатов. Противопоставляя стихийной диалектике Гераклита проблему множественности, они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и до сих пор вызывают у философов, математиков и физиков неоднозначное отношение и выводы. Апории дошли до нас в изложении Зенона, поэтому их называют апориями Зенона (“Движущиеся тела”, “Стрела”, "Ахиллес и черепаха” и др.). По мнению элеатов, кажущаяся способность тел перемещаться в пространстве, т.е. то, что мы видим как их движение, на самом деле противоречит множественности. Это означает, что невозможно из одной точки попасть в другую, так как между ними можно найти множество других точек. Любой объект, перемещаясь, должен постоянно находиться в какой- либо точке, а так как их бесконечное множество, то он не движется и находится в состоянии покоя. Именно поэтому быстроногий Ахилл не может догнать черепаху, а летящая стрела не летит. Вычленяя понятие бытия, они обозначают им единую, вечную, неподвижную основу всего существующего. Идеи, обозначенные в апориях, опровергались много раз, доказывалась их метафизичность и абсурдность. В то же время попытка объяснения движения, изменений носит диалектический характер. Элеаты показали современникам, что важно искать противоречия в объяснении реальности.

Информация о работе Античная философия