Защита от аварийно химически опасных веществ (АХОВ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 02:40, курсовая работа

Описание

Определенные виды АХОВ (аварийно химически опасное вещество) в больших количествах находятся на предприятиях их производящих, или использующих в производстве. Так, крупными запасами ядовитых веществ располагают предприятия химической, целлюлозно-бумажной, оборонной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, чёрной и цветной металлургии, промышленности минудобрений.

Содержание

Введение
1. Понятие об АХОВ
2. Защита от АХОВ
2.1 Планирование мероприятий по защите АХОВ
2.2 Организация защиты населения, проживающего в районах расположения химически опасных объектов
2.3 Средства защиты от АХОВ
2.4 Ликвидация последствий аварий
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  11 файлов

Системный анализ.doc

— 57.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Системы оповещения.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования 

"Забайкальский  Государственный Университет" 

Институт  переподготовки и повышения квалификации  

Кафедра техносферной безопасности 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

 

По дисциплине: Система связи и оповещения

Тема: Система оповещения, пожарные извещатели.

 

 

 

 

                                   Выполнил студент группы ЗЧСВ – 09 

                                                 Ф. И. О студента:    Дубенко Михаил Александрович     

                                                Проверил: ___Пестов Владимир Михайлович

 

 

2012 г.

 

Системы оповещения

Системы речевого пожарного оповещения и системы  трансляции

В соответствии с НПБ 104-03 системы речевого оповещения по нормам должны устанавливаться на объектах с количеством работающих 200 и более человек, учебных, зрелищных, лечебных учреждений, вокзалов, торговых комплексов. Вопросы выбора и правильной интеграции СОУЭ интересны и многогранны, тем более что нормативная база иногда дает по этому поводу неоднозначные ответы. Один из вопросов, который часто задает заказчик, есть ли возможность совмещения систем проводного вещания и поисковой связи, которые также неотделимы от вышеуказанного перечня объектов с системами речевого пожарного оповещения. Казалось бы, эти системы имеют один принцип действия и во многом идентичное оборудование, однако нормативные документы по пожарной безопасности накладывают существенные ограничения по применению этих систем в качестве систем оповещения. Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы: Как грамотно выбрать систему оповещения? Как минимизировать затраты при установке двух систем? Как при наличии уже установленной системы проводного вещания выбрать вторую? Как упростить монтаж и дальнейшую эксплуатацию?

СОУЭ и системы  коммерческого вещания

На многих объектах установлены системы трансляции (групповые системы проводного вещания). Иногда с течением времени выясняется, что эксплуатируемая система  не соответствует нормам пожарной безопасности по тем или иным причинам. Возникает вопрос, что сделать для исправления подобного положения вещей и какие изменения внести в существующую систему? Следует ли ее полностью заменить на более новую? Или соответствие нормам можно обеспечить, проведя определенную модернизацию? Или потребуется построить отдельную «параллельную» систему пожарного оповещения? На такой вопрос, поставленный слишком широко, невозможно дать однозначный ответ, а можно лишь предложить некоторые общие рекомендации. Тем не менее, выполнение этих рекомендаций позволит «подтянуть» систему до требований нормативных документов. Сразу оговоримся, что будем рассматривать речевые системы оповещения (системы 3-5 типов, по НПБ 104-03) и не будем рассматривать звуковые системы (1-2 типов, по НПБ 104-03).

Попробуем, для  начала, проанализировать, в чем  заключается разница между типовыми требованиями к функциям системы, которые  предъявляет пользователь (потребитель), и требованиями к функциям, предъявляемым  нормами пожарной безопасности. Это важный момент, понимание которого позволит сделать соответствующие выводы, и, наоборот, незнание этих различий приведет к невозможности выполнить какие-либо дальнейшие действия правильно.

Главное различие между системами коммерческого вещания и системами пожарного оповещения

Давайте зададимся  вопросом, для чего нужна система  коммерческого вещания, скажем, в  современном торговом комплексе, и  при этом не будем затрагивать  вопросы пожарной безопасности. На ум приходят следующие очевидные ответы:

  1. Система нужна для оперативного доведения рекламной информации до покупателей (о тех или иных товарах, о местах их продажи, о скидках и т.д. и т.п.), что само по себе стимулирует продажи и увеличивает коммерческую привлекательность объекта и для покупателей, и для инвесторов.
  2. Система нужна для оперативного доведения служебной информации до персонала, что позволяет улучшить эффективность управления предприятием.
  3. Система нужна для создания определенного уровня комфортности, в первую очередь для покупателей, когда в местах их сосредоточения транслируются, например, те или иные музыкальные программы, что тоже увеличивает коммерческую привлекательность объекта.

Соответственно, можно сделать вывод, что потребителю  хочется иметь на своем объекте  гибкую, масштабируемую, недорогую в обслуживании систему, которая позволяет ему извлекать определенную выгоду за счет хорошей передачи музыкальных программ и трансляции речевых сообщений информационного характера. Назовем эти критерии главными для системы коммерческого вещания.

Если взглянуть  на этот же объект (торговый комплекс) с точки зрения норм пожарной безопасности, выясняется, что на объекте нужна  система речевого оповещения, которая, в первую очередь, должна быть направлена на обеспечение безопасности людей и способна:

  1. Своевременно оповестить людей об опасности и передать им информацию о порядке необходимых действий.
  2. Обеспечить ответственному персоналу возможность управления эвакуацией людей при пожаре.

На выполнение этих двух «коротких» пунктов могут  быть затрачены намного большие усилия, чем на соблюдение главных критериев системы коммерческого вещания. Почему? Потому, что выполнение этих пунктов должно сопровождаться серьезными и затратными мероприятиями по обеспечению надежной работы системы пожарного оповещения, как при повседневной эксплуатации, так и в условиях пожара. За счет каких именно мер это достигается — мы поговорим дальше. Пока же позволим себе подвести промежуточный итог: главное различие между требованиями к системам коммерческого вещания и системам оповещения о пожаре заключается в том, что последние должны обладать несомненно более высокой надежностью.

Система мер, направленных на обеспечение надежности

Надежность  системы пожарного оповещения (системы  оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре — СОУЭ) достигается целой системой мер, выполнение которых контролирует государство. Кратко можно говорить о следующих основных моментах:

  1. Существуют НПБ 104-03, которые определяют обязательные требования к проектированию систем СОУЭ. Организация-проектировщик должна соблюдать эти нормы.
  2. Существуют НПБ 77-98, которые определяют требования к техническим средствам, используемым при построении систем СОУЭ. Изготовители продукции для построения систем СОУЭ должны соблюдать эти нормы.
  3. Существует система обязательной сертификации в области пожарной безопасности. Приборы и устройства, используемые для построения каналов пожарного оповещения в рамках системы СОУЭ, должны иметь соответствующие сертификаты пожарной безопасности. Проектные организации должны применять для этих целей только то оборудование, которое имеет соответствующие сертификаты пожарной безопасности.
  4. Организация-проектировщик должна иметь лицензию на выполнение работ по проектированию систем пожарной защиты.
  5. Монтажно-наладочная организация должна иметь лицензию на выполнение комплекса работ по инсталляции систем пожарной защиты.
  6. Сервисная организация, которая выполняет работы по техническому обслуживанию эксплуатируемой системы, должна иметь лицензию на выполнение данных работ. Система должна эксплуатироваться должным образом, ответственность за это несет собственник системы.

Перечисленные выше меры относятся к необходимым, но отнюдь не достаточным. Например, при  выборе компании-инсталлятора для выполнения работ по модернизации, реконструкции или строительству системы СОУЭ будет иметь немаловажное значение ее опыт в решении подобных вопросов. Точно так же, немаловажное значение будет иметь и выбор конкретного оборудования, на котором будет строиться или модернизироваться система.

Не вдаваясь в вопросы «правильной тактики» при выборе компании-инсталлятора, остановимся на вопросах анализа эксплуатируемого оборудования и подборе нового. Прежде всего, необходимо проанализировать структуру существующей системы и алгоритм ее работы и затем решить, соответствуют ли они утвержденному плану эвакуации и требованиям норм пожарной безопасности.

Зоны пожарного  оповещения

Всем интуитивно понятен термин «зона трансляции», «зона оповещения». Коротко, это  границы территории (части здания), информация в которую может передаваться отдельно. Например, на традиционном дикторском пульте системы коммерческого вещания есть набор кнопок выбора зон. Нажав определенную кнопку (клавишу), диктор может передавать сообщение только в выбранную зону (группу помещений). Информация в другие зоны при этом не передается. В нормах НПБ 104-03 есть определение «зона пожарного оповещения — это часть здания, где осуществляется одинаковый и одновременный способ оповещения людей о пожаре». Очень похожее определение. Однако в этих же нормах есть запись о том, что границы зон следует выбирать, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

Оповещение  о пожаре должно выполняться своевременно, т.е. как можно быстрее, с тем  чтобы люди успели получить эту информацию и покинули здание до того, как пути эвакуации будут заблокированы опасными факторами пожара (дымом, пламенем, разрушены). Часто на практике проектировщики привязывают зоны пожарного оповещения не к плану эвакуации и условию обеспечения безопасной эвакуации людей, а к возможностям той или иной аппаратуры. Например, организуется система с десятком-другим зон пожарного оповещения и единственным каналом пожарного оповещения. При этом оповещение о пожаре выполняется последовательно в разные зоны (канал один). Это является ошибочным решением. Но это так называемая «скрытая» ошибка, которая не лежит на поверхности (система работает, звук она передает). Ошибка может проявиться в условиях реальной эвакуации, когда окажется, что в какой-либо зоне людей нужно было оповещать раньше, а не ждать, пока закончится оповещение людей в другой зоне. Особенно эта ошибка значительна в том случае, когда используется только ручной режим управления системой оповещения при пожаре.

Можно дать общую  рекомендацию — по возможности, не дробите систему на множество зон пожарного оповещения, увеличивайте их количество только тогда, когда этого прямо требуют нормативные документы или когда, исходя из конструктивных особенностей защищаемого здания, невозможна никакая другая эвакуация, кроме поэтапной. В случае, если многозонная система действительно необходима, то идеальным техническим решением будет такое, когда каждая зона пожарного оповещения обеспечена отдельным независимым каналом. Т.е. когда можно будет одновременно передавать в разные зоны разную информацию, например, в одну зону передавать команду на начало эвакуации, а в другую зону — команду на подготовку к эвакуации. Эта мера существенно сократит время оповещения. Не нужно будет ждать окончания оповещения в одной зоне, прежде чем начинать оповещение в другой.

                                               Пожарные оповещатели

Размещение  и выбор мощности речевых пожарных оповещателей (далее будем их называть громкоговорителями) должны удовлетворять  требованиям НПБ 104-03. Суть этих требований сводится к тому, чтобы обеспечивался определенный уровень звука сигналов пожарного оповещения во всех помещениях с постоянным или временным пребыванием людей и исключалась неравномерная концентрация звука в этих помещениях.

Вообще, определение  мест, где следует устанавливать громкоговорители, — вопрос достаточно неоднозначный. С одной стороны, в любом помещении в здании могут присутствовать люди. С другой стороны, это могут быть помещения очень небольшие по размерам и где люди присутствуют крайне редко и очень непродолжительное время. Как же быть? Можно рекомендовать действовать следующим образом:

  1. Определить «критичные» места, где могут находиться люди, не являющиеся постоянными обитателями данного здания (посетители). Например, это однозначно будут торговые залы, рекреации, обеденные и спортивные залы. В таких местах обязательно надо ставить громкоговорители.
  2. Определить протяженные горизонтальные участки путей эвакуации, по которым могут двигаться посетители. Там также нужно предусматривать установку громкоговорителей, чтобы была возможность управлять ходом эвакуации. Вообще же, лучше всего предусмотреть установку громкоговорителей во всех коридорах, холлах, вестибюлях и т.п.
  3. Определить места с постоянным пребыванием рабочего персонала. Т.е. это офисные помещения, производственные помещения и т.д., где персонал находится постоянно в течение рабочей смены. Там следует установить громкоговорители.
  4. Определить места с временным пребыванием персонала, т.е. те помещения, где персонал присутствует периодически, до 2-х часов в день. Там тоже нужно ставить громкоговорители.

Еще одним важным требованием к громкоговорителям  является то, чтобы они не имели  регуляторов громкости и подключались к сети оповещения без разъемных  устройств (типа вилка-розетка). Очень  осторожно нужно подходить к применению выносных регуляторов с так называемыми «обходными» реле. Это довольно популярное решение в системах трансляции, но оно недопустимо в системах пожарного оповещения, т.к. при этом не выполняется требование норм пожарной безопасности к контролю линий по всей их длине (об этом мы поговорим чуть позже).

Нужно обязательно  отметить, что для объектов с массовым пребыванием людей нужно учитывать  то, что их могут посещать так  называемые «маломобильные группы», к  которым относятся люди с физическими  ограничениями (инвалиды), престарелые люди, дети и т.д. В местах пребывания таких групп населения следует предусматривать установку и световых мигающих оповещателей (строб-вспышек). Они будут привлекать внимание даже в том случае, если строб-вспышка не находится в прямом поле зрения человека.

Приборы, пульты управления

Где и как  размещать приборы (магнитофоны, усилители  и пр.)? Однозначных рекомендаций нет. Все приборы могут размещаться  как в одном месте, так и  быть рассредоточены по объекту. Единственное, что надо обеспечить обязательно, — это защита этих приборов от постороннего несанкционированного доступа. Приборы должны размещаться в прочных напольных или настенных, запираемых на ключ, шкафах.

Пульты управления системой следует размещать в  тех помещениях, где находится оперативный персонал, ответственный за проведение эвакуации. Это важный момент, и его нужно обязательно понять. Часто пульты управления отождествляются с дикторскими пультами, и доступ к управлению системой предоставляется очень широкому кругу лиц, включая секретарей, самих руководителей объекта, руководителей производственных подразделений и т.д. Это абсолютно неправильная стратегия, т.к. она чревата непредсказуемым поведением системы в условиях реальной опасности. С другой стороны, устанавливая в кабинете руководителя пульт и позиционируя его именно как пульт управления системой противопожарной защиты, коей является СОУЭ, инсталлятор вольно или невольно может подложить хорошую «свинью» этому человеку: формально теперь именно последний будет нести ответственность за проведение оповещения о пожаре и управление эвакуацией, хотя на самом деле за это должны отвечать соответствующие службы.

Социальная безопасность.doc

— 110.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Спас техника.doc

— 119.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Устойчивость объектов экономики.doc

— 252.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ЧС техногенного характера .doc

— 102.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Медицина катастроф.doc

— 78.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Защита от аварийно химически опасных веществ (АХОВ)