Сотовая связь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:05, реферат

Описание

Общественные науки входят в группу гуманитарных наук, т.е. наук о человеке и человеческом обществе:
история – наука о происхождении и бытие человека,
философия – система взглядов человека на познание окружающего мира, знание о наиболее общих закономерностях развитии природы, общества, познания, бытия человека.
юриспруденция,

Содержание

1. Общество как сложная динамическая система.
2. Общественные отношения.
3. Взаимосвязь общества и природы.
4. Общественное развитие.
5. Классификация общества.
6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
7. Гражданское общество.
8. Глобальные проблемы современности.

Работа состоит из  1 файл

Обществознание_Уч пособие для шк ст кл и пост в вузы_Клименко Румынина_2004.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

 

4. Общественное развитие.

 

В XIX в. часть знаний об обществе, которые  постепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку об обществе — социологию. Само понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом О. Контом. Он же разделил социологию на две большие части: социальную статику  и социальную динамику.   

Социальная статика изучает условия и законы функционирования всей общественной системы в целом, рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию, функции, которые они выполняют в обществе, а также их роль в установлении общественного согласия.  

Предметом изучения социальной динамики является общественный прогресс, решающим фактором которого, по мнению О. Конта, выступает духовное и умственное развитие человечества.

Общество  динамично развивающая система. При исследовании проблем изменения общества используются такие понятия, как развитие, прогресс, регресс,  реформа, революция.

Развитие – процесс необратимых, поступательных изменений, происходящих в течение достаточно больших интервалов времени.

Развитие общества характеризуется постепенным обновлением и увеличением количества социальных институтов, общностей, групп, усложнением отношений между ними.

Например, развитие первобытного общества и перерастание его в раннеклассовое выразилось в появлении новых  видов трудовой деятельности (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля), которые сменили собирательство, охоту и рыбную ловлю.

 

Существуют  взгляды на направленность общественного  развития:

 

  1. Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теория исторического круговорота (природные процессы).
  2. О. Конт и др. французские просветители – история – непрерывное обновление, совершенствование всех сторон жизни общества. Идея прогресса – движение вперед от низших форм к высшим, от простого к сложному, от однородного к разнообразному. В ХIХ в. прогресс стал ассоциироваться с индустриализацией общества.

      Критерии прогресса:

  1. развитие человеческого разума;
  2. совершенствование нравственности людей;
  3. прогресс науки и техники;
  4. развитие производительных сил, включая самого человека;
  5. возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку.
  6. дифференциация социальной деятельности (как следствие специализации, разделения  общественных функций между разными группами населения (например, семья занималась и воспроизводством, и образованием и созданием эк. благ, то в современным обществах за семьей остались лишь  функции рождения и первичной социализации детей, а остальным занимаются другие общественные институты).
  1. Однако мировые и локальные войны, явления тоталитаризма, фашизма экологические катастрофы поставили под сомнение прогрессивный характер исторического развития. В обществе помимо прогрессивного развития наблюдаются и обратные процессы – регресс – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

             Результат регресса -  упадок и распад общества, сужение возможностей общества к саморазвитию и адекватному реагированию на изменения условий окружающей среды.

 


 

 

 

 

 

  1. Общество меняется людьми совместные действия различных групп населения, совершающиеся в организационных формах и направленные на изменение их социального положения, называют  социальными движениями. Причина социальных движений – неудовлетворенность потребностей людей – материальных, политических, духовных.


 

 

 

 

 

 

 

Реформа – степень усовершенствования, в какой либо сфере жизни, постепенные преобразования, не затрагивающие фундаментальные основы (системы, явления, структуры).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформаторы действует  в рамках социального порядка  и не применяют насильственные способы  достижения своих целей. Их усилия направлены на изменение законодательства правовыми методами,

Революция – коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания.

     


 

 

 

 

 

Кратковременные – Февральская революция 1917 г. в России;

Долговременные – неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция ХVIII - ХIХ вв.

Революции совершаются, когда старая общественно-политическая система, исчерпав возможности своего развития, должна уступить место новой.

В результате власть одних  элит переходит к другим. Революционная  стихия захватывает широкие массы: слои, классы, которые в борьбе используют насильственные и незаконные методы. Сторонником революционного изменения был К. Маркс. Считал революцию средством разрешения классового конфликта.

В современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Классификация общества

 

Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей,

традиционное (аграрное) общество,

индустриальное общество;

 постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое  общество, феодальное общество, капиталистическое  общество и коммунистическое общество (по теории общественно-экономических формаций К. Маркса).

 

                                             Классификация общества по У. Ростоу


 

 

 




 

 

 

Традиционные  общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы.

Индустриальная  цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые  со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества (данного типа общества пока не существует, страны на переходном этапе).

 

 

 

 

 

 

Традиционное

(аграрное)

Индустриальное

(промышленное)

Постиндустриальное (информационное)

- общества древности  и средневековья 

- господством сельского натурального хозяйства

-  примитивного ремесла.

- экстенсивная технология  и ручные орудия труда

- человек  подчинялся ритмам природы.

- господство общинной, собственности.

- Распределение материальных благ, зависело от статуса

- Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе.

- Основными социальными ячейками были община и семья.

-Изменения в обществе происходят медленно, без сознательного вмешательства людей.

- господство церкви и армии

 - общество консервативно.

- Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике.

- Увеличивается объем основного капитала, хозяйство сменяется интенсивным товарно-денежных отношений природы, частично подчиняет ее себе возрастание благосостояния населения.

- В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки.

- Социальная мобильность значительна.

- Появляются новые классы.

- Индивидуализм, рационализм саморазвитию, самосовершенствованию.

- Роль государства, постепенно складывается демократический режим.

- В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные структуры.

- широкое производство товаров массового потребления, сочетающееся со сложной системой разделения труда среди членов общества;

-  механизация и автоматизация производства и управления;

-  НТР (научно-техническая революция);

-  высокий уровень развития средств связи и транспорта;

-  высокая степень урбанизации.

1970-е гг. представлены черты американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др.

 - выдвижение на первый план сферы услуг,

- индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым,

- ведущая роль науки, знаний и информации в обществе.

- В социальной структуре стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса.

- в центре цивилизации — человек, его индивидуальность. - зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

 


 

 

 

 

Процесс перехода от традиционного  общества к современному называется модернизацией.

Характерные черты:

 

Традиционное  общество

Современное общество

1. Зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

2. коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала;

3. авторитарный характер власти;

4. отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего;

5. преобладающее распространение  людей с особым психическим  складом недеятельные личности;

6. преобладание традиции над нововведениями.

1. преобладание инновации над традициями;

2. светский характер социальной жизни;

3. поступательное развитие;

4. ярко выраженное личностное начало;

5. ориентация на инструментальные ценности;

6. либерально-демократическая система власти; наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего;

7. преобладание людей  с активным деятельным психологическим складом.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.


 

 

 

 

 

  1. Формационный – принадлежит марксисткой школе (К. Маркс), где ключевым понятием является общественно-экономическая формация.

           Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени развития, с присущим ему способом производства, экономическим строем и надстройкой.

 

В структуре каждой формации выделялись:

 

НАДСТРОЙКА – совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика), возникающая на основе базиса и связанная с ним и воздействующая на него.

 

БАЗИС – экономический строй (совокупность производственных отношений)

 

Производительные  силы – средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду.

Базис + надстройка + производительные силы = способ производства

В процессе развития в обществе на определенном этапе возникает конфликт между производительными силами (люди, опыт, орудии труда) и производственными отношениями (экономический строй: рабовладельческий, и т.д.) - это переход к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми.

Виды  общественно-экономических формаций:

Первобытнообщинная

Рабовладельческая

Феодальная

Капиталистическая

Коммунистическая: 1) социализм, 2) коммунизм.

 

Признаки  формаций:

 

  1. подход отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств;
  2. решающая роль материального производства в жизни общества;
  3. соответствие производственных отношений производственным силам;
  4. неизбежность перехода от одной формации к другой.

Смена общественно-экономических  формаций осуществлялась путем революций. Теория К. Маркса обобщала исторический опыт Европы (революции). Многообразие развития мира не позволило распространять критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены К. Марксом к «азиатскому способу производства».

 

 

 

2. Цивилизационный. В ХVII веке возник цивилизационный подход к истории.

Цивилизация – сообщество людей, с общей ментальностью, духовными ценностями и идеалами, имеющие особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре. (А. Тойнби, О. Шпенглер, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер, Л. Гумилев).        

Признаки  цивилизаций:

 

  1. в центре человек с особенностями его менталитета;
  2. взаимосвязь человека и общества;
  3. общество саморазвивающаяся система.        

Типы цивилизаций:

 

Природные сообщества

Восточные цивилизации

Западные цивилизации

Австралийские аборигены, американские индейцы, африканские  племена, малые народы Сибири.

Египет, Индия, Китай, ЮАР

Древняя Греция. Рим,  доколумбовая Америка (ацтеки)

1. народы живут в  рамках природного годового цикла;

2. гармония и единство  с природой;

3. обожествление сил  природы (язычество);

4. человек не обделяется  от природы и живет по ее  законам.

1.стремление быть в гармонии с природой;

2. коллективизм (личные интересы подчинены общим);

3.  восточная деспотия (неограниченная власть, обожествление  монарха);

4. преобладание государственной  и общинной собственности (у  кого власть – у того собственность);

5. основа общества  – традиция;

6. социальные изменения  происходят медленно («проблема отцов и детей»)

1. динамичность развития  общества;

2. стремление подчинить  себе природу;

3.   свободная личность, обладающая гражданскими правами;

4. принцип разделения  властей;

5. господство частной  собственности;

6. стремление к прогрессу, использование новаций.

Информация о работе Сотовая связь