Сотовая связь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:05, реферат

Описание

Общественные науки входят в группу гуманитарных наук, т.е. наук о человеке и человеческом обществе:
история – наука о происхождении и бытие человека,
философия – система взглядов человека на познание окружающего мира, знание о наиболее общих закономерностях развитии природы, общества, познания, бытия человека.
юриспруденция,

Содержание

1. Общество как сложная динамическая система.
2. Общественные отношения.
3. Взаимосвязь общества и природы.
4. Общественное развитие.
5. Классификация общества.
6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.
7. Гражданское общество.
8. Глобальные проблемы современности.

Работа состоит из  1 файл

Обществознание_Уч пособие для шк ст кл и пост в вузы_Клименко Румынина_2004.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)


Тема: «Общество».

План.

1. Общество как сложная  динамическая система.

2. Общественные отношения.

3. Взаимосвязь общества  и природы.

4. Общественное развитие.

5. Классификация общества.

6. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

7. Гражданское  общество.

8. Глобальные проблемы современности.

1. Общество как  сложная динамическая система. 

 

Общественные науки входят в группу гуманитарных наук, т.е. наук о человеке и человеческом обществе:

история – наука о происхождении и бытие человека,

философия – система взглядов человека на познание окружающего мира, знание о наиболее общих закономерностях развитии природы, общества, познания, бытия человека.

юриспруденция,

экономика – хозяйственное развитие общества,

социология – изучает возникновение различных связей между людьми, формирование социальных общностей, взаимоотношения  социальных групп, классов, наций.

политология – наука о сфере управлением обществом, становление и развитие отношений власти в обществе;

психология - изучает особенности поведения индивида в обществе;

 

Понятие общество:

 

в широком смысле

в узком смысле

     Обособленная часть природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей:

-способы взаимодействия людей;

- формы объединения людей.

Общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть общие интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными действиями.

      Например, дворянство, крестьянство, российское общество, китайское общество, феодальное общество, капиталистическое общество, человечество в целом.


 

Признаки общества:

  1. совокупность индивидов;
  2. в результате взаимного сотрудничества люди достигают  общих целей;
  3. интересы людей носят постоянный и объективный характер (заинтересованы  друг в друге);
  4. общество разрешает противоречия между интересами отдельного человека и интересами общества в целом.

Характерные черты общества:

  1. общество динамично развивающаяся система;
  2. Обособленная часть природы, но тесно связанная с ней часть материального мира;
  3. общество регулирует общественные интересы, внедряя общеобязательные правила поведения.
  4. общество обусловлено уровнем развития, традициями, религией.

 

 

Общество состоит  из:

 

Элементов

Подсистем (сфер общества)

- люди

- группы

- сословия

- классы

- общности (народы) и т.д.

- социальные институты

- социальные нормы

- социальные процессы

- социальные отношения

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.


 

Постепенно в результате изменения способа производства происходит переход от первобытного общества к качественно иной организации общественной жизни.

Важную роль при этом играет общественное разделение труда (отделение скотоводства от земледелия, затем ремесла). Люди стали заниматься обменом товара, появились купцы.

Общественное разделение труда и совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, в результате появился избыточный продукт (излишки), который накапливался у старейшин и военачальников, что привело к появлению частной собственности. Общество стало дифференцироваться (разделение) по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. 

 

 

 

 

 

2. Общественные отношения.

 

С древнейших времен жизнь  людей протекала в различных  формах общественности – в роде, племени, племенных союзах, рабовладельческих  и феодальных государствах, в купеческих гильдиях, религиозных общинах и  т.п. именно в них происходил и  происходит взаимовыгодный обмен различными видами деятельности и кооперация труда, его специализация, разделение.

Люди могут  производить и совершенствовать свою жизнь только на основе  совместной деятельности, организации системы общественных отношений для использования в своих интересах того жизненного пространства, которым они располагают.

Общественные  отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).


 

 

 

 

 

Материальные 

Духовные

Возникают и складываются непосредственно в  ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него

Формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями.

    1. производственные отношения
    2. экологические отношения
    3. отношения по делопроизводству
  • моральные отношения
  • политические отношения
  • правовые  отношения
  • художественные отношения
  • философские отношения
  • религиозные отношения

  •  

    Каждый человек в  системе общественных отношений  занимает определенное место, предполагающее системы прав и обязанностей, полномочий и ответственности, возможностей для удовлетворения личных потребностей и решения общественных задач.

    В обществе существует «набор»  видов деятельности и социальных институтов. Институты распределяют основные виды деятельности меду людьми в рамках национально-государственных, социально-территориальных и международных образований.

    Наиболее значимые    для людей общественные отношения  связаны со сферами общества.

    Сфера общества – часть общества, пределы которой определяются какими–либо общественными отношениями. 

     


     

     

       

     

     

     

     

     

    1. экономическая – служит удовлетворению материальных потребностей человека (способ производства, обмена, распределения продукции);
    2. политическая – направлена на удовлетворение потребностей человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке (создание политических партий, общественных движений, политических конфликтов, влияние людей на гос. власть);
    3. социальная – удовлетворяет потребности человека в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности (деятельность учреждений здравоохранения, образования, культуры, науки, экономической и социальной защиты населения, переподготовки безработных, пенсионное обслуживание инвалидов и стариков, других служб социальной помощи населению);
    4. духовная – удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании (формирование ценностей, познание в области науки, идеологии, религии, этики, эстетики, написание картин, музыки, литературных произведений, складывание менталитета);
    5. экологическая – выделяться в качестве самостоятельной сферы стала недавно, многие не признают сферу как отдельную, так как экологические проблемы рассматриваются как компоненты экономики (техногенное давление на природу), социальной жизни (решение зависит от людей), политики (объем проблем зависит от внутренней и внешней политики государства), духовной жизни (развитие экологического сознания людей, выработка нормативов экологического поведения населения).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Взаимосвязь общества и природы

     

         Обособленная  часть природы, но тесно связанная  с ней часть материального мира.  Под природой понимается совокупность естественных условий существования человека. Это обособление проявляется в том, что человек, обладая сознанием и волей, активно влияет на создание общества. Природа развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.

    Природа:

     

    в широком  смысле

    в узком смысле

    Весь окружающий мир  в бесконечном разнообразии его  форм и проявлений

    (в этом значении  – синоним понятия «Вселенная»)

     

    Природно-географическая среда


     

    Природа и общество тесно связаны друг с другом, и эта связь носит взаимный характер:

      1. природная среда, географические и климатические особенности оказывают влияние на общественное развитие, ускоряя или замедляя темпы развития страны (север, юг); Например, теплый климат, плодородная почва обеспечивают избыток продовольствия, увеличивает численность населения, что ведет к уменьшению заработной платы каждого работника. На юге пища дешевле, чем на севере, и требует меньших усилий для ее добывания. Отсюда – громадное население, нищета работников, богатство правителей. Ландшафт возбуждает воображение,  способствует развитию рассудка.

              От природных условий зависит  размещение производства, территориальное  разделение труда и – как  следствие расселение людей.

      1. общество влияет на естественную среду своего обитания как положительно (преобразовывая окружающую среду: осушение болот, восстановление лесов, сохранение редких животных и растений, освоение пустынь), так и отрицательно (загрязняя среду, исчерпывание природных ресурсов, истребление животных, вырубка лесов, распашка земель)
      2. А.Л. Чижевский и Л.Н. Гумилев пришли к выводу о влиянии активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле. «… понять любое явление можно лишь во взаимосвязи с окружающем мире».


     

     

     

     

     

     

     

    Окружающая  среда состоит из:

    1. естественной среды обитания (биосфера – живая часть природы - воздух, вода, почва и неживая часть природы – камни, полезные ископаемые);
    2. искусственной (культурной) среды обитания (то, что создано человеком – разнообразные предметы, животные и растения, выведенные путем селекции, а также общество).

     

    В настоящее время экология выделяет две формы взаимодействий человека и природы:

    1) экономическую – потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения своих потребностей;

    2) экологическую – охрана окружающей  природной среды с целью сохранении человека как биологического и социального организма и естественной среды его обитания.

    Причины негативного  воздействии на окружающую природную  среду:

     

    1. человеческая деятельность ограничена рамками одной планеты;
    2. производство в природе носит безотходный характер, а в результате человеческой деятельности образуются отходы;
    3. природа может перерабатывать только часть отходов   производимых человеком и поэтому не может полностью самоочищаться;
    4. недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей природной среды.

     

    Учение  о ноосфере.

     

     Учение о взаимоотношении  природы и общества. Разработал  русский ученый      В.И. Вернадский и французский антрополог Тейяр де Шарден.

    Основа концепции –  представления об эволюции космического вещества Вселенной от косного состояния материи к его высшим формам – жизни и духу.

    Появление жизни на нашей  планете, возникновение буфера, пленки живого вещества, которая лежит меду космосом и косным веществом Земли, вилось по мнению Вернадского, отголоском повсеместно действующих космических сил и связано с сильнейшей концентрацией сознания, замыканием его на самом себе, что привело к возникновению личностного начала, выделяющего человека из животного мира. Жизнь на Земле вспыхнула практически мгновенно, биосфера как целостная система. На поверхности Земли возникли океаны, а вокруг нее сформировалась атмосфера, содержащая кислород.

    В человеке, в своем  первом мыслящем существе, жизнь в  процессе эволюции произвела на свет мощное орудие дальнейшего развития – разум, обладающий способностью познавать и преобразовывать себя и окружающий мир.  Результатом теоретической и практической деятельности человека становится поток информации (различного рода сведения, знания, теории), в который включены как первоначальные мысли древних о мире и о себе и простейшие изобретения, так и новейшие достижения науки и техники, плоды культурного развития человечества. Этот информационный поток свидетельствует об образовании новой специфической оболочки Земли – ноосферы (греч. noos – разум), как бы наложенной на биосферу, но не слитной с ней и оказывающей на последнюю все большее преображающее воздействие.  Изменения лика Земли произошли с зарождением научной мысли, когда воздействие на биосферу стало принимать целенаправленный характер. Именно в этот период возникает ноосфера как сфера разума, область человеческой культуры, связанна с научным знанием.

    Информация о работе Сотовая связь