Социальное общение в воинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:37, реферат

Описание

Каждый из нас живет, работа¬ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща¬емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.

Работа состоит из  1 файл

Социальное общение в воинском коллективе.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Коммуникативно-информацион­ная сторона представляет собой обмен между людьми различными представле­ниями, идеями, интересами, настроени­ями, чувствами, установками и т.п.

Эмотивная сторона общения свя­зана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контак­тах партнеров.

Конативная (поведенческая) сто­рона общения служит целям согласо­вания внутренних и внешних противо­речий в позициях партнеров.

Общение выполняет определенные функции. Их шесть:

1. Прагматическая функция об­щения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.  При  этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и раз­вития отражает способность общения

оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людь­ми, человек усваивает общечелове­ческий опыт, исторически сложившие­ся социальные нормы, ценности, зна­ния и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявля­ются в течение всей жизни психичес­кие процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения обес­печивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

4. Функция объединения—разъе­динения людей, с одной стороны, по­средством установления между ними контактов способствует передаче другдругу необходимых сведений и настра­ивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем са­мым в единое целое, а с другой сторо­ны, она может быть причиной диффе­ренциации и изоляции личностей в ре­зультате общения.

    5.Функция организации и под­держания отношений служит инте­ресам налаживания и сохранения дос­таточно устойчивых и  продуктивных связей, контактов и взаимоотношений

между людьми в интересах их совмест­ной деятельности.

5.   Внутриличностная функция общения реализуется в общении чело­века с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

                                                                           

                                  Структура  взаимодействия  в  общении

                                                                                                                                       Взаимодействие в общении представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнера, причем вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.

Взаимодействие— это процесс, который складывается из:   .

—  физического контакта;

—  перемещения в пространстве;

—  совместного группового или массового действия;

—  духовного вербального контакта;

невербального информационного контакта.
Взаимодействия бывают:

—  внутриличностные;

—  межличностные;

—  личностно-групповые;

—  личностно-массовые;

—  межгрупповые;

—  массово-групповые.

В структуру взаимодействия входят:

—  субъекты взаимодействия;

—  взаимная связь субъектов общения;

—  взаимное воздействие субъектов;

—  взаимные изменения субъектов общения.

              Социально-психологическая общность как результат общения

         В общении и через общение формируется социально-психологи­ческая общность— МЫ, которая открывает социальный простор для влияния на чувства и действия людей.

В социально-психологическом плане понятием «общность» характе­ризуют совокупность людей, способных к общению друг с другом и испытывающих потребность в совместных действиях.

Понятие «общность» многозначно:

—              социальная группа, имеющая общий предмет внимания и
переживания;

—      объединение людей на основе совпадения культурных интересов;

—      объединение людей, имеющих устойчивые социальные признаки.

                        Общность может выполнять следующие функции:

—  закреплять групповые особенности;

—  обособлять одну группу от другой;

—  выражать и утверждать специфические групповые интересы и
ценностные ориентации.

Общность служит средством внутригрупповой солидарности, спаянности и взаимопонимания, направленных против центробежных тенденций, ведущих к разрушению общности.

Условием консолидации общности является совпадение групповых интересов, целей, ценностей, а также признание факта принадлеж­ности к данной группе, ощущение своей личной причастности к деятельности группы. Эффект общности зависит от того, в какой мере ее интересы созвучны интересам входящих в эту общность людей.

Общность обычно проявляется в:

—  идентификации людей друг с другом или с кем-либо;

—  согласованности действий, мыслей, чувств людей, входящих в
данную общность;

—  взаимопонимании;

—  симпатии и эмпатии;

—  кооперации деятельности.

Итак, общность — это характеристика состояния социальной группы как совокупного субъекта общения.

       

                          Контрольные вопросы:

1.           Какова сущность понятия «общение»?

2.           Приведите аргументы в подтверждение тезиса о том, что об­щение — это:

__вид самостоятельной человеческой деятельности;

—                 атрибут других видов человеческой деятельности;

—                 взаимодействие субъектов.

3. Каковы основные элементы содержания общения?

4. Каково содержание функций общения?

5. Какие признаки внешней и внутренней сторон общения?

6. Каков смысл понятия «стиль и манера общения»?

7. Перечислите основные группы средств общения.

8. Каково содержание понятия «взаимопонимание» и его механизм?

9. Охарактеризуйте структуру взаимодействия в общении.

10.              Каково содержание понятия «социально-психологическая
общность»?

11.  Перечислите социально-психологические механизмы общения,
раскройте их содержание.

12.  В каком соотношении между собой находятся общение, дея­тельность и поведение?

57

           

 

                                  Второй  учебный  вопрос:

                      Основные  виды  и  средства  общения.

         

       Общение чрезвычайно многогран­но Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.

Различают межличностное и массо­вое общение:

Межличностное обще­ние связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение — это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональ­ное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совмест­ных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель—про­давец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).

В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть также дове­рительным и конфликтным. Пер­вое отличается тем, что в его ходе пе­редается особо значимая информация.

Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

Общение может быть личным и де­ловым. Личное общение — это об­мен неофициальной информацией.

Деловое общение — процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития циви­лизации возникают различные виды опосредованного общения

—  Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио –и видеотехника).

—  Общение чрезвычайно многогран­но. Оно может быть представлено в своем разнообразии по видам.

Различают межличностное и массо­вое общение.

Межличностное обще­ние связано с непосредственными кон­тактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение — это множе­ство непосредственных контактов незнакомых людей, а также комму­никация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Выделяют также межперсональ­ное общение и ролевое. В первом случае участниками общения являют­ся конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совмест­ных действий.

В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители оп­ределенных ролей (покупатель—про­давец, учитель—ученик, начальник— подчиненный).

В ролевом общении человек лишает­ся определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью.

В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.

Общение может быть также дове­рительным и конфликтным. Пер­вое отличается тем, что в его ходе пе­редается особо значимая информация.

Доверительность — существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, ре­шать интимные вопросы.

Конфликтное общение характе­ризуется взаимным противостояни­ем людей, выражениями неудоволь­ствия и недоверия.

Общение может быть личным и де­ловым. Личное общение — это об­мен неофициальной информацией.

Деловое общение — процесс вза­имодействия людей, выполняющих совместные обязанности или вклю­ченных в одну и ту же деятельность.

Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосред­ственное) общение является исто­рически первой формой общения лю­дей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития циви­лизации возникают различные виды опосредованного общения.

Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи допол­нительных средств (письма, аудио-и видеотехники)'".

         Общение возможно лишь при помо­щи знаковых систем. Различают вер­бальные средства общения (когда ис­пользуется речь) и невербальные сред­ства общения, когда применяются неречевые средства общения.

В вербальном общении* обычно применяются два варианта речи: уст­ная и письменная. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, являет­ся не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой.

Невербальные средства общения нужны для того, чтобы: регулировать течение процесса общения, создавать психологический контакт между парт­нерами; обогащать значения, переда­ваемые словами, направлять истолко­вание словесного текста; выражать эмоции и отражать истолкование си­туации.

Они делятся на:

1. Визуальные средства общения — это:

—  кинесика — движения рук, ног, головы,  туловища;

—  направление взгляда и визуаль­ный контакт;

—  выражение глаз;

—                   выражение лица; поза (в частности, локализация, смены поз относительно словесного
текста);

—  кожные реакции (покраснение, появление пота);

—  дистанция (расстояние до собе­седника, угол поворота к нему, персо­нальное пространство);

—  вспомогательные средства обще­ния, в том числе особенности телосло­жения (половые, возрастные) и сред­ства их преобразования (одежда, кос­метика, очки, украшения, татуировка,
усы, борода, сигарета и т.п.).

2.              Акустические (звуковые) сред­ства общения — это:

—  паралингвистические, т.е.  свя­занные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, рече­вые паузы и их локализация в тексте);

—  экстралингвистические, т.е.  несвязанные с речью (смех, плач, кашель,вздохи, скрежет зубов, шмыганье но­сом и т.п.).

3.              Тактильно-кинестезические(связанные с прикосновением) сред­ства общения — это:

—  физическое воздействие (ведение слепого за руку, контактный танец и др.);

—  такесика  (пожатие руки,  хло­панье по плечу).

4.              Ольфакторные средства обще­ния — это:

—  приятные и неприятные запахи окружающей среды;

—  естественный и искусственные запахи человека и др.

     Мотивационно-целевой компонент представляет собой систему мотивов и це­лей общения. Мотивами общения членов могут быть: а) потребности, инте­ресы одного человека, проявляющего инициативу в общении; б) потребно­сти и интересы обоих партнеров общения, побуждающие их включиться в общение; в) потребности, вытекающие из совместно решаемых задач. Со­отношение мотивов общения колеблется от полного совпадения до конфлик­та. В соответствии с этим общение может иметь дружественный или кон­фликтный характер.

Информация о работе Социальное общение в воинском коллективе