Социальное общение в воинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:37, реферат

Описание

Каждый из нас живет, работа¬ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща¬емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.

Работа состоит из  1 файл

Социальное общение в воинском коллективе.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Эффект ореола выступает в двух формах:

1)       позитивная оценочная пристрастность — ореол положительный.
Означает, что если первое впечатление о человеке в целом благо­приятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают оцениваться в положительную сторону, выделяются и преувели­чиваются только положительные моменты, а негативные либо не­дооцениваются, либо не замечаются;

2)       негативная оценочная пристрастность - ореол отрицательный.
Означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо недооцениваются.

Экспериментами установлено, что эффект ореола наиболее очевидно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первичности в социальной психологии означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.

Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой.

Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.

      Обычно стереотип возникает на основе достаточно скудного прошлого опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации. Иначе говоря, проявляется тенденция извлекать смысл из предшествующего опыта и строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Очень групповой принадлежности человека, скажем, к определенной профессии! Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому ее представителю.

Понятно, что стереотипизация значительно упрощает процесс познания другого человека, особенно когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия. Тогда просто остается упрощенный подход в восприятии другого человека, и результат этого, хотя и не слишком близок к оригиналу, все же необходим, так как сокращает процесс познания.

С другой стороны, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения, тогда она может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям.

При восприятии физических объектов мы можем проверить точ­ность такого восприятия, сопоставляя его результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов. В случае познания человека впечатление, полученное о нем другим субъектом, не с чем сравнить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных личностных качеств человека.

Понятно, что определенную помощь могут в таком случае оказать различные личностные тесты. Тем не менее не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека, да и тесты нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности, поскольку им присущи те или иные ограничения.

Ограниченность тестов порождена тем, что в них фиксируется и измеряется заданное экспериментатором, а не то, что есть на самом деле. Всякое сопоставление, которое можно сделать с помощью тестов, — это всегда сопоставление с данными третьих лиц. Аналогичная проблема имеет место и в том случае, когда используют метод экспертных оценок, они также не исключают элементов субъективности.

К помехам, стоящим на пути межличностной перцепции, относятся все ее механизмы и эффекты, о которых речь шла выше. На точность межличностного восприятия в целом влияют четыре группы факто­ров:

1) переменные, при помощи которых субъект восприятия описыва­ет самого себя;

2) переменные, при помощи которых субъект восприятия описыва­ет ранее знакомые ему личности;

3)      отношения между субъектом и объектом восприятия;      

        4) ситуационный контекст, в котором осуществляется процесс межличностной перцепции.

Соотнося между собой эти четыре группы факторов, можно по крайней мере определить, в какую сторону будет смещаться восприятие в каждом конкретном случае.

        Выводы:

        При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого обще­ния не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окру­жающими, должен интересоваться реакциями других лю­дей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение дру­гих обратной связью — сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение, — может повышать взаимное доверие. Для того чтобы высказывать и прини­мать обратные связи, нужно обладать не только соответству­ющими умениями, но и смелостью.

                                    Контрольные вопросы:

1. Каково содержание понятия «коммуникативная деятельность общения»?

2. Каким образом реализуется социальная представленность в коммуникативной деятельности?

3. Каким образом реализуется индивидуально-личностная представленность в коммуникативной деятельности?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные структурные компо­ненты общения как коммуникативной деятельности.

5. Перечислите и охарактеризуйте средства коммуникативного процесса.

6. Каково содержание монологической формы коммуникативного процесса?

7. Каково содержание диалогической формы коммуникативного
процесса?

8. Каково содержание полилогической формы коммуникативного процесса?

9.              Каково содержание структуры взаимодействия в концепции Щепаньского, Берна, Ершова?

10. Раскройте содержание трех основных стилей взаимодействия.

11. Раскройте содержание понятий межличностной перцепции.

12. Раскройте содержание эффектов восприятия.

13. В чем сложность проблемы точности межличностной перцеп­ции?

 

 

 

 



Информация о работе Социальное общение в воинском коллективе