Социальное общение в воинском коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 18:37, реферат

Описание

Каждый из нас живет, работа¬ет, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, обща¬емся с окружающими — коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми.

Работа состоит из  1 файл

Социальное общение в воинском коллективе.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

Аналогичный подход предложен П.Н. Ершовым, который, обозначая позиции, говорит о трех возможностях:

—  пристройка сверху;

—  пристройка снизу;

—  пристройка на равных.

Попутно отметим, что еще одним показателем эффективности взаимодействия выступает адекватное понимание ситуации и адекват­ный стиль действия в ней.

Различают три основных стиля действий:

—              ритуальный (формальный);

— манипулятивный (управление партнером без его ведома и
согласия и в корыстных целях);

— гуманистический.

В социальной психологии много внимания уделяется и типам взаимодействия. Интуитивно ясно, что практически люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия, которые можно разделить на уже упоминавшиеся два противоположных вида:

—   кооперация;

—   конкуренция

Под кооперацией понимаются такие виды взаимодействия, кото­рые способствуют организации совместной деятельности и с этой точки зрения позитивны. Под конкуренцией понимаются взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность, представляющие определенного рода препятствия для нее.

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других лю­дей, социальных групп. Термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуаций. В настоящее время под социальной перцепцией понимают целостное восприятие субъектом как предметов материального мира, так и социальных объектов.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс форми­рования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Социальными психологами установлено, что восприятие социаль­ных объектов качественно отличается от восприятия 'материального мира. Это происходит потому, что, во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. Воздействуя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерп­ретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных субъектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

В структуре любого перцептивного акта выделяются его объект и субъект, его процесс и результат, и в рамках социальной психологии актуально уточнение роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности индивида.

Социальная перцепция — это процесс восприятия социальных объектов, под которыми обычно подразумеваются люди и социальные группы.

Особенностями социальной пер­цепции являются:

1.  Активность субъекта социаль­ной перцепции, означающая, что он(индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к вос­принимаемому, как это имеет место
при восприятии неодушевленных пред­метов. И объект и субъект социально­го восприятия воздействуют друг на друга,  стремятся трансформировать представления  о себе  в благоприятную сторону.

2.  Целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порожде­ния образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смыс­ловых и оценочных интерпретациях
объекта восприятия.

3.  Мотивированность субъекта социальной перцепции, которая сви­детельствует,  что  восприятие  соци­альных объектов характеризуется боль­шой слитностью его познавательных
интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной за­висимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентиро­ванности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно про­является как:

1.              Восприятие членами группы.

а)              друг друга;

б)              членов другой группы.

2.              Восприятие человеком:

а)              самого себя;

б)              своей группы;

в)              «чужой группы».

3.              Восприятие группой:

а)              своего человека;

б)              членов другой группы.

4.              Восприятие группой другой группы {или групп).

Процесс социальной перцепции представляет собой деятельность его субъекта (наблюдателя) по оценке внеш­него облика, психологических особен­ностей, действий и поступков наблюдае­мого лица или объекта, в результате ко­торой у субъекта социальной перцепции складывается конкретное отношение к наблюдаемому и формируются опреде­ленные представления о возможном по­ведении конкретных людей и групп.

В зависимости от этих представле­ний субъект социальной перцепции про­гнозирует и свои отношения, и поведе­ние в различных ситуациях взаимодей­ствия и общения с другими людьми.

        поведения и деятельности индивида с социальными объектами и уточнение характеристик субъекта и объекта восприятия.

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание его участников. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию или как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако в обоих случаях большое значение имеет то, как партнер по общению воспринимается другим партнером, т.е. процесс восприятия одного человека другим выступает как обязательная составная часть общения. Эта сторона общения и называется перцептивной. Восприятие человеком человека называют еще социальной перцепцией. В полном объеме она достаточно сложна и включает в себя различные варианты восприятия как субъекта, так и объекта общения.

Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать:

— другого индивида, не принадлежащего к какой-либо группе;

— другого индивида, принадлежащего к своей группе;

— другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

— свою собственную группу;

— чужую группу.

Когда субъектом восприятия выступает группа, то она может воспринимать:

— своего собственного члена;

— свою собственную группу;

— другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

— другого индивида, не принадлежащего к какой-либо группе;

— чужую группу.

В рамках социальной перцепции наибольший интерес представляют вопросы о том,как:

— формируются нормативы и эталоны социальной перцепции;

— выглядит структурная типология межличностного и межгруп­пового восприятия;

— воспринимается статус индивида в группе;

— обеспечивается точность и адекватность взаимного восприятия
людьми;

— «работают» закономерности и эффекты межгруппового восприя­тия и др.

В социальной психологии нередко говорят не просто о социаль­ном восприятии одного субъекта общения другим, но о познании другого На восприятие других людей боль­шое влияние оказывает процесс стереотипизации.

Под социальным сте­реотипом понимается устойчивый об­раз или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социаль­ной группы.

Для человека, усвоившего стерео­типы своей группы, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого челове­ка. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки», по­зволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они име­ют свою «разрешенную» сферу соци­ального применения. Например, сте­реотипы активно используются при оценке групповой национальной или профессиональной принадлежности человека.

Идентификация — это социаль­но-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосре­дованных контактов с ними, при кото­ром осуществляется сравнение или со­поставление внутренних состояний или положения партнеров, а также об­разцов для подражания со своими пси­хологическими и другими характерис­тиками.

Идентификация в противополож­ность нарциссизму играет огромную роль в поведении и духовной жизни человека. Ее психологический смысл заключается в расширении круга пере­живаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой сто­роны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызы­вающих страх, порождающих тревож­ные и напряженные состояния.

Эмпатия — это эмоциональное сопереживание другому человеку. Че­рез эмоциональный отклик люди по­знают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правиль­но представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он пере­живает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств по­знающего человека, но и безусловно как положительное отношение к парт­неру.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, ос­нованную на формировании устойчи­вого позитивного чувства к нему. В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря появлению привязанности к нему, дру­жеского или более глубокого интимно-личностного отношения.

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того чело­века, к которому испытывают эмоцио­нально положительное отношение.

Рефлексия — это механизм само­познания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по обще­нию. Это не просто знание или пони­мание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отно­шений друг с другом.

      Каузальная атрибуция — меха­низм интерпретации поступков и чувств другого человека (каузальная атрибуция — стремление к выясне­нию причин поведения субъекта).

Исследования показывают, что у каждого человека есть свои «излюб­ленные» схемы причинности, т.е. при­вычные объяснения чужого поведения:

1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

2) в случае пристрастия к обстоя­тельственной атрибуции люди склон­ны прежде всего винить обстоятель­ства, не утруждая себя поисками конк­ретного виновника;

3) при стимульной атрибуции чело­век видит причину случившегося в пред-

мете, на который было направлено дей­ствие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).

При изучении процесса каузальной атрибуции выявлены различные зако­номерности. Например, причину успе­ха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу — обстоятельствам. Харак­тер приписывания зависит также и от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в слу­чаях, если он был участником (соучас­тником) или наблюдателем. Общая за­кономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной ат­рибуции к личностной (т.е. искать при­чину случившегося в осознанных дей­ствиях личности).

       Социальными психологами подмечено, что процесс восприятия определяется личностными особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере фиксировать физические черты, и тогда сфера приписывания значительно сокращается; другие люди воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и тогда открывается широкий простор для припи­сывания.

Выявлена зависимость приписываемых характеристик от пред­шествующей оценки объектов восприятия — позитивной, негативной или нейтральной. Механизм подобной интерпретации довольно прост — это проявление здравого смысла «человека с улицы» с наивной психологией, когда плохой человек воспринимается как обладающий плохими чертами, а хороший человек — как обладающий хорошими чертами.

Имеет место и контрастное представление, когда плохому чело­веку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

Сказанное позволяет сделать вывод о важной роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

Хорошо известны следующие эффекты восприятия людьми друг друга.

Эффект Барнума — склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, что при некоторых воздействиях источника информации на аудиторию или на отдельных лиц полу­чается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что:

— подорвано доверие к источнику информации;

—  передаваемая информация не соответствует изменившимся ус­ловиям;

—  субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у восп­ринимающих эту информацию.

Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие ения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

       Эффект края — в социальной психологии имеется в виду, что из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.

Эффект ореола— распространение общего оценочного впечатле­ния о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Информация о работе Социальное общение в воинском коллективе