ОГЛАВЛЕНИЕ: 
 
ВВЕДЕНИЕ 2
Научные 
подходы к пониманию 
проблем общения в социальной 
психологии 3
Теоретические 
подходы к исследованию 
общения в социальной 
психологии 7
Общение: 
структура, функции, 
основные понятия 12
ВЫВОД: 18
СПИСОК 
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 19 
 
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования 
объясняется тем, что в современных социальных 
условиях, когда на смену привычным формам 
жизни приходят новые рыночные отношения, 
интерес к проблемам общения еще больше 
обострился. Вне общения просто немыслимо 
человеческое общество. Общение выступает 
в нем как способ интеграции людей и вместе 
с тем, как способ их развития. Именно отсюда 
и вытекают проблемы общения как способы 
взаимодействия и самопознания. В ряду 
разных научных дисциплин, способных решить 
эти задачи первостепенное место отводится 
социальной психологии.
Вопросам 
общения посвящены труды многих 
выдающихся психологов-классиков, таких 
как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.А. 
Бодалев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н 
Мясищев, Б.Д Парыгин, Г.М. Андреева и 
др. Однако, однозначного подхода к 
проблемам общения в психологической 
науке не существует, что и позволило 
нам рассмотреть их более детально, 
и определило направление исследования.
Процесс 
общения достаточно сложное социальное 
явление, поэтому необходимо более 
детально рассмотреть его структуру. 
К пониманию структуры общения 
существуют разные подходы. Т.М. Андреева 
предлагает характеризовать структуру 
общения путем выделения в 
ней трех взаимосвязанных сторон: 
коммуникативной; интерактивной и 
перцептивной. Б.Ф. Ломов в общении 
выделяет три функции: информационно 
- коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, 
эффективно - коммуникативную. Естественно, 
что все это деление весьма 
условно. Иногда в более или менее 
аналогичном смысле употребляются 
и другие классификации.
 
Общение 
- взаимодействие двух (или более) людей, 
направленное на согласование и объединение 
их усилий с целью налаживания 
отношений и достижения общего результата. 
Общение есть не просто действие, но 
именно взаимодействие: оно осуществляется 
между участниками, из которых каждый 
равно является носителем активности 
и предполагает его в своих 
партнерах (Я.Л. Коломинский)
Научные 
подходы к пониманию 
проблем общения в социальной 
психологии
А.А. Бодалев 
утверждает, что в историческом плане 
можно выделить три подхода к 
изучению проблемы общения: информационный 
(ориентированный на передачу и прием 
информации); интеракциональный (ориентированный 
на взаимодействие); реляционный (ориентированный 
на взаимосвязь общения и взаимоотношения). 
Несмотря на очевидное сходство концепций, 
терминологии и исследовательской 
техники, каждый подход опирается на 
разные методологические традиции и 
предполагает хотя и взаимодополняющие, 
но, тем не менее, разные аспекты 
анализа проблемы общения.
А.Н. Леонтьев 
подчеркивает, что проблемы общения 
в науке представлены в разных 
теоретических подходах неоднозначно. 
Информационные подходы. Были развиты 
в основном в 30-е -- 40-е годы и с тех пор широко 
используются до настоящего времени. Объектом 
исследований является передача сообщений, 
главным образом фактических, реальных 
между «участниками» -- сообществами, организациями, 
индивидами, животными, техническими устройствами, 
которые способны посылать и принимать 
информацию при помощи какой-то системы 
сигналов или символов.
Интеракциональные 
подходы были развиты главным 
образом в 60 -70-е годы. В отличие 
от информационного подхода, рассматривающего 
общение как трансакции по передаче 
информации (отдельные коммуникационные 
акты), в интеракциональном подходе 
общение рассматривается как 
ситуация совместного присутствия, 
которая взаимно устанавливается 
и поддерживается людьми при помощи 
различных форм поведения и внешних 
атрибутов (внешности, предметов, обстановки 
и т.п.). И это поведенческое 
управление ситуацией совместного 
присутствия, ее поддержание происходит 
относительно независимо от намерения 
участвующих индивидов. Хотя они 
обладают действительным контролем 
за входом или выходом из ситуации 
в соответствии со своими намерениями, 
до тех пор, пока участники принимают 
присутствие и поведение друг 
друга в ситуации, они не могут 
избежать постоянной координации поведения 
по отношению друг к другу.
Интеракциональный 
подход признает положение, что само 
взаимодействие включает обмен сообщениями. 
Но главный исследовательский интерес 
больше направлен на организацию 
поведения. Теоретические основания 
этого подхода: ориентация на многоаспектность 
анализа человеческого поведения 
во множестве жизненных условий 
и обстоятельств (в различных 
социальных контекстах); поведение 
является не столько функцией внутренних 
побуждений индивида, его мотивационных 
или личностных факторов, а больше 
-- функцией самой ситуации взаимодействия 
и социальных взаимоотношений (позиция 
ситуационного подхода в социальной 
психологии).
Реляционный 
подход. Этот подход начал постепенно 
развиваться с середины 50-х годов 
(Р. Бёдвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).
Основное 
положение этого подхода состоит 
в том, что социальный контекст и 
человеческая среда не образуют условия 
и обстоятельства, в которых преобразуется 
информация и происходит межличностное 
взаимодействие, а являются самим 
общением как таковым и понимаются 
как системы взаимоотношений. Другими 
словами, термин «общение», «коммуникация» 
-- это обозначение общей системы 
взаимоотношений, которые люди развивают 
друг с другом, с общиной и средой 
обитания, в которой они живут. 
Любое изменение какой-либо части 
этой системы, вызывающее изменение 
других частей, называется «информацией».
Согласно 
этому подходу, нельзя сказать, что 
люди, животные или другие организмы 
вступают в общение (информационный 
подход) или участвуют в нем (интеракциональный 
подход), поскольку они уже являются 
неотъемлемой частью этого процесса 
независимо от того, хотят они этого 
или нет, частью как локальной, так 
и глобальной экосистемы взаимоотношений. 
Они включаются в эту систему 
с момента рождения и не покидают 
до момента смерти.
По 
утверждению Г.М. Андреевой, три направления 
теоретических исследований оказались 
инструментальными и способствовали 
появлению реляционной теории коммуникаций; 
а) кибернетика и теория общих 
систем; б) теория логических типов, которая 
идентифицирует разрывы непрерывности 
между различными уровнями абстракции 
(например: «индивид-общение», «индивид 
- взаимоотношения» и т.д.); в) биологические 
исследования экосистем и динамики взаимоотношений 
между организмами и средой обитания.
Категория 
общения является базовой для 
социально-психологической науки. Вследствие 
сложности данного явления, существует 
достаточно много подходов к его 
рассмотрению. Кроме социальной психологии, 
общение рассматривают и другие 
науки. Так, общефилософская концепция 
представляет общение как актуализацию 
реально существующих общественных 
отношений: именно общественные отношения 
обусловливают форму общения. Общение 
- это способ реализации актуальных 
отношений в социальном взаимодействии.
Социологическая 
концепция обосновывает общение 
как способ осуществления внутренней 
эволюции или поддержания статус-кво 
социальной структуры общества, социальной 
группы в той мере, в какой эта 
эволюция предполагает диалектическое 
взаимодействие личности и общества. 
Социально-педагогический подход к 
анализу сущности общения опирается 
на его понимание как механизма 
влияния (с целью социального 
воспитания) общества на личность. В 
связи с этим в социальной педагогике 
все формы общения рассматриваются 
как психотехнические системы, обеспечивающие 
взаимодействие людей. При психологическом 
подходе общение признается важнейшей 
социальной потребностью и средством 
развития высших психических функций.
Н.В. Казаринова 
подтверждает, что решение проблемы 
общения является весьма специфичным 
в рамках отечественной социальной 
психологии. Сам термин «общение» 
не имеет точного трактования 
в традиционной социальной психологии. 
Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому 
английскому термину «коммуникация», 
под которым понимается процесс 
передачи информации от отправителя к 
получателю.
Таким 
образом, можно сделать вывод, что 
вышеперечисленные теоретические 
подходы не исчерпывают актуальность 
исследования проблемы общения в 
социальной психологии. Вместе с тем 
они показывают, что общение должно 
изучаться как многомерное явление, 
а это предполагает изучение явления 
с помощью методов системного 
анализа.
1.3 Основные концепции общения 
в отечественной и зарубежной психологии
В отечественной 
психологии общение трактуется иначе, 
чем термин «коммуникация» и включает 
не только передачу и прием информации, 
но и восприятие партнера по общению, 
оказание воздействия на него и т.д. 
По сути дела, общение есть реализация 
всей системы отношений человека 
- и общественных и межличностных, 
считает М.В. Гамезо.
Кроме 
того, утверждает А.Н. Леонтьев, содержание 
его рассматривается в отечественной 
социальной психологии в контексте 
психологической теории деятельности. 
В соответствии с этим подходом предполагается, 
что любые формы общения включены 
в специфические формы совместной 
деятельности: люди не просто общаются 
при выполнении ими различных 
функций, но они всегда общаются в 
процессе некоторой деятельности и 
по поводу нее .
Б.Ф. Ломов 
подчеркивает, что в процессе совместной 
деятельности люди вступают в определенные 
виды межличностного взаимодействия. 
При этом между ними возникают конкретные 
отношения, устанавливается как нормативная, 
так и личностная (психологическая) сторона 
их контактов. Осуществляется координация, 
согласование индивидуальных усилий отдельного 
человека со всей системой коллективных 
действий в достижении поставленных задач. 
Общение при этом выступает как средство 
формирования общности индивидов, выполняющих 
совместную деятельность.
А.Н. Леонтьев 
настаивает , что в понимании взаимосвязи 
деятельности и общения существуют следующие 
основные аспекты:
1. деятельность 
и общение рассматриваются не 
как параллельно существующие 
взаимосвязанные процессы, а как 
две стороны социального бытия 
человека. Общение при этом рассматривается 
как специфический вид человеческой 
активности, продуктом которой являются 
отношения между людьми;
2. общение 
понимается как определенная 
сторона деятельности: оно включено 
в любую деятельность, есть ее 
элемент, в то время как саму 
деятельность можно рассматривать 
как условие общения;
3. общение 
интерпретируется как особый 
вид деятельности, специфическая 
форма взаимодействия с другими 
людьми, средство его организации.
Однако 
все подходы признают недопустимость 
отрыва друг от друга деятельности 
и общения, утверждает А.Н Леонтьев. 
Посредством общения деятельность организуется 
и обогащается. Построение плана совместной 
деятельности требует от каждого ее участника 
оптимального понимания ее целей, задач, 
уяснения специфики ее объекта и даже 
возможностей каждого из участников. Включение 
общения в этот процесс позволяет осуществить 
«согласование» или «рассогласование» 
деятельностей индивидуальных участников.
Все сказанное 
позволяет сделать вывод, что 
принцип связи и органического 
единства общения с деятельностью, 
разработанный в отечественной 
социальной психологии, открывает действительно 
новые перспективы в изучении 
этого явления. При этом под общением 
следует понимать форму социального 
взаимодействия людей, в котором 
осуществляется обмен мыслями и 
чувствами, мотивами и действиями посредством 
знаковых (языковых) средств в целях 
взаимопонимания и согласования 
совместной деятельности, утверждает 
Я.Л. Коломинский.
В ряде 
зарубежных психологических концепций 
существует тенденция к противопоставлению 
общения и деятельности (Ш. Тейлор, 
Л. Пипло, Д. Сирс.) Так, например, к такой 
постановке проблемы, в конечном счете, 
пришел Э. Дюркгейм, когда, полемизируя 
с Г. Тардом, он обращал особое внимание 
не на динамику общественных явлений, 
а на их статику. Общество выглядело у 
него не как динамическая система действующих 
групп и индивидов, но как совокупность 
находящихся в статике форм общения. Фактор 
общения в детерминации поведения был 
подчеркнут, но при этом была недооценена 
роль преобразовательной деятельности: 
сам общественный процесс сводился к процессу 
духовного речевого общения.