Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:17, контрольная работа

Описание

Задание по модулю № 1 Режим труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда, труд женщин и подростков.
Задание по модулю № 2 Наводнение - классификация, формы проявления, защитные мероприятия.
Задание по модулю № 3 Классификация электроустановок и помещений с электрооборудованием по степени опасности поражения током.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 47.02 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ 

ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра Безопасности жизнедеятельности

 

 

 

 

контрольная работа № 1

по  дисциплине Безопасность жизнедеятельности

 

 

студент 1 курса 

факультета  экономика 

Власов  Павел Сергеевич

Код 2962

 

 

Тула 2013 г

 

Задание по модулю № 1

Режим труда и  отдыха, основные пути снижения утомления  и монотонности труда, труд женщин и  подростков.

 «Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования периодов работы и отдыха и их продолжительность.

Рациональный режим - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени» (3).

Поддержание работоспособности на оптимальном уровне - основная цель рационального режима труда и отдыха.

Внутрисменный режим труда  и отдыха проектируется на основе следующих общих требований:

·         Рациональное чередование работы и перерывов для отдыха как одно из средств профилактики утомления и состояния монотонии должно осуществляться на всех работах.

·         Совершенствование режимов труда и отдыха проводится с учетом воздействия условий труда на организм человека, его работоспособность.

·         Принципы и методика определения количества и продолжительности перерывов на отдых, независимо от регламентированного периода работы, едины. При сокращенной длительности рабочего дня (при 6-7-часовой рабочей смене) потребность в отдыхе может возрастать, поскольку, как правило, повышается интенсивность труда.

·         Перерывы на отдых должны быть строго регламентированы, что повышает их эффективность. Перерывы по усмотрению рабочих и простои из-за недостатков в организации труда не являются полноценным отдыхом, так как вызывают нарушения рабочего динамического стереотипа и отрицательные эмоции.

При развитии монотонии необходимо сменить ритм деятельности, во время перерыва рекомендуется использовать активный отдых, например: производственную гимнастику.  

Перерыв на отдых назначается  до наступления утомления организма  или при первых признаках развития монотонии.

Чем тяжелее и напряженнее  работа, тем раньше по отношению  к началу стадии развивающегося утомления  следует вводить регламентированные перерывы. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в  первой половине смены. Физиологами  установлено, что для большинства  видов работ оптимальная продолжительность  перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв  позволяет восстановить физиологические  функции, снизить утомление и  сохранить рабочую установку. Кратковременность  перерывов позволяет не только задерживать  развитие утомления, но и сохранять  рабочую  установку.  При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся  состояние врабатывания.

«Активный отдых ускоряет  восстановление  сил,  так  как при смене деятельности энергия, затраченная работающим органом, восстанавливается быстрее» (3).

Наиболее эффективной  формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений, особенно рекомендуется при развитии состояния монотонии.

Утомление – напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой» (2).

«Утомление усиливает  психическую напряженность, является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности, и представляет собой  сложный, разнородный комплекс явлений» (2).  

Утомление должно рассматриваться, по меньшей мере, с трех сторон:

1.      со стороны субъективной – как психическое состояние;

2.      со стороны физиологических механизмов;

3.      со стороны понижения эффективности труда;

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

·          Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.

·          Расстройство внимания. Внимание – одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

·          Расстройство в сенсорной области. Таким расстройством под влиянием утомления подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплываться» в глазах строчки текста. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

·          Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

·          Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно хорошо помнить все, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно нарушаются при утомлении от умственной работы, но при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности и умственной ориентации.

·          Ослабление воли. При утомлении ослабляются решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

·          Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность во сне при изнурительной  деятельности такова, что человек засыпает часто в любом положении, например, сидя.

Отмеченные психологические  показатели утомления проявляются  в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений  в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости  принять меры.

При переутомлении указанные  выше нарушения в психической  сфере очень заметны.

Для того чтобы предотвратить  переутомление и дальнейшее отрицательное  действие состояния монотонности необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

«Монотония – напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями, как к концентрации, так и к устойчивости внимания» (3).

Состояние монотонности. В процессе деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на психическое состояние и работоспособность человека. «Состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм человека, приводя к преждевременному утомлению» (3).

«В  физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей. Монотонность может переживаться и при легком, не утомительном труде» (3). Отрицательно влияет на работоспособность и переживается как неприятное чувство. Снижает  психическую напряженность, сопровождается полусонным состоянием, снижением психической  активности.

Исторически сложилось, что монотонность труда  привлекла наибольшее внимание психологов. Этому способствовало распространение  конвейерного труда с однообразием рабочих операций, бедностью впечатлений  и образованием «психологического  вакуума» в сознании работающих на конвейере.

Значение  проблемы монотонности труда возрастает с появлением монотонной сенсорно-интеллектуальной деятельности. «Острота этой проблемы состоит не только в снижении производительности труда и увеличении травматизма, но и в изменении личности, нарушении  ее контактности с окружающими, что  приводит к конфликтам на работе и  дома»(1).

В результате этих работ выявлено, что  состояние монотонии быстрее развивается и сильнее выражено у лиц с сильной нервной системой по сравнению с лицами со слабой нервной системой.

  «Исследования в этой области  выяснили, что у лиц с монотонофильным типологическим комплексом состояние монотонии появляется на полтора часа позже, чем у лиц с монотонофобным типологическим комплексом. Различны и производственные показатели. У монотонофильных рабочая норма выполнялась на 33% чаще, а брак отсутствовал в 31% случаев, в то время как среди монотонофобных с отсутствием брака не обнаружилось ни одного человека. Важно и то, что среди первых положительное отношение к работе встречалось чаще» (1).

  «В целом, полученные на монотонных  производствах данные подтверждают  результаты многочисленных лабораторных  экспериментов о большой устойчивости  к действию однообразного фактора  лиц со слабой нервной системой»  (1).

Связь монотоноустойчивости со слабой нервной системой объясняется тем, что эти люди обладают более высокой чувствительностью, чем люди с сильной нервной системой.

Монотонная  деятельность приводит к развитию такого состояния как психическое пресыщение, которое по своим характеристикам  противоположно состоянию монотонии. Поэтому вместо апатии, скуки у рабочих появляется раздражение, отвращение к работе, даже агрессивность. Анализ таких случаев показал, что состояние психического пресыщения самостоятельно появляется у лиц со слабой нервной системой.

ТРУД ЖЕНЩИН И  ПОДРОСТКОВ

Особенности организации  труда женщин в народном хозяйстве  законодательно определены в Кодексе  законов о труде РФ. «Согласно статей этого Кодекса запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых, не связанных с физическими нагрузками, подземных работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается подъем, переноска и перемещение женщинами тяжестей, масса которых превышает установленные предельные нормы» (2).

Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме  и перемещении тяжестей вручную:

·         Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг

·         Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 7 кг

·         Величина динамической работы, совершаемой в течение каждого часа рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности – 1750 кгм; с пола – 875 кгм.

При перемещении груза  на тележках или в контейнерах  прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

«Привлечение женщин к  работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного  хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в  качестве временной меры» (2).

Труд молодежи также законодательно определен Кодексом законов о  труде РФ.

«Не допускается прием  на работу лиц моложе шестнадцати  лет. В исключительных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным  органом предприятия могут приниматься  на работу лица, достигшие 15 лет» (2).

«Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых  работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а  также на подземных работах» (2).

В гидрологическом смысле наводнение означает затопление прибрежных районов речным стоком, который превышает полную пропускную способность русла. В засушливых районах в момент большого стока наводняется само русло, обычно не заполненное водой. Стадия наводнения начинается при переполнении русла, когда вода выходит из берегов. Обычно устанавливают уровень половодья, критический с точки зрения ущерба имуществу и помех человеческой деятельности.

Наводнения могут происходить  как на постоянных, так и на временных водотоках, а также в районах, где вообще нет рек и озер, например в засушливых районах с ливневым типом осадков.

Проблема приспособления человека к наводнениям приобретает  особенно сложный характер, потому что наводнения одновременно с негативным воздействием на население и на среду  его обитания имеют и положительные  стороны. В опасных в отношении  наводнений районах нет недостатка воды и плодородных пойменных  земель. Попытки разрешить конфликт между необходимостью освоения прибрежных земель и неизбежными убытками от наводнений предпринимались на протяжении всей истории человечества. Даже в условиях более примитивно организованных доиндустриальных обществ люди приспосабливались к наводнениям.

Информация о работе Контрольная работа по "Безопасности жизнедеятельности"