Комплекс мероприятий по защите персонала объектов экономики и населения в Чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:03, реферат

Описание

Принципиально новой проблемой, которой занялись МЧС России и правительство Москвы, стало использование вертолетов в воздушном пространстве города. В частности, появившиеся в конце прошлого года в отряде легкие малогабаритные вертолеты "Бо-105", оснащенные реанимационным оборудованием, уже помогли спасти более 20 жизней горожан. Они показали достаточную эффективность и высокие потенциальные возможности. Совершено 160 полетов, из которых около 50 были результативными. Спасены люди, доставлены врачи, спасатели.

Содержание

Вступление.
Комплекс мероприятий защиты в ЧС ОЭ и населения.
Предупредительные мероприятия.
Предупреждение ЧС
Планирование защиты персонала объектов и населения от ЧС.
Обучение населения мерам защиты в ЧС.
Подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.
Защитные мероприятия.
Выявления и оценка обстановки.
Оповещение персонала объекта и населения о ЧС.
Укрытие персонала объектов экономики и населения в защитных сооружениях.
Использование средств индивидуальной защиты.
Дозиметрический и химический контроль.
Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия.
Определение и соблюдение режимов радиационной, химической и биологической защиты персоналом объектов экономики и населением.
Организация охраны общественного порядка в зоне ЧС.
Аварийно-восстановительные мероприятия.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО И ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

  На международной выставке "Средства спасения - 95" был затронут вопрос о важности создания и использования страхового фонда документации на потенциально-опасные объекты и объекты систем жизнеобеспечения населения. Основой деятельности в этой области является принятое по инициативе министерства специальное постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года. Следует упомянуть, что в настоящее время население больших городов активно осваивает городские близлежащие, ранее не находившиеся в обороте территории, с проведением земляных работ на глубину от 1,5 до 5 метров. На этих глубинах в европейской части страны сохранилось значительное количество взрывоопасных предметов времен Великой Отечественной войны. Саперами ежегодно извлекается и уничтожается от 30 до 40 тысяч различных боеприпасов.

  В 1995 году в населенных пунктах обнаружено втрое больше не взорвавшихся боеприпасов, чем в 1994.

  Основной путь решения проблемы очистки местности от взрывоопасных предметов мы видим в разработке и реализации специальной федеральной целевой программы. Правильность принятых направлений повышения эффективности защиты населения крупных городов подтверждают конкретные примеры их реализации в Москве, где МЧС России, совместно с городскими властями, принимает меры, чтобы сделать город более безопасным. Началось создание городской радиолокационной системы на основе радара кругового обзора.

  МЧС России оказывает правительству Москвы необходимую финансовую помощь на первом этапе создания единой дежурной диспетчерской службы на базе дежурной службы штаба.

  Опыт применения в городских условиях таких сил ликвидации ЧС, как подразделение войск ГО РФ,   Центрального аэромобильного спасательного отряда, отряда поисково-спасательной службы, групп экстренного реагирования показывает достаточную, в большинстве случаев, эффективность их действий.

  Только за первый год с момента создания группы оперативного реагирования штаба города Москвы, она совершила более 100 выездов для ликвидации различных ЧС в городе. Из имеющейся группы совершаются 10-15 выездов на серьезные происшествия, а дежурной смене группы в отдельные дни приходится выезжать 4-5 раз. Достаточно сказать, что в 1995 году было собрано почти 3 тонны ртути.

  Однако только для передвижения сил в зоны ЧС в некоторых случаях требуется от 1 часа до 1,5 часов, что оказывает существенное влияние на эффективность их действий.

  Для исправления положения, прежде всего, предусматривается создание в городском отряде экстренного реагирования групп, базирующихся в административных округах. Это сократит время их прибытия в зону ЧС до 15-30 минут.

  Принципиально новой проблемой, которой занялись МЧС России и правительство Москвы, стало использование вертолетов в воздушном пространстве города. В частности, появившиеся в конце прошлого года в отряде легкие малогабаритные вертолеты "Бо-105", оснащенные реанимационным оборудованием, уже помогли спасти более 20 жизней горожан. Они показали достаточную эффективность и высокие потенциальные возможности. Совершено 160 полетов, из которых около 50 были результативными. Спасены люди, доставлены врачи, спасатели.

 

 

Комплекс мероприятий защиты в ЧС ОЭ и населения.

Комплекс мероприятий защиты персонала объектов экономики и населения можно условно разделить на три группы:

  1. Предупредительные мероприятия;
  2. Защитные мероприятия;
  3. Аварийно-восстановительные мероприятия.

К предупредительным относятся мероприятия, проводимые заблаговременно:

       Предупреждение ЧС

       Планирование защиты персонала объектов и населения от ЧС

       Обучение (подготовка) населения мерам защиты от ЧС

       Подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС

К защитным мероприятиям относят:

       Выявление и оценка обстановки в ЧС, в т.ч. путем радиационной химической, инженерной и пожарной разведки;

       Оповещение персонала объектов и населения об угрозе возникновения ЧС;

       Укрытие персонала ОЭ и населения в защитных сооружениях;

       Использование средств индивидуальной защиты;

       Дозиметрический и химический контроль;

       Медико-профилактические и лечебно-эвакуационные мероприятия;

       Определение и соблюдение режимов радиационной и химической защиты персоналом объектов экономики и населением

       Организация охраны общественного порядка в зоне ЧС и др.

К аварийно-спасательным работам относятся первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

 

Предупредительные мероприятия.

Предупреждение ЧС – это совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти РФ и её субъектов, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на  предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштаба в случае возникновения.

Предотвращение чрезвычайных ситуаций комплекс мероприятий включающий: наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование и профилактику возникновения источников чрезвычайной ситуации, а также подготовку к чрезвычайным ситуациям.

Важное место в предотвращении ЧС занимает прогнозирование ЧС. Техногенные аварии (катастрофы) с допустимой вероятностью можно спрогнозировать и на основе анализа причин, по которым аварии могут произойти, принять меры по их предотвращению.

Предупреждение ЧС

Профилактика возникновения источников ЧС предполагает проведение заблаговременных мероприятий по недопущению и (или) устранению причин и предпосылок возникновения источников чрезвычайной ситуации антропогенного происхождения, а также по ограничению ущерба от них.

Профилактика техногенных ЧС заключается в недопущении аварий путем исключения различного рода ошибок и повышения надежности и устойчивости объекта, а также устранения причин аварии за счет соблюдения технологии и регламента эксплуатации, правил, мер безопасности.

Под подготовкой понимается комплекс заблаговременно проводимых мероприятий по созданию на определенной территории или на потенциально опасном участке условий для защиты населения и материальных ценностей от поражающих факторов  и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Одним из мероприятия предотвращения ЧС техногенного характера является декларирование безопасности промышленного объекта на основании принятого Правительством РФ постановления «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» (1.07.95. №675).

Согласно этому документу декларирование безопасности промышленного объекта, деятельность которого связана с повышенной опасностью производства, осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на промышленном объекте. Декларация разрабатывается как для проектируемых, так и для действующих промышленных объектов. Она должна характеризовать безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных ситуациях включает комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий РСЧС, осуществляемых на объекте народного хозяйства с целью:

       Обеспечения его работы с учетом риска возникновения источников чрезвычайной ситуации;

       Создания условий для предотвращения аварий или катастроф;

       Противостояния поражающим факторам и воздействиям источников ЧС;

       Предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения.

 

Планирование защиты персонала объектов и населения от ЧС.

 

На каждом объекте заблаговременно разрабатывается «План защиты рабочих и служащих от ЧС природного и техногенного характера» (на мирное время) и «План гражданской обороны» (на военное время). Разработкой их занимаются штабы по делам гражданской обороны и ЧС. Планы содержат текстовую часть и приложения.

Текстовая часть плана, разрабатываемого на ХОО[1], содержит три раздела:

       Первый раздел – краткая характеристика химически опасного объекта, количество и тип ОХВ[2] на объекте, условия их производства и хранения, количество рабочих и служащих в опасных цехах; прогнозируемая обстановка применительно к потенциально возможным типам аварий; состав объектовых формирований и их возможности, сроки готовности, наличие необходимых материально-технических средств; организация оповещения.

       Второй раздел – перечень мероприятий по защите рабочих, служащих и аварийно спасательных и других неотложных работ на объекте применительно к возможным вилам аварий: состав первоочередных мероприятий, на которых необходимо сосредоточить основные усилия; задачи разведки, аварийно-восстановительной команды повышенной  готовности и остальных объектовых формирований; задачи служб объекта по организации обеспечения; обязанности основных должностных лиц объекта при аварии и их действия; организация защиты рабочих и служащих;

       Третий раздел – организация управления и связи;

       Приложения – схема территории ХОО с указанием мест и условий хранения ОХВ, их количества и вида; зоны возможного; направления действий разведки; места развертывания постов наблюдения; места сбора аварийно-восстановительных команд, направления их движения к местам возможных аварий; направления эвакуации и места укрытия рабочих и служащих; места размещения пожарных гидрантов, систем постановки водных завес, хранения средств обеззараживания; места развертывания объектового пункта и пункта санитарной обработки.

 

Обучение населения мерам защиты в ЧС.

В соответствии со статьей 19 закона «О защите населения и территорий от ЧЧС природного и техногенного характера» одной из обязанностей граждан РФ является изучение основных способов защиты населения и территорий от ЧС, приемов оказания первой помощи пострадавшим, правил пользования защитными сооружениями и индивидуальными средствами защиты, постоянное совершенствование своих знаний и практических навыков в этой области.

Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС определен постановлением Правительства РФ от 24.07.95 № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и уточняется ежегодными «Организационными указаниями по подготовке населения РФ в области защиты от ЧС».

Подготовка населения должна осуществляться непрерывно по всем возрастным категориям. Все население разделено на пять категорий:

  1. Учащиеся и студенты. Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений осуществляется по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» объемом 400 часов по одному часу в неделю в 9 и 11 классах и по два часа в 10 классе. Подготовка студентов осуществляется по программе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для всех специальностей высшего профессионального образования объемом 136 учебных часов.
  2. Руководители и специалисты. Их подготовка осуществляется в зависимости от их подчинения. Руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти РФ готовят в Академии гражданской защиты МЧС России. Специалистов местного самоуправления в учебно-методических центрах по гражданской обороне и ЧС. Подготовка руководящего состава экономики осуществляется на курсах ГО городов и районов.
  3. Рабочие и служащие предприятий, входящие в состав формирований ГО.
  4. Рабочие и служащие предприятий, не входящие в состав формирований ГО. Их подготовка осуществляется по месту работы на плановых занятиях по программе объемом 12 часов, а также путем самостоятельного изучения материала.
  5. Население неработающее. Их подготовка осуществляется по месту жительства путем поведения бесед, лекций и т. п.

 

 

Подготовка сил и средств для ликвидации последствий ЧС.

 

Основными силами и средствами для ликвидации последствий ЧС на объектах экономики являются формирования ГО. Наличие этих формирований на объекте является одним из факторов устойчивости его функционирования в ЧС, а их подготовка к ликвидации последствий ЧС одним из направлений устойчивости функционирования объекта.

Подготовка  командного состава формирований осуществляется в учебно-методических центрах ГОЧС.

Подготовка личного состава формирований осуществляется непосредственно по  месту работы по программе специальной подготовки объемом 15 часов.

Полученные знания и навыки закрепляются при практическом выполнении нормативов, в ходе объектовых тренировок и комплексных учений.

Информация о работе Комплекс мероприятий по защите персонала объектов экономики и населения в Чрезвычайных ситуациях