Защита населения в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:09, контрольная работа

Описание

Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5-10 % совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который дает по оценке экспертов на некоторых производствах до 70 % , а так же человеческий фактор (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т.д.).

Работа состоит из  1 файл

реферат по БЖД.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

     INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE

     МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

     Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по дисциплине

     «Безопасность жизнедеятельности» 

     На тему

     «Защита населения в чрезвычайных ситуациях» 
 

Выполнил(а) студент(ка)

Андреева Елена Валериевна

Научный руководитель

Савчук Олег Николаевич 
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург 2010г.

 

     Введение

 

     Возросшие масштабы техногенной деятельности общества, увеличение частоты проявления стихийных бедствий, аварий и катастроф  обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, его готовностью к действиям в чрезвычайных ситуациях.

     Количество  чрезвычайных ситуаций в мире и нашей  стране согласно статистике увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5-10 % совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который дает по оценке экспертов на некоторых производствах до 70 % , а так же человеческий фактор (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т.д.).

     Значительная  часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн. пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибает 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн. человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести.

     Увеличение  количества ЧС техногенного характера  возможно настоящее время также  от действий террористов, разрушение потенциально опасных объектов в ходе международных  конфликтов и локальных воин.

     Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших – 43%, по числу пострадавших 9% и материальному ущербу свыше 10%.

     Это количество могло быть меньше, если бы все население было подготовлено качественно по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Понимая важность образования населения в этом направлении Правительство Российской Федерации постановлением от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определило, что обучение населения Российской Федерации должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства, и утвердило ее порядок.

     Поэтому так актуально знание личным составом ГПС способов действий и мер защиты в условиях проявления ЧС природного и техногенного характера. 

 

     1. Принципы и способы защиты населения и сотрудников в ЧС  

     1.1 Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям 

     Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:

     • на федеральном уровне – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;

     • на региональном уровне – региональные центры ГО, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС);

     • на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам ГО и ЧС, созданные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при органах местного самоуправления;

     • на объектовом уровне – отделы (секторы  или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС. 

     1.2 Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций 

     Проблема безопасности взрослых и детей в современных условиях особенно актуальна. Для ее решения необходимо обучать население основам безопасного поведения. Курс должен быть направлен на формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, приобретение знаний и умений распознавать и оценивать факторы ЧС, определять способы защиты, ликвидировать вредные последствия ЧС.

     Порядок подготовки населения в области  защиты от чрезвычайных ситуаций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г. №738 с изменениями в Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122 ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 г. № 335.

     В соответствии с этим постановлением подготовке в области защиты от ЧС подлежат:

     • население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

     • руководители федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и специалисты в области защиты от ЧС;

     • работники федеральных органов  исполнительной власти, органов субъектов  РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

     • население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

     Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются:

     • обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;

     • обучение (переподготовка) руководителей всех уровней к действиям по защите населения от ЧС;

     • выработка у руководителей и  специалистов федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;

     • практическое усвоение работниками в составе сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС. 

     1.3 Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях 

     В основу защиты населения в ЧС и  обеспечения его жизнедеятельности заложены следующие принципы:

     • заблаговременная подготовка и осуществление  защитных мероприятий по всей территории РФ, что предполагает накопление средств защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовности;

     • дифференцированный подход к определению  характера, объема и сроков проведения этих мероприятий в зависимости от вида источников опасных и вредных факторов, характерных для данного региона;

     • комплексность проведения защитных мероприятий для создания безопасных условий во всех сферах деятельности человека в любых условиях, что обуславливается большим разнообразием опасных и вредных факторов среды обитания и заключается в эффективном применении способов и средств защиты от последствий стихийных бедствий, производственных аварий и т. д. 

 

     2. Содержание основных мероприятий защиты в ЧС 

     Для защиты жизни и здоровья населения  в ЧС следует применять следующие основные мероприятия гражданской обороны, являющиеся составной частью мероприятий РСЧС:

     - укрытие людей в приспособленных  под нужды защиты населения  помещениях производственных, общественных  и жилых зданий, а также в  специальных защитных сооружениях;

     - эвакуацию населения из зон  ЧС;

     - использование средств индивидуальной  защиты органов дыхания и кожных  покровов;

     - проведение мероприятий медицинской  защиты;

     - проведение аварийно-спасательных  и других неотложных работ  в зонах ЧС.

     Укрытие населения в приспособленных помещениях и в специальных защитных сооружениях следует проводить по месту постоянного проживания или временного нахождения людей непосредственно во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения. 

     2.1 Эвакуация населения из зон ЧС 

     Эвакуацию следует проводить в случае угрозы возникновения или появления  реальной опасности формирования в  этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных  факторов и применения современного оружия критических условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.

     Эвакуацию следует осуществлять путем организованного вывода и (или) вывоза населения в близлежащие безопасные места, заранее подготовленные по планам экономического и социального развития соответствующих регионов, городов и населенных пунктов и оборудованные в соответствии с требованиями и нормативами временного размещения, обеспечения жизни и быта людей.

     Использование средств индивидуальной защиты органов  дыхания и кожных покровов

     Средства  индивидуальной защиты органов дыхания  и кожи (СИЗ) в системе защитных мероприятий в зонах ЧС должны предотвращать сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов, а также снижать нежелательные эффекты действия на человека светового, теплового и ионизирующего излучений. 

     2.2 Проведение мероприятий медицинской защиты 

     Мероприятия медицинской защиты населения при  ЧС следует проводить с целью  предотвращения или снижения тяжести  поражений, ущерба для жизни и  здоровья людей под воздействием опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных. Эти цели должны достигаться применением профилактических медицинских препаратов-антидотов, протекторов, стимуляторов резистентности, своевременным оказанием квалифицированной медицинской помощи пораженным и их специализированным стационарным лечением до определившегося исхода, иммунопрофилактикой среди категорий лиц повышенного риска инфицирования и проведением других противоэпидемических мероприятий.

     Мероприятия медицинской защиты в природных  и техногенных ЧС следует планировать  и осуществлять с использованием наличных сил и средств министерств  и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно-эпидемиологического надзора, защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС, экологической безопасности и других, с их наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества медицинских формирований и учреждений.

     Первую  медицинскую помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебные учреждения оказывают непосредственно в  очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание этой помощи следует осуществлять с участием заранее формируемых для такой цели из самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых надлежит включать лиц, специально обученных общим приемам оказания само- и взаимопомощи и способных организовать практическое выполнение населением этих приемов в экстремальных условиях.

Информация о работе Защита населения в чрезвычайных ситуациях