Защита населения от чрезвычайных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:08, реферат

Описание

В годы первой мировой войны авиацию впервые стали применять для
нанесения бомбовых ударов не только по боевым порядкам войск, но и по
объектам экономики, по населению. 2 марта 1918 г. впервые испытал бом-
бежку Петроград. В результате налета кайзеровской авиации 3 чел. погибли,
5 чел. получили ранения. 3 марта был создан Штаб воздушной обороны
(ПВО), который организовал: сеть наблюдательных постов, светомаскиров-
ку, противопожарную и медико-санитарную службы, изготовление средств
ПХЗ, были сформированы первые отряды ПВО.

Работа состоит из  1 файл

реферат по южд.docx

— 43.83 Кб (Скачать документ)

 

  Один из мудрецов  сказал: ”Чтобы правильно понять  настоящее, осозна-

вать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое!”. Выясним,

когда и где зародилась система защиты населения и территорий России?

    В годы  первой мировой войны авиацию  впервые стали применять для

нанесения бомбовых ударов не только по боевым порядкам войск, но и по

объектам экономики, по населению. 2 марта 1918 г. впервые испытал  бом-

бежку Петроград. В результате налета кайзеровской авиации 3 чел. погибли,

5 чел. получили  ранения. 3 марта был создан Штаб  воздушной обороны

(ПВО), который организовал: сеть наблюдательных постов, светомаскиров-

ку, противопожарную и медико-санитарную службы, изготовление средств

ПХЗ, были сформированы первые отряды ПВО.

    Это было  абсолютно новым делом не только  для России, но и для других

стран мира. Система  ПВО (МПВО с 1928 г.) просуществовала более 43 лет.

    13 июля 1961 г. Принято решение о создании  Новой системы защиты

страны. Она получила название Гражданская оборона. (Постановление ЦК

КПСС и Совета Министров СССР № 639-275) Эта система  просуществовала

31 год.

    Это было  вызвано 3 причинами:

    1. Появление  ракетно-ядерного оружия страшной  разрушительной силы

(специалисты Пентагона  подсчитали, что одна 20 мегатонная  бомба может

привести к гибели не менее 6 млн. чел.).

    2. Сложной  международной обстановкой. Усилением  противостояния

НАТО и ОВД.

    3. Ростом  количества ЧС. В такой ситуации осуществлять оборонные

мероприятия без  хорошо организованной ГО было невозможно. (Возглавля-

ли – 10 лет маршал Советского Союза В.И. Чуйков, с 1972 г. – генерал-

полковник А.Т. Алтухин, Герой Советского Союза, зам МО СССР, с 1986 г.

– В.Л. Говоров.).

    27 декабря  1990 г. было принято постановление  Совета Министров

РСФСР об образовании  Российского корпуса спасателей на правах Государ-

ственного комитета РСФСР. Весной и осенью 1991 г. состоялись первые

съезды Российского  корпуса спасателей, который вскоре был преобразован

в Ассоциацию спасательных формирований России. В апреле 1991 года

председателем Российского  корпуса спасателей назначен С. К. Шойгу.

    30 июля 1991 г. Российский корпус спасателей  постановлением Прези-

диума Верховного Совета РСФСР преобразован в Государственный комитет

РСФСР по ЧС.

19 ноября 1991 г. Указом  Президента № 221 образован Государственный

комитет по делам  гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий

стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председате-

лем которого был назначен С.К. Шойгу.

   Этим же Указом учреждены Штаб войск гражданской обороны РСФСР

и 9 региональных центров  по делам ГОЧС, а именно: Центральный (г. Мо-

сква), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказкий (г. Ростов-

на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Западно-

Сибирский (г. Новосибирск), Восточно-Сибирский (г. Красноярск), Забай-

кальский (г. Чита) и Дальневосточный (г. Хабаровск).

   18 апреля 1992 г. создана Российская система  по ЧС. (РСЧС) по реше-

нию Правительства РФ № 261. Это была новая система защиты населения и

территорий. Она  родилась как орган исполнительной власти, координи-

рующий и использующий все силы и средства в условиях ЧС мирного и во-

енного времени. 10 января 1994 г. указом Президента РФ № 66 “О структу-

ре федеральных  органов исполнительной власти”  ГКЧС России преобразо-

ван в Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации

последствий стихийных  бедствий (МЧС России). Ему также  переданы

функции госкомитета  по социальной защите граждан и реабилитации тер-

риторий, пострадавших от чернобыльских и других катастроф, и комитета

по проведению подводных  работ особого назначения. 20 января 1994 г. Ука-

зом Президента РФ № 171 Министром РФ по ЧС назначен С.К. Шойгу.

   Январь 2002 г.  в соответствии с Указом Президента  РФ от 9 ноября 2001

года № 1309 “О совершенствовании  государственного управления в области

противопожарной безопасности”  в ведение МЧС вошли свыше 275 тысяч

сотрудников ГПС  МВД, а также 13 тысяч 687 единиц основной и 3 тысячи

67 единиц специальной  пожарной техники. С 1 января  управление террито-

риальными и специальными органами, а также подразделениями, учрежде-

ниями предприятиями и организациями ГПС осуществляет Главное управ-

ление Государственной противопожарной службы МЧС РФ. А непосредст-

венное руководство  специальными подразделениями и  их органами управ-

ления – Специальное управление ГУГПС МЧС России! 5 ноября 1995 г. эта

система была преобразована  в Единую государственную систему  предупре-

ждения и ликвидации ЧС (РСЧС, Постановление Правительства РФ №

1113).

4.1. Назначение, задачи  и структура Единой государственной  системы

предупреждения  и ликвидации ЧС (РСЧС). Силы и средства РСЧС

   В федеральном  Законе “О защите населения  и территорий от ЧС при-

родного и техногенного характера” определены задачи и назначение Единой

государственной системы  предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). РСЧС

предназначена для защиты населения и национального достояния от воз-

действия катастроф, аварий, экологических и стихийных  бедствий или

уменьшения их разрушительного  воздействия.

    Основная  цель РСЧС - объединение усилий  центральных и региональ-

ных органов представительной и исполнительной власти, а также организа-

ций и учреждений для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.

    Основными  задачами РСЧС являются:

    1. Разработка  и реализация правовых и экономических  норм по обеспе-

чению защиты населения и территорий от ЧС.

    2. Осуществление  мероприятий по предупреждению  ЧС, обеспечение

готовности органов  управления, сил и средств к действиям по предупреж-

дению и ликвидации ЧС.

    3. Сбор, обработка  и выдача информации в области  защиты населения и

территорий от ЧС.

    4. Подготовка  населения к действиям в условиях  ЧС.

    5. Создание  резервов финансовых и материальных  ресурсов для ликви-

дации ЧС.

    6. Ликвидация  ЧС.

    Ликвидация  ЧС включает следующие основные  мероприятия:

    - разведку  с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опас-

ности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение

и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;

    - анализ  данных разведки, наблюдение, контроль  и оценка обстановки в

зоне ЧС;

    - проведение  аварийно-спасательных и других  неотложных работ;

    - обеспечение  процесса ликвидации ЧС;

    - жизнеобеспечение  населения и сил для ликвидации  ЧС.

    7. Осуществление  мероприятий по социальной защите  населения, по-

страдавшего от ЧС.

    8. Международное  сотрудничество в области защиты  населения и терри-

торий от ЧС.

    Какова  же структура РСЧС?

    РСЧС  состоит из территориальных и  функциональных подсистем и име-

ет 5 уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), тер-

риториальный (территория субъекта), местный (район, город) и объектовый

(организация, предприятие,  ВУЗ, школа).

    Территориальные  подсистемы РСЧС создаются в  субъектах РФ (их 88)

для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят

из звеньев соответствующих  административно-территориальному делению

этих территорий.

    Задачи, организация, состав сил и средств,  порядок функционирования

территориальных подсистем  РСЧС определяются положениями об этих

подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государствен-

ной власти субъектов  РФ.

    Функциональные  подсистемы РСЧС создаются федеральными  органами

исполнительной  власти в Министерствах, ведомствах для организации ра-

боты по защите населения  и территорий от ЧС в сфере их деятельности и

порученных им отраслях экономики.

    Например, руководство созданием и деятельностью  сил и средств пре-

дупреждения аварий на объектах атомной энергетики возложено на Мини-

стерство по атомной энергии, на объектах топливно-энергетического ком-

плекса - на Министерство топлива и энергетики. На Министерство внутрен-

них дел возложена  ответственность за аварийно-спасательные работы и ох-

рану общественного  порядка. На Министерство здравоохранения - за резерв

медицинских ресурсов, на Министерство обороны - за авиационно-

космическую службу поиска и спасения и т.д.

    Каждый  уровень РСЧС имеет: координирующие  органы; постоянно дей-

ствующие органы управления, специально уполномоченные на решение за-

дач в области  защиты населения и территорий от ЧС, органы управления, по

делам ГО и ЧС; органы повседневного управления, силы и  средства, резер-

вы финансовых и  материальных ресурсов, системы связи, оповещения, ин-

формационного обеспечения.

    Координирующими  органами РСЧС являются:

    - на федеральном  уровне - межведомственная комиссия  по предупреж-

дению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в Федеральных

органах власти;

    - на региональном  уровне - охватывающем территории  нескольких субъ-

ектов РФ - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последст-

вий стихийных бедствий МЧС (далее именуются региональные центры

(РЦ)). Так, Северо-Западный РЦ включает 10 субъектов РФ: Ленинград-

скую, Калининградскую, Новгородскую, Архангельскую, Псковскую, Мур-

манскую области, Ненецкий национальный округ и др;

    - на территориальном  уровне, охватывающем территорию  субъекта РФ-

комиссии по ЧС органов  исполнительной власти субъектов РФ (КЧС г.

Санкт-Петербурга, КЧС Ленинградской области и  т.д.);

    - на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района

в городе) комиссии по ЧC (органы местного самоуправления);

    - на объектовом  уровне, охватывающем территорию  организации или

объекта, - объектовые комиссии по ЧС (ОКЧС создаются в  случае необхо-

димости при наличии соответствующей материально-технической базы);

    Положение  о Межведомственной комиссии  по предупреждению и лик-

видации ЧС и её состав утверждаются правительством РФ.

    Положение  о комиссиях по ЧС федеральных  органов исполнительной

власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, а также объекто-

вых КЧС, и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей

соответствующих федеральных  органов власти, органов государственной

власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления и организаций.

   Органами  управления по делам ГО и  ЧС являются:

   - на федеральном  уровне - Министерство РФ по делам  ГО, ЧС и ликви-

дации последствий стихийных бедствий (МЧС);

   - на региональном  уровне - региональные центры;

   - на территориальном  и местном уровнях – органы  управления по делам

ГО и ЧС, создаваемые  при органах исполнительной власти субъектов РФ и

Информация о работе Защита населения от чрезвычайных ситуаций