Введение и заключение по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:34, реферат

Описание

Проблемы коррупции в органах государственной власти, ее истоки и формы, направления и методы борьбы с нею в современной России занимают достаточно большое место в работах современных ученых. Многогранность коррупционных проявлений определяет множественность направлений исследования с различных позиций -социально-управленческих, социально-философских, социально-экономических, социально-правовых и т.п.

Работа состоит из  1 файл

Введение и заключение по социологии.docx

— 42.29 Кб (Скачать документ)

8. России надо  быть сильной и конкурентоспособной.  Послание Президента Российской  Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации. М., 2002.  

9. Послание Президента  Российской Федерации Федеральному  Собранию Российской Федерации  26 мая 2004 г. — М., 2004.1.. Научная  литература и публицистика  

10. АгапоновА.К. Власть и ответственность (региональный аспект). Ростов-на-Дону, 2002.  

11. Алексеев H.H. Русский  народ и государство. М., 2002.  

12. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения // Социология коррупции. М., 2003.  

13. Атаманчук Г.В. Сущность государственной власти. М., 2002.  

14. Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Политология. Вчера и сегодня. -М., 1991.  

15. Базовые ценности  россиян: Социальные установки.  Жизненные стратегии. Символы.  Мифы. М., 2003.  

16. Бакушев В.В., Щербатенко В.В. Политика и наркобизнес. М.,1993.  

17. Баскаев А. Атака восьмая. И не последняя // ВЕК. 2002. -№30.  

18. Батушенко А. Годовой баланс мировой коррупции // Эксперт. -1997. 15 декабря. -№ 48.  

19. Белая книга.  Экономические реформы в России. 1991-2001,-М., 2002.  

20. Богданов И.Я., Калинин  А.П. Коррупция в России: социально-экономические  и правовые аспекты. -М., 2001.  

21. Бойков В.Э. «Серая»  экономика: социологический анализ // Социология власти. М., 2001.  

22. Болдырев Ю. О бочках меда и ложках дегтя. М., 2003.  

23. Болдырев Ю. Что делать с коррупцией? // Независимая газета. -1999.- 15 октября.  

24. Буланже М. Коррупция дочь протекции // Служба кадров. -1999. -№ 10.  

25. Ванюшин В.А. Основные факторы коррупции//Социология коррупции. М., 2003.  

26. Вебер М. Избр. произв. М., 1990.  

27. Государственная  служба за рубежом. Борьба с  коррупцией: проблемы, решения. Реф. бюлл. № 2 М.: РАГС, 2002.  

28. Государственная  служба Российской Федерации:  основы управления персоналом. —  М., 2003.  

29. Государственное  (конституционное) право Российской  Федерации. М., 1997.  

30. Граждан В.Д.  Коррупция: одолеют ли ее россияне?//Власть.-М., 2004. -№ 12.  

31. Гуров А.К. Организованная  преступность в СССР // Погружение  в трясину. — М., 1991.  

32. Десять лет социологических  наблюдений. М., 2003.  

33. Джонсон М. Что может быть предпринято по отношению к укоренившейся коррупции: Пер. докл. на Ежегодной конференции Мирового банка по проблемам развития экономики. Вашингтон, 1997.  

34. Джонсон М. Поиск  определений: качество политической  жизни и проблема коррупции  // Междунар. журнал социальных наук. М., 1997. -№ 16.  

35. Емельянов A.C. Понятие  организованной преступности и  проблемы борьбы с ней. М., 1993.  

36. Исправников В.О., Куликов В.В. Теневая экономика  в России. -М., 1997.  

37. Кабанов П.А.  Коррупция и взяточничество в  России: исторический, криминологический  и уголовно-правовой аспекты.  -Нижнекамск, 1995.  

38. Караганов С. Коррупция как угроза национальной безопасности // Аргументы и факты. 1999. - № 38.  

39. Кирпичников А.И.  Взятка и коррупция в России. СПб., 1997.  

40. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование. М., 2000.  

41. Комаров С.А.  Общая теория государства и  права. М., 1996.  

42. Коррупция в  России: состояние проблемы: Материалы  научно-практич. конференции МВД России (26-27 марта 1996 г.). — М.: Моск. инт-тМВД, 1996.-Вып. 1.  

43. Коррупция в  современном обществе. Аналитич. записка по рез. соц. иссл. / Под рук. B.J1. Романова. М.: РАГС, 1998.  

44. Коррупция и  бюрократизм: истоки и пути  преодоления: Тематический сборник. / Отв. ред. Г.И. Иванов. М., 1998.  

45. Коррупция: общественное  мнение о проблемах и путях  ее решения. Комитет по телекоммуникациям  и средствам массовой информации  Правительства Москвы. Результ. соц. иссл. // Пульс.1998.-№22(197).  

46. КоэнД.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория / Пер. с англ. М., 2003.  

47. Кузьминов Я.И.  Слабость государства порождает  коррупцию // НГ-Политэкономия. 1999. - 23 ноября. - № 17.  

48. Курносов Ю.В. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М., 2004.  

49. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Россия под властью плутократии. М., 2003.  

50. Лихачев Д. Ни  правого, ни виновного не убивайте // Российская газета. 1999. - 31 марта.  

51. Лукашев A.B., Понеделков A.B. Анатомия демократии. СПб.,2001.  

52. Луман Никлас. Власть / Пер. с нем. М., 2001.  

53. Лунев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Соц. иссл. 1994. - №№ 8-9.  

54. Лунев В.В. Преступность XX века. Мировой криминогенный анализ.-М., 1997.  

55. Магомедов К.О.  Социологический анализ этических  проблем государственной службы // Государственная служба. 2004. №  6.  

56. Магомедов К.О.  Формирование гражданского общества  в современной России (социологический  аспект). Автореф. дисс. . д.соц.н. М.: РАГС, 2000.  

57. Малько A.B. Основа  антикоррупционной политики в современной России // Право и политика. 2003. - № 4.  

58. Мальцев Г.В.  Бюрократия как проблема права  // Социология власти. 2004. - № 1.  

59. Материалы научно-практич. конф. «Социология коррупции». -М.: ИНИОН РАН, 2003.  

60. Мертон Р. Социальная  структура и аномия // Социология  преступности. М., 1966.  

61. Нелкен Д., Леви М. Общий взгляд на коррупцию // Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. Тематический сборник. М., 1998.  

62. Нравственные основы  государственной службы России: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.М. Соколова. М., 2003.  

63. Оболонский A.B. Бюрократия для XXI века. Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. М., 2002.  

64. Овчинников В.  Высшая мера для чиновника.  Как бороться с коррупцией  в Китае? // Российская газета. 1999. - 10 марта.  

65. Ожегов С.Н. Словарь  русского языка. М., 1964.  

66. Отчет о мировом  развитии: Ежегодник / Подгот. Д. Тушунов (общ. ред. и пер.); Пер. с англ. Н. Сухова.-М.: Агентство экон. инф. «Прайм-Тасс», 1997.  

67. Охотский Е.В.  Административно-политическая элита  в кадровой структуре государственного  управления // Государственная кадровая  политика и механизм ее реализации: Кадроведение: Курс лекций. М.: РАГС, 1998.  

68. Охотский Е.В., СмольковВ.Г. Бюрократия и бюрократизм.-Сыктывкар, 1996.  

69. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.  

70. Порта Д. Действующие дица в коррупции: Политические бизнесмены в Италии // Междунар. журнал социальных наук. Париж; М., 1997.-№ 16.  

71. Портнов В. Правовая  реформа. Тернистый путь к истине // Российская газета. 1999. - 23 марта.  

72. Преступность в  России в девяностых годах  и некоторые аспекты, законности  борьбы с ней. -М., 1995.  

73. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. — М.: Центр политических технологий, 1998.  

74. Римский В.Л.  Коррупция как системная проблема  российского общества и государства  // Социология власти. М., 2003.  

75. Романов В.Л.  Коррупция: жесткие условия преодоления  // Служба кадров. 1999. - № 1.  

76. Романов В.Л.  Коррупция как системная социальная  патология // Научные доклады.  М.: РАГС, 1999.  

77. Романов В.Л.  Фактор нравственности в патогенезе  коррупции // Сборник научных статей. М.: РАГС, 1999.  

78. Россия в цифрах. 2003: Крат. стат. сборник//Госкомстат  России.-М., 2003.  

79. Россия и коррупция:  кто кого? Совет по внешней  и оборонной политике. Программа  «Россия и мир». — М.: Изд-во  Независимая газета, 1999.  

80. Россия и мировой  опыт противодействия коррупции.  Материалы конференции. М., 2000.  

81. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы. М., 2003.  

82. Рукавишников В.О.  и др. Политические культуры и  социальные изменения. Международные  сравнения. -М., 1998.  

83. Сатаров Г.А.  Основные задачи и проблемы  социологии коррупции // Социология  коррупции. М., 2003.  

84. Степашин С.В.  Социальное бедствие. Приоритет  политики — создание антикриминального заслона//Независимая газета. 1999. -15 октября.  

85. Темнов И.Е. Коррупция. Происхождение современного понятия // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью. М., 1994.  

86. Тимофеев J1.M. Институциональная  коррупция. М., 2000.  

87. Хайденххаймер А.Дж. Топография коррупции: Исследования в сравнительной перспективе // Междунар. журнал социальных наук. -Париж; М., 1997.-№ 16.  

88. Цаплин A.B., Бакушев В.В. Коррупция: тенденции в мире и России. М., 2000.  

89. Чугаев С. Пока  российский чиновник будет получать  мизерную зарплату, коррупцию в  нашей стране не победить // Мир  за неделю.1999.-№2.  

90. Шаров A.B. Об  основных элементах административной  реформы // Реформа государственного  управления: взгляд изнутри. М., 2004.  

91. Щедрин Н.В. Антикоррупционные меры безопасности.-М.: Российская криминологическая ассоциация, 2000.  

92. Экономические  и социальные проблемы России. Социально-экономические аспекты  коррупции: Проблемно-тематический  сборник / Под ред. И.Ю. Жилина. М., 1998.  

93. Юридическая энциклопедия. М., 2001.  

94. Яковенко И.Г. Государство: дополнительность социокультурного анализа // Россия: трансформирующееся общество. -М., 2001. 
 

Журнал ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2009. № 4 (67) СТАНИСЛАВ

АЛЕКСАНДРОВИЧ УТКИН, коррупция как социальное явление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Для более глубокого  понимания концептуальных различий этих двух подходов имеет смысл остановиться на их характеристике более детально.

Формально-юридическая  модель  исследования коррупции:

Данная исследовательская  модель базируется на признании того, что коррупция – это система  противоправных действий властных субъектов, связанная с нарушением, прежде всего, специальных правовых норм, определяющих деятельность государственных органов  и должностных лиц.

В рамках данной парадигмы  коррупционным может быть признано только то деяние, которое находится в сфере правового регулирования и может быть квалифицировано в соответствии со статьями Уголовного кодекса или Кодекса об административных правонарушениях как должностное преступление или правонарушение.

С точки зрения сторонников  данной теоретико-методологической модели, коррупция является следствием развития «патрон - клиентских» отношений, когда  в системе реализации властных полномочий появляется дополнительное звено в  лице «клиента», который и подкупает  агента, переходя под его «патронаж» за определенное вознаграждение. Именно отношения «клиент - агент» и считаются  собственно коррупционными. То есть в  данном случае коррупция четко привязана  к корыстному интересу одного (клиента), пробуждающего корыстный интерес  другого (агента), что вполне подпадает  под определение злоупотребления  служебным положением. Причем само понимание корысти должно быть четко  определимо с точки зрения соответствующих  правовых норм, иначе коррупционный  характер деяния может быть оспорен  или поставлен под сомнение.

Здесь же хотелось бы поставить акцент на том, что четкое определение дефиниций – основная проблема противодействия коррупции  как исключительно правовому  феномену. В силу того, что коррупционные  деяния прочно «привязаны» к деятельности должностных лиц, априори нуждается  в детальной проработке сама категория  «должностное лицо». Здесь возможны возражения: дефиниции этого понятия  можно встретить и в «Законе  о государственной службе», и  в административном и уголовном  законодательстве. Совершенно верно, как  верно и то, что основным методологическим критерием категории является реализация должностным лицом исполнительно-распорядительных полномочий. Но как раз это и  является камнем преткновения в целом  ряде случаев, когда явный коррупционер оказывается фактически «чист» перед  законом просто потому, что с точки  зрения формально-юридической исполнительно-распорядительных полномочий в его арсенале не находится. Такие прецеденты встречаются на уровне муниципалитетов, в деятельности образовательных и медицинских  учреждений и т.п., т.е. распыленность  категории приносит на практике явный  вред и девальвирует саму идею антикоррупционной борьбы.

Информация о работе Введение и заключение по социологии