Введение и заключение по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 18:34, реферат

Описание

Проблемы коррупции в органах государственной власти, ее истоки и формы, направления и методы борьбы с нею в современной России занимают достаточно большое место в работах современных ученых. Многогранность коррупционных проявлений определяет множественность направлений исследования с различных позиций -социально-управленческих, социально-философских, социально-экономических, социально-правовых и т.п.

Работа состоит из  1 файл

Введение и заключение по социологии.docx

— 42.29 Кб (Скачать документ)

5. Основные направления  и задачи борьбы с коррупцией  в государственных органах власти  Российской Федерации должны  быть сформированы в комплекс  мер правового, экономического, организационного, воспитательного характера в  отношении профилактики коррупционных  действий государственных служащих, включая развитие общей культуры  отношений власти в российском  обществе. Должна быть принята  реальная государственная программа  борьбы с коррупцией, в которой  необходимо не только декларировать  необходимость принятия различных  мер к коррумпированным чиновникам, но и показать правовые, экономические,  организационные и социальные  механизмы минимизации коррупции  в органах государственной власти, а также профилактики коррупционных  действий государственных служащих.  

6. Сегодня преодоление  негативных последствий коррупции  невозможно без тесного взаимодействия  законодательной, исполнительной  и судебной ветвей власти, активизации  деятельности правоохранительной  системы. Для этого прежде всего необходимо, наконец, принять атикоррупционное законодательство и вывести проблему коррупции на уровень отдельного законодательного регулирования, что не только позволит расширить правоприменительную практику в отношении коррупционеров, но и будет способствовать активизации работы правоохранительных органов и повышению ответственности чиновников за коррупционные действия.  

В заключение следует  отметить, что, исследуя коррупцию в  нашей стране, обязательно нужно  принимать во внимание, каково современное  состояние общества и какой тип  государства возник в результате проведенных за последние 10—15 лет  преобразований. Если в процессе дальнейшего реформирования общества и государства удастся отделить собственность от власти, а закон будет защищать конкурентные секторы экономики от неправомерного и чрезмерного вмешательства государства, если вмешательство государства в экономическую деятельность своих граждан и юридических лиц, а также частную жизнь граждан будет ограничено рамками закона, тогда условия для распространения коррупции будут минимизированы.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

В современных условиях становления России как правового  и социального государства, необходимости  преодоления кризисного состояния  в различных сферах общества очень  актуальной является проблема коррупции  в органах государственной власти.  

Коррупция чревата  тяжёлыми последствиями для всех слоёв российского общества, она  деморализует граждан и разрушает  их доверие к государству, превращая  его из средства сбалансированного  обеспечения потребностей всех социальных слоёв в орудие беззастенчивого  отстаивания интересов лишь отдельных  узких групп за счёт остальной  части общества.  

Нет ничего удивительного  в том, что в обществе, освободившемся от безраздельного властвования государства  во всех сферах экономики и культуры, но не освободившемся духовно, методы права неэффективны и недостаточны, и коррупция выступает в роли механизма управления. Более того, и это самое страшное: она устраивает многих граждан. Пока коррупция воспринимается значительной частью населения страны как вредный, но неизбежный элемент  общественной жизни, борьба с ней  бесперспективна.  

Проведённое диссертационное  исследование ещё раз доказывает важность и насущную потребность  в изучении, глубоком, всестороннем анализе и поиске эффективных  мер борьбы с коррупцией, которая  являет собой высшую форму организованной преступности, направленную на обогащение преступных кланов, включающих в себя в равной степени представителей криминального мира, государственного аппарата, правоохранительных органов, коммерческих структур, политических деятелей и рядовых исполнителей, для достижения полного господства в политике, управлении государством и экономикой.  

Становление новой  политической и экономической системы, развитие рыночных отношений, повлекших  за собой проблемы безработицы и  занятости, трансформацию нравственных ценностей и ориентиров, усиление правового нигилизма в переходный период к демократическому обществу требует поиска новых методов  борьбы с коррупцией, основанных прежде всего на глубоком понимании сути проблемы, а также на координации усилий и государства, и правоохранительных органов, и населения.  

Настоящая работа позволяет  вскрыть взаимозависимость внутренних и внешних сторон такого сложного явления, каким является коррупция; обнаружить зависимость сторон этого  феномена от интересов и потребностей общества; определить, насколько эффективно ведётся борьба с организованной преступностью и пр.  

Основываясь на широкой  теоретической и эмпирической базе, настоящее диссертационное исследование способствует более полному раскрытию  коррупции как социального, правового  и экономического явления жизни  нашего общества. Использование результатов  ряда социологических исследований, в том числе и исследования, проведённого учёными РАГС, позволило  вскрыть взаимозависимость различных  факторов коррупции и существенно  обогатить знания о сущностных чертах изучаемого явления.  

В процессе доказательства правомерности и полезности различных  подходов к исследованию проблемы коррупции, определению её сущности и особенностей, свойственных именно России, была выявлена важность осознания того, что человеческое сообщество не может быть органической системой, строго детерминированной  в своём развитии, ибо в обществе есть неорганический элемент, и этот элемент - свобода.  

Именно поэтому  оказались бесперспективными попытки  решения государственных и общественных проблем путём жесткого администрирования. Общим для этих усилий было стремление к одномоментному решению сложнейшей социальной задачи путем издания  репрессивных законов, упрощения процедуры  привлечения к ответственности, создания комиссий, призванных в кратчайший срок решить проблему, и всё это  без учёта реальной экономической  и социальной обстановки и нравственно-психологического состояния российского общества.  

Необходимо также  отметить, что попытка изучения и  глубокого исследования коррупции  как многоаспектного социального явления была предпринята с целью акцентирования внимания именно к социальным последствиям коррупции для государства и общества. Ранее коррупция рассматривалась в основном в социальном аспекте с социально-экономических и социально-правовых позиций, что в настоящий момент уже проявилось в виде ограниченности применяемых к анализу коррупции подходов.  

В работе на доказательном  уровне показано, что в сложившейся  в Российской Федерации ситуации уместно говорить не отдельно о проблеме коррупции, а о ее взаимосвязи  с проблемой дееспособности и  эффективности всей системы власти и государственного управления, с  состоянием политической системы и  способности высшей политической власти проявить волю в вопросах искоренения  коррупции, прежде всего в государственных  органах власти. Необходимо отметить, что борьба с коррупцией, обеспечение эффективности деятельности государственных органов власти всех уровней является сутью и основным смыслом конституционной и законодательной системы любого современного демократического государства, к состоянию которого сегодня стремится Россия.  

Проделанный анализ показывает, что какими бы сложными ни были вопросы исследования различных  сторон проблемы коррупции, они должны опираться на серьёзную теоретическую  базу и развернутую эмпирическую основу. Как показывает опыт научного анализа сложнейших негативных социальных явлений и процессов, знание закономерностей, причин возникновения, социальной обусловленности, содержания, условий и факторов развития исследуемого явления позволяет  избежать многих ошибок в его оценке и выработке практических мер  по преодолению.  

Исследование показало, что, руководствуясь комбинированной  системой научных подходов, можно  интегрально рассматривать негативные социальные феномены, такие, как коррупция. Это позволяет не только выявить  его сущностные черты и особенности, но и разработать теоретические  и прикладные основы в процессе активной и целенаправленной борьбы с этим общественно опасным явлением.  

Все это позволило  осветить существующие тенденции и  закономерности развития феномена коррупции, выявить его социальную сущность и особенности, на основе применения сравнительного анализа, ряда научных  подходов и различных методов  анализа сделать соответствующие  выводы, оценить правомерность и  целесообразность применения тех или  иных форм борьбы с коррупцией, а  также дать прогноз относительно дальнейших перспектив этой борьбы.  

Проведённый анализ сущности и содержания феномена коррупции, рассмотрение вариантов выхода из создавшейся  в стране критической ситуации будут  в определённой степени полезны  для более глубокого исследования этой проблемы и помогут развитию научных подходов к изучению этого явления и выработке практических мер по ее преодолению.  

Следует подчеркнуть, что в современных российских условиях исключительное значение имеют  вопросы становления новой нравственности, особенно в среде профессиональных управленцев — государственных  и муниципальных служащих. Необходимо создавать такие нравственные ориентиры  и императивы, которые в полной мере способствовали бы недопущению  развития негативных процессов в  обществе в целом и в отдельных  социально-профессиональных категориях, которые могут быть вовлечены  в коррупционные действия. В первую очередь это относится к руководящим  кадрам высшего звена государственного управления.  

Как подтверждает проведённый  в ходе диссертационного исследования анализ различных источников статистической, оперативной правоохранительной, экономической, социологической информации, латентность  преступлений высших должностных лиц  значительно выше латентности преступного  поведения других групп управленческих работников. Сегодня сложилась ситуация, когда высокая государственная  должность становится защитой чиновника  от ответственности за коррупционное  поведение, а в статистику коррупционных  правонарушений чаще всего попадают должностные лица низового уровня.  

Необходимо также  отметить, что на данный момент не сложились  еще необходимые условия для  практического претворения в  жизнь тех позитивных наработок, которые уже выработаны отечественной  наукой и практикой относительно такого сложного явления, как коррупция. Этому есть множество причин:  

• недостаточность  имеющейся законодательной базы;  

• неготовность многих государственных органов, особенно высших, к принятию антикоррупционных мер и должному пониманию их необходимости;  

• отсутствие регулярной и оперативной информации о реальном состоянии различных сторон этой проблемы;  

• снижение реального  уровня профессионализма кадрового  состава правоохранительных органов, вызванное уходом наиболее подготовленных специалистов в коммерческие структуры, нередко связанные с криминалом;  

• неразработанность мер и механизмов экономической, профессиональной и моральной мотивации государственных служащих к отказу от коррупционных действий и пр.  

Таким образом, существующие сегодня в обществе социальные противоречия, вызывающие негативные последствия, разрыв между теорией и практикой, высокий  уровень коррумпированности органов  государственной власти не позволяют  перейти к конкретному решению  сложных общегосударственных проблем.  

Поэтому целями и  задачами настоящего диссертационного исследования стало рассмотрение некоторых  наиболее актуальных проблем теоретического и прикладного анализа коррупции  как социального явления и  его влияния на государство и  общество, а также определение  направлений преодоления коррупции  в современных российских условиях.

Список литературы:  

1. Конституция (Основной  закон) Российской Федерации.  М.,1993.  

2. Об основах государственной  службы Российской Федерации.  Федеральный закон РФ от 31 июля 1995 г.  

3. О системе государственной  службы Российской Федерации.  Федеральный закон Российской  Федерации от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Российская газета. 2003. 31 мая. №  103.  

4. О государственной  гражданской службе Российской  Федерации. Федеральный закон  от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.  

5. О Совете при  Президенте Российской Федерации  по борьбе с коррупцией. Указ  Президента Российской Федерации  от 24 ноября 2003 г. № 1384.  

6. О федеральной  программе «Реформирование государственной  службы Российской Федерации  (2003-2005 годы)». Указ Президента  Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336.  

7. Концепция реформирования  системы государственной службы  Российской Федерации от 15 августа  2001 г. № Пр-1496.  

Информация о работе Введение и заключение по социологии