Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание

Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:

- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;

- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;

- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4

1.1. Основные социальные обязательства государства. 4

1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10

1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36

3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36

3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43

3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43

3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

Список использованной литературы.. 71

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 86.27 Кб (Скачать документ)

 

С целью контроля за ходом  Всероссийской диспансеризации  в Минздраве России создана межведомственная комиссия с привлечением Министерства образования, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Минтруда и социального развития Российской Федерации.

 

 

Целенаправленные мероприятия  по охране здоровья матери и ребенка  осуществляются в соответствии со структурной  реформой здравоохранения, в условиях рационализации и реструктуризации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, основанной на внедрении стационарзамещающих  технологий, увеличении объемов помощи в условиях дневных стационаров, обеспечении этапности оказания медицинской помощи населению, расширении объемов профилактической работы и  увеличении объемов амбулаторно-поликлинической  помощи.

 

В основу  реализации  стратегических  задач  заложены принципы    программно - целевого планирования,  сосредоточения материально-   технических   ресурсов   и   финансовых   средств   на   важнейших    направлениях, сохраняющих жизнь  и здоровье женщин и детей.

 

Разработана и   утверждена   государственная  программа  "Дети

 

России" ,   которой   придан   статус    президентской.  В нее входят ряд подпрограмм - "Индустрия детского    питания", "Планирование  семьи",  "Дети  -  инвалиды",   "Дети  -    сироты", "Дети Чернобыля" и "Дети Севера".

 

На основе  Закона  РФ  "О   санитарно   -   эпидемиологическом    благополучии" создана и действует  федеральная программ "Вакцинопрофилактика. В соответствии с Указом Президента РФ    разработана и  утверждена  Правительством РФ  целевая   государственная  программа    "Безопасное материнство".

 

Ведется работа над целевыми федеральными программами по защит  и  развитию  санаторно-курортных  и оздоровительных учреждений,    поддержанию    грудного    вскармливания    младенцев,    развитию    онкогематологической,    кардиохирургической    помощи    детскому    населению и  др.  Разрабатывается  информационно  -  аналитическая    система  формирования программ по снижению младенческой смертности.

 

В целях сохранения  здоровья  беременных  и  кормящих  женщин,    детей,  их медицинской и психологической  реабилитации по программе    "Дети Чернобыля" осуществлялось  медико-техническое  оснащение    лечебно - профилактических учреждений для обеспечения лабораторной    и диагностической  служб  в  системе  акушерско-педиатрической    помощи  с  учетом  фактора  радиационного  загрязнения территорий.

 

Родовспомогательные и   детские   лечебно    -    профилактические    учреждения    оснащены   современным   медицинским   оборудованием    (дыхательная  аппаратура  для   новорожденных,   кувезы,   детские    стоматологические  установки и т.д.). Часть средств  была направлена    на проведение витаминизации беременных и детей, усиление питания в    оздоровительных   учреждениях,   а  также  повышение  квалификации    медицинских  работников.  При этом до 50% средств  было направлено в    наиболее   пострадавшие  от  Чернобыльской  катастрофы  территории    (Брянская, Тульская, Калужская, Орловская области).

 

Создан республиканский  детский научно  -  практический  центр    противорадиационной    защиты,   в   котором   ежегодно   проходят    обследование  и  лечение  3-4  тысячи   детей.   Он   осуществляет    координацию  научно  -  исследовательских  работ  по чернобыльской    проблеме в педиатрии.

 

Медицинские аспекты  программы  "Дети  -  инвалиды"  включают    профилактические    мероприятия    по    предупреждению    детской    инвалидности,  развитию  реабилитационной  помощи детям  с тяжелыми    нарушениями  в состоянии здоровья, в т.ч. инвалидам.

 

За счет средств программы  обеспечен  неонатальный    скрининг на  фенилкетонурию  и  врожденный  гипотиреоз,  закуплены    реактивы, расходные материалы и  оборудование для шести федеральных    и десяти  межрегиональных  медико-генетических   центров   и    консультаций.  Осуществляется внедрение аудиологического скрининга    новорожденных  на основе отечественной методики,  для чего оплачено    производство   6600   звукореактотестов.  Произведена  закупка  40    кувезов для  транспортировки новорожденных,  нуждающихся в оказании    медицинской помощи в учреждениях  более высокого уровня.

 

Разработаны и переданы в  серийное производство изделия и    приспособления для реабилитации детей  раннего  возраста   с    нарушениями опорно-двигательного  аппарата. Прошли клиническую  апробацию  продукты лечебного питания, применяемые  при  ферментативной недостаточности  и  гастроэнтерологических    заболеваниях.

 

Федеральная программа  "Планирование  семьи",  государственным    заказчиком которой является Минздравмедпром  России, направлена  на    комплексное  решение проблемы ответственного родительства,  сохранения репродуктивного здоровья населения.

 

В  Российской  Федерации  функционирует 84    центра планирования семьи и репродукции,  создан федеральный  центр    планирования семьи   и   репродукции   на   базе   НИИ акушерства,    гинекологии  и перинатологии.  За счет средств  программы  для  них    закуплено 85   ультразвуковых   аппаратов,   65   тыс. экземпляров    информационных  материалов,    включающих    учебно-методические    пособия,  400 тыс. экземпляров брошюр, комплектов плакатов, буклетов, 150 штук  видеокассет  с  фильмами.  Выделены  средства на приобретение    оргтехники, видео- и аудиоаппаратуры, компьютеров.

 

На обеспечение   контрацептивами   наиболее   уязвимых   групп    населения (подростков, женщин групп   риска,  малообеспеченных    граждан) выделено 34,4%  всех средств.  Предусмотрены средства  на    закупку операционных  лапароскопов  для  внедрения диагностических    программ, реконструктивно-пластических  и  органосохраняющих    операций, хирургической стерилизации как  метода контрацепции.

 

На основе  реализации  задач  программы  "Вакцинопрофилактика"    значительно  сокращен  перечень  медицинских  противопоказаний   к    проведению   прививок   против   дифтерии,  коклюша  и  столбняка,    пересмотрена схема проведения  прививок  против  дифтерии.  Издано    большое  число памяток для родителей,  плакатов, липких аппликаций;    на  школьных  тетрадях,  почтовых  конвертах,  спичечных  коробках    нанесены  тематические  тексты.  Активизировалась  и  стала  более    разнообразной  работа  со  средствами  массовой   информации.   На    средства      федеральной  программы  издано  руководство    "Вакцинопрофилактика".   В   2000-2003   годах    направлено    на    централизованную  оплату  вакцин  для  проведения вакцинации детей    27,6 млрд. рублей.

 

В соответствии с "Основами   законодательства  Российской    Федерации об охране здоровья  граждан"  разработаны  документы  по    реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей.    Установлен порядок предоставления женщинам отпуска в связи с  беременностью и родами и    при  усыновлении новорожденного ребенка.  Разработаны и утверждены    приказами  Минздравмедпрома   РФ   инструкции   об   искусственном    прерывании беременности  по медицинским  показаниям,  о медицинской    стерилизации, искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона.

 

В целях  реализации  прав  беременных  женщин  на  безопасные    условия работы  совместно  с  Госсанэпиднадзором   РФ   утверждены    гигиенические рекомендации к рациональному  трудоустройству    беременных.

 

Важнейшим условием    получения    заметных   результатов   от    реализации федеральных    программ    является    дополнение    их    аналогичными территориальными   программами   с   учетом   местных    условий. Во  многих  территориях  такие  программы  разработаны  и    действуют.

 

По оперативным данным в 2003 году для реализации  региональных    программ на  охрану детства и  материнства привлечено дополнительно    998,9 млрд.  рублей. 

 

Из-за ограниченного  финансирования не получают развития такие    виды специализированной помощи, как  кардиохирургия новорожденных и   грудных детей, детская  трансплантология,     методы    экстракорпорального  очищения  крови,  внутриутробная  диагностика    состояний плода,  современные перинатальные технологии, которые до    настоящего  времени  обеспечиваются   в   основном   дорогостоящим    импортным оборудованием. Аналоги  отечественной медицинской техники    зачастую  не  соответствуют   международным   критериям   качества    (респираторы   и   инкубаторы   для   недоношенных  новорожденных,    мониторные   системы,   транспортный   кувез   и   др.).   Требует    финансирования  на федеральном  и территориальном уровнях программа    онкогематологических центров и  отделений.

 

Нет заметных  результатов  в  снижении  материнской смертности.  Ее высокий уровень связан  не  только  с  ростом    патологии  среди  беременных  женщин  и  рожениц,  но и дефектами в    работе женских  консультаций   и   акушерских   стационаров,   что    обусловливает необходимость   создания   подкрепленных финансами  региональных программ "Безопасное материнство".

 

Руководители органов  и  учреждений здравоохранения не уделяют    должного внимания     детской     патологоанатомической    службе.

 

Недостоверность   структуры   причин   младенческой    смертности,    формируемая   на   основании   патологоанатомических   заключений,    затрудняет суждение об истинных причинах  смерти  новорожденных  и    младенцев, а следовательно, целенаправленное  планирование    мероприятий по ее снижению.

 

Требуется дополнительное   финансирование   НИР   и  НИОКР  по    продолжению  работ,  связанных с  созданием  детских  лекарственных    форм, усовершенствованием вакцин и сывороток,  иммунобиологических    препаратов, тест -  систем,  контрацептивов.  Необходимо  изыскать    финансовые   ресурсы  для  поддержания  предприятий,  создающих  и    выпускающих  медицинскую  технику  для  акушерства,  гинекологии  и    педиатрии.

 

Ввиду особой значимости и  сложности деятельности  медицинских    служб, в которых решаются  задачи охраны  жизни и здоровья    новорожденных и грудных детей, предупреждения    детской    инвалидности, в  целях  сохранения кадрового потенциала службы,  в    т.ч. руководителей и организаторов, требуется разработка изменений    в системе  оплаты  их  труда.  Проводимые  в  стране экономические    реформы, отразившиеся на финансировании  здравоохранения,  требуют    совершенствования принципов  планирования  расходов на медицинские    технологии в детстве и  родовспоможении  на  основе  экономической    целесообразности и рентабельности.

 

Пристального внимания требует  решение кадровых вопросов: продолжается снижение числа акушерок, низкой остается обеспеченность врачами акушерами-гинекологами и акушерками на селе и др.

 

В целом, для решения проблем  материнства и детства, необходимо обеспечить приоритетное развитие и  поддержку службы на всех уровнях, сохранение государственного характера медицинской  помощи женщинам и детям, доступности  дорогостоящих видов медицинской  помощи, осуществление всего комплекса  мер по реализации государственной  политики в области охраны материнства  и детства, направленных на повышение  качества медицинской помощи, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, инвалидности с детства.

 

3.2.2. Действующие целевые  программы по охране здоровья  матери и ребенка на уровне  ЕАО

 

Проблемы охраны здоровья женщин и детей имеют большое  медикосоциальное значение, так как  уровни материнской и младенческой смертности являются одними из ведущих  показателей, характеризующих здоровье населения.

 

Эти показатели в ЕАО выше общероссийских. Это связано с  тем, что предпринимаемые меры государственной  поддержки охраны материнства и  детства, реализуемые в рамках федеральных  программ, при ограниченных финансовых возможностях не адекватны состоянию  репродуктивного здоровья населения  в области. В современных условиях наблюдается сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей.

 

Ухудшение показателя воспроизводства  населения происходит на фоне снижения качества здоровья женщин репродуктивного  возраста. Растет число гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности и родов. Прогрессивно растут анемии беременных, продолжается снижение числа  нормальных родов. Ухудшающееся здоровье беременных женщин негативно сказывается  на состоянии здоровья новорожденных  детей. Показатель заболеваемости новорожденных  детей имеет постоянную тенденцию  к росту.

 

Проблемы аборта для области, как в целом для России, особенно в условиях низкой рождаемости, имеют  национальный характер. Несмотря на снижение абортов, сохраняется их высокий  уровень  и высокий уровень  осложнений после абортов: более 70% женщин страдают воспалительными заболеваниями  женской половой сферы, высок  уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В структуре причин материнской  смертности 30% составляют причины, обусловленные  абортами.

 

Одной из основных причин высокого уровня абортов и смертности от абортов  является недостаточное использование  современных средств контрацепции.

 

Одной из острейших проблем  в современных условиях стали  проблемы детей подросткового возраста, которые наиболее подвержены социальнонегативному влиянию среды и общества. Национальным бедствием стало распространение  среди подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, инфекций, передаваемых половым путем, СПИДа, туберкулеза, хронических соматических заболеваний. Высокими остаются у подростков показатели абортов, их осложнений и заболеваний  репродуктивной системы.

 

В целом высокая заболеваемость детей, низкий уровень здоровья беременных женщин и женщин репродуктивного  возраста, высокая распространенность абортов обуславливают высокую  материнскую и младенческую смертность, затрагивают национальные интересы страны и области, являются основанием для создания областной целевой  программы.

Информация о работе Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка