Государственной политики в области охраны здоровья матери и ребенка

Дата добавления: 30 Августа 2013 в 10:22
Автор работы: s******@mail.ru
Тип работы: курсовая работа
Скачать (83.93 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

работа.docx

  —  86.27 Кб

 

Результаты профилактических осмотров показали низкий уровень физической подготовленности детей школьного  возраста, особенно старшеклассников.

 

Основная часть обследованных  детей относится ко 2 группе здоровья -64%, к 1 группе - 14,6%, к 3-4 группам - 21%.

 

Итоги первого этапа Всероссийской  диспансеризации диктовали необходимость  принятия неотложных мер по лечению  и оздоровлению детей в области.

 

Важнейшими направлениями  деятельности органов и учреждений здравоохранения в части совершенствования  медицинской помощи населению по-прежнему являются:

 

-   охрана репродуктивного  здоровья;

 

-   профилактика и  снижение абортов;

 

-   профилактика     и     снижение     материнской     и     детской заболеваемости и смертности.

 

Для решения этих задач  необходимо:

 

1. Улучшить работу по  профилактике заболеваний репродуктивной  системы, особенно среди молодежи. Для этого:

 

- объединить усилия медицинских,  педагогических, социальных работников  по вопросам планирования семьи;

 

- создать координационный  совет при администрациях муниципальных  образований для контроля и  анализа данного раздела работы;

 

- организовать информационные  стенды на ФАПах, кабинеты по  планированию семьи и здоровому  образу жизни в ЦРБ, Областной  детской больнице, учебных заведениях  г. Биробиджана;

 

- проводить консультирование  по вопросам планирования семьи  и необходимости прегравидарной  подготовки будущих матерей в  ЗАГСах, увеличить количество выступлений  в СМИ;

 

- продолжить работу по  постабортной реабилитации, предусмотреть  при формировании программ муниципальных  образований выделение средств  на приобретение бесплатных контрацептивов  для подростков и женщин из  социально незащищенных семей;

 

2. Организовать социальный  патронаж беременных, семей, имеющих  детей до 1 года.

 

3. Обеспечить адресную  материальную помощь беременным  и семьям, имеющим детей.

 

4. Усилить контроль за  оказанием неотложной помощи  женщинам и детям первого года  жизни на ФАПах.

 

5. Улучшить качество оказания  акушерско-гинекологической и педиатрической  помощи в ЦРБ:

 

5.1. Продолжить практику  использования дневных стационаров  для обследования и оздоровления  беременных и детей.

 

5.2. Строго соблюдать этапность  оказания амбулаторной и стационарной  помощи женщинам и детям, исходя  из групп риска по материнской  и младенческой смертности.

 

6. Продолжить мониторинг  беременных с разработкой мероприятий  по снижению материнской и  младенческой смертности.

 

7. Улучшить диагностику  осложнений беременности, увеличить  число программированных родов  в акушерских отделениях области.

 

8. Продолжить внедрение  новых методов лечения новорожденных  с внутриутробной патологией, дыхательными  нарушениями.

 

9. Продолжить работу по  диспансеризации и оздоровлению  детей области.

 

10. Продолжить работу по  повышению квалификации кадров.

 

11. Способствовать закреплению  кадров в акушерско-гинекологической  и педиатрической службе (решать  вопросы обеспечения жильем и  др.).

 

3.2. Программно-целевой метод,  как один из основных методов  деятельности управления по охране  здоровья матери и ребенка

 

3.2.1. Реализация федеральных  программ по охране здоровья  материнства и детства

 

В России все больше людей  нуждаются в помощи государства. Тяжелыми демографическими и социальными  последствиями грозят увеличение числа  неполных семей, расширение масштабов  социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:

 

1. Реализация установленных  законом социальных прав и  минимальных социальных гарантий  гражданам прежде всего в области  пенсионного обеспечения, социального  обслуживания, материальной поддержки  семей с детьми и др.

 

2. Адаптация системы социальной  защиты к изменяющимся социально-экономическим  условиям, включая развитие сети  учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых  населению социальных услуг, поддержку  негосударственных форм социальной  помощи, подготовку кадров социальных  работников.

 

3. Совершенствование организации  социальной защиты на основе  формирования законченных социальных  технологий, дифференцированного подхода  к различным категориям населения  и типам семей, адресной социальной  помощи, непосредственно связанной  с конкретными потребностями  получателя.

 

4. Широкое использование  активных форм социальной поддержки  населения (социальная и психологическая  реабилитация и адаптация населения,  содействие самореализации и  самообеспечению, профессиональной  ориентации и т. д.).

 

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

 

- приоритет прав и интересов  ребенка, всестороннее развитие  и уважение его человеческого  достоинства;

 

- уважение прав родителей,  объективная и компетентная оценка  ситуации в семье со стороны  социальных служб;

 

- соблюдение конфиденциальности  со стороны социальных работников  при работе с семьей при  условии отсутствия риска насилия  над детьми;

 

- обоснованное использование  власти и контроля;

 

- учет неблагоприятных  факторов в семье, подход с  позиции риска и т. д.

 

Для решения конкретных задач  социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой  метод. В частности, разработана  и принята к выполнению федеральная  программа «Дети России», в которую  входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети  Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

 

Одним из основных механизмов реализации стратегии охраны материнства  и детства являются федеральные  целевые программы, позволяющие  сосредоточить финансовые ресурсы  на решение наиболее острых проблем  материнства и детства.

 

В рамках федеральной целевой  программы "Безопасное материнство" решаются задачи по снижению материнской  смертности и охране репродуктивного  здоровья. На реализацию мероприятий  федеральной целевой программы "Безопасное материнство" в 2003 г. было выделено 129,186 млн. руб.

 

За счет средств программы  решались вопросы оснащения родовспомогательных  учреждений и перинатальных центров  территорий Российской Федерации современной  аппаратурой и оборудованием: наркозно-дыхательной  аппаратурой, гистероскопами, операционными  лапароскопами, предназначенными для  диагностики осложнений беременности, патологии плода и новорожденного, различных нарушений репродуктивной функции женщин.

 

Минздравом России в установленном  порядке организовано проведение торгов (конкурсов) на закупку указанной  аппаратуры, которая поставлена в  более чем 80 учреждений родовспоможения.

 

Учитывая большую медико-социальную значимость, Минздравом России разработана  программа развития перинатальных  центров за счет средств федерального бюджета с учетом софинансирования субъектов Российской Федерации.

 

В целях повышения информированности  специалистов и населения по вопросам здорового образа жизни, охраны репродуктивного  здоровья, обеспечения безопасного  материнства издано и направлено в субъекты Российской Федерации  в отчетном году более 20 тыс. экземпляров  информационно-методических материалов.

 

На средства программы  осуществлены научные исследования по разработке новых методов профилактики, диагностики и лечения основных видов патологии беременности и  родов, плода и новорожденного.

 

Важным результатом реализации мероприятий федеральной целевой  программы "Безопасное материнство" явилось внедрение в практическое здравоохранение новых организационных  форм, перинатальных технологий, санитарных норм и правил.

 

В настоящее время практически  сформировано новое направление  в лечении бесплодия супружеских  пар – вспомогательные репродуктивные технологии, которые необходимо развивать  для обеспечения потребности  и улучшения воспроизводства  населения в стране.

 

По-прежнему заслуживают  внимания проблемы онкологических заболеваний  репродуктивной системы у женщин, из них более половины приходятся на долю рака молочной железы. Важным резервом снижения частоты онкологических заболеваний  у женщин является профилактика, раннее выявление и лечение воспалительных, эндокринных нарушений репродуктивной системы, на фоне которых в дальнейшем развиваются злокачественные заболевания.

 

Медико-социальная значимость и важность проблемы профилактики передачи ВИЧ от матери ребенку требует  углубленного анализа сложившейся  ситуации с распространенностью  этой инфекции среди беременных женщин и принятие неотложных мер по ее предотвращению. В этих целях Минздравом России подготовлено и направлено в  субъекты Российской Федерации информационное письмо от 27.06.2002г. № 2510/6468-02-03 "Беременность и роды у ВИЧ-инфицированных женщин в Российской Федерации в 2000-2001 годах" с рекомендациями провести оценку ситуации на местах для принятия необходимых  мер.

 

На реализацию мероприятий  медицинских разделов федеральных  целевых программ в 2002г. было выделено:

 

- по программе "Дети  Чернобыля" – 3483,7 тыс. руб.,

 

- по программе "Дети-инвалиды"-79,8 млн. руб. 

 

За счет средств программы "Дети Чернобыля" продолжены мероприятия  по обеспечению функционирования Детского научно- практического центра противорадиационной  защиты Минздрава России и 4-х межрегиональных  кабинетов по экспертизе состояния  здоровья детей, родившихся от участников ликвидации аварии на Чернобыльской  АЭС, эвакуированных и отселенных из зон отчуждения и отселения.

 

За счет средств программы "Дети-инвалиды" осуществляется неонатальный скрининг на врожденные болезни обмена веществ, фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, оснащение медицинским  оборудованием федеральных и  межрегиональных медико-генетических центров и консультаций.

 

Разработана и утверждена в составе федеральной целевой  программы "Дети России" на 2003 – 2006 гг. подпрограмма "Здоровый ребенок" (постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2002г. № 732).

 

Система непрерывного наблюдения за здоровьем детей на всех этапах их развития организована полностью  в 87 субъектах Российской Федерации. В большинстве регионов на базе амбулаторно-поликлинических  учреждений созданы отделения (кабинеты) медико-социальной помощи.

 

Организовывались учреждения современного типа для работы с детьми и подростками – молодежные консультативно-диагностические  центры, центры по охране здоровья детей  и подростков, центры репродуктивного  здоровья подростков, психологические  и профориентационные центры.

 

По-прежнему требуют внимания проблемы профилактики социального  сиротства. Минздрав России, органы и  учреждения здравоохранения проводят целенаправленную систематическую  работу по созданию условий в домах  ребёнка, способствующих обеспечению  детей медицинской помощью в  полном объёме, их социальной адаптации  и устройству в семью. В структуре  деятельности домов ребёнка 50-70 % всего объёма деятельности занимает медицинская реабилитация.

 

Создание условий для  проведения восстановительного лечения, организации комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации позволяет решать вопросы  укрепления здоровья детей, их социальной адаптации, а это в свою очередь, даёт возможность решать вопрос об обретении ребенком семьи, что является главной целью всей деятельности дома ребенка. Так, в настоящее время  из числа детей, выбывающих из домов  ребёнка, более 75% поступают в семьи.

 

Основными направлениями  работы органов управления здравоохранением по совершенствованию деятельности домов ребёнка являются:

 

- развитие реабилитационной  помощи;

 

- проведение комплекса  мероприятий, содействующих обретению  ребёнком семьи на основе решения  проблем, связанных с его здоровьем; 

 

- защита прав детей  раннего возраста, попавших в  трудную жизненную ситуацию.

 

Внесены предложения по изменению  и дополнению действующего законодательства в части усиления ответственности  родителей (законных представителей) за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних.

 

Минздрав России принял участие  в работе десяти заседаний Межведомственного  оперативного штаба по координации  деятельности федеральных служб  исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью  и правонарушениями несовершеннолетних, в работе четырех заседаний Межведомственной комиссии при Правительстве Российской Федерации по делам несовершеннолетних.

 

Для получения объективной  стандартизованной информации о  результатах диспансеризации Минздравом России разработано программное  обеспечение (автоматизированная система) Всероссийской диспансеризации  детей.

Описание
Цель работы - анализ деятельности органов государственной власти, сложившейся системы охраны здоровья матери и ребенка и определение путей совершенствования государственной политики в области охраны материнства и детства на примере управления здравоохранения Еврейской автономной области. Задачи исследования:

- изучить сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка; рассмотреть состояние организации охраны материнства и детства в РФ;

- обозначить имеющуюся нормативно-правовую базу по охране матери и ребенка;

- провести анализ основных направлений деятельности органов государственной власти по охране здоровья матери и ребенка на примере управления здравоохранения правительства ЕАО;
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА 4

1.1. Основные социальные обязательства государства. 4

1.2. Необходимость социальной защиты материнства и детства. 10

1.3. Сущность, принципы политики государства по охране здоровья матери и ребенка. 18

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА.. 27

3. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАВРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ МАТЕРИ И РЕБЕНКА (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕАО) 36

3.1. Формирование системы охраны матери и ребенка в ЕАО.. 36

3.2. Программно-целевой метод, как один из основных методов деятельности управления по охране здоровья матери и ребенка. 43

3.2.1. Реализация федеральных программ по охране здоровья материнства и детства. 43

3.2.2. Действующие целевые программы по охране здоровья матери и ребенка на уровне ЕАО.. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

Список использованной литературы.. 71