Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:02, реферат

Описание

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 5
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 12
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Жестокое обращение.docx

— 76.16 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что абсолютно  все авторы рассматривают сексуальное  насилие или совращение, как отдельную  категорию жестокого обращения  с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным  насилием понимается – использование  ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения  выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению  относятся также вовлечение ребенка  в проституцию, порнобизнес, обнажение  перед ребенком половых органов  и ягодиц, а так же подглядывание  за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления  естественных нужд.

С психологической точки  зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное  оскорбление ребенка, угрозы со стороны  родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем  он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни  к ребенку. К этому виду насилия  относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а  также предъявляемые к ребенку  требования, не соответствующие возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и  нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей  или лиц, их заменяющих, в силу объективных  причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения  к детям является оставление их без  присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным  для жизни и здоровья ребенка  последствиям.

Семья занимает важное место  в формировании личности ребенка, поэтому  одним из проявлений жестокого обращения  с детьми является отсутствие любви  к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже отсутствие у женщины  любви к ребенку, когда он еще  находится в материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются  раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения  с детьми ведет к самым разнообразным  последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или  опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции  какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического  насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются  смертью жертвы насилия. Следствиями  физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и  др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени  и усилий требуется для того, чтобы  залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Дети, подвергшиеся жестокому  обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже  начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в  школе, чем их одногодки. У таких  детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание  ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими  и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в  нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической  запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются  дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

 

Список литературы

  1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет, 1997
  2. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997
  3. Антонов А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000
  4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995
  5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999
  6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001
  7. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы // из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет, 1997
  8. Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания или 56 способов защитить ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997
  9. Васильев В.Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии №3, 1993
  10. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994
  11. Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 1-3 окт. 1997 г.) – М.: РИПКРО, 1997
  12. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья", №3, 1995
  13. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи) – М., Речь, 1998
  14. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России, 2000
  15. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998
  16. Каган В.Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопросы психологии 1987, №2
  17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения подростков – М.: Сфера; Юрайт, 2001
  18. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-28
  19. Кон И.С. Введение в сексологию – М.: Речь, 1997
  20. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, №5, 1998
  21. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье: К вопросам диагностики психологических последствий у детей // Семейная психология и семейная терапия, №1, 1997
  22. Лубовский Д.В. Психологический тренинг для детей из трудных семей // Детский практический психолог, №7, 1995
  23. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и детям // Семья в России, №2, 1996
  24. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал, №6, 1993
  25. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра "Юго-запад" Москвы] // Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999
  26. Моделирование воспитательных систем: теория – практике // под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд-во РОУ, 1995
  27. Нагаев В.В. Преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита: [По данным психологических исследований] // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №4, 1998
  28. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование – М.: ВНИИ Проблем исследования, 1990
  29. Ольшанский Д.В. Психология масс – СПб.: Питер, 2001
  30. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // сост. А.И. Григорьева, Л.Г. Егорова  – Тула: ТОИРО, 1996
  31. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал "Детский практический психолог", №7, 1995
  32. Руководство по предупреждению насилия над детьми // под ред. Асановой Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997
  33. Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации – Ярославль, Филинъ, 1996
  34. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология и педагогика, 1993
  35. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное образование, №5, 1995
  36. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет, 2001
  37. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности – М.: изд-во МГУ, 1980
  38. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии – СПб., Медицина, 1997
  39. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем – М., Юридическая литература, 1988
  40. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их основными нуждами // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №2, 1995
  41. Черепанова Е. Психологический стресс – М.: Речь, 1997
  42. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. Социальные работники за безопасность в семье – М.: РИК, 1999
  43. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье? // официальный сайт Иркутского Кризисного центра – e mail: dv webmaster@projectharmony.ru
  44. Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир психологии, №2, 1998

1 Ольшанский Д.В. [, с.66] ссылается на работу Rowan J. Psychological aspects of society. L.: Academic Press, 1978. Book 4. The structured crowd

2 Данные приведены по России, однако многие зарубежных авторы отмечают подобные тенденции и развитых капиталистических странах [, с.109]

3 ссылка приведена по более поздней монографии см. , с.149

4 Подробнее см. []

5 Ениколопов С.Н. [] ссылается на работы Л.Берковица, см.: сборник монографий: Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: 2001


Информация о работе Жестокое обращение с детьми