Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:02, реферат

Описание

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 5
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 12
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Жестокое обращение.docx

— 76.16 Кб (Скачать документ)

Необходим учет следующих  форм неадекватного семейного воспитания (в качестве примера рассмотрим явление  наркотизации как наиболее негативного  вида девиантного поведения) Моделирование  воспитательных систем:теория- практике//под  ред. Л.И.Новиковой, Н.Л. Селивановой  – М.: Изд. РОУ.1995 год. [, с.67-68]:

Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) – этот стиль  воспитания характеризуется или  постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребенка  с недоверием к "правильности" его самостоятельных поступков, или некритичным удовлетворением  любых запросов ребенка. При употреблении подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его  стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской реакции  при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут возникать  реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило, усиливают  готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда недоумение «почему  это случилось с моим ребенком», сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений, установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает протестное отношение  и со стороны матери, и со стороны  ребенка. В итоге фиксируются  спутанные и непоследовательные отношения. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребенка  и в своих требованиях. Ребенок  продолжает вести себя своевольно, сам определяет круг друзей, время  возвращения домой, характер своего время провождения.

Воспитание с возложением  на ребенка повышенной моральной  ответственности. При этом воспитательном подходе требования к ребенку (чаще девочке), как правило, велики и оправдываются  необходимостью «строгого контроля». Высокие запросы к ребенку  могут сочетаться с пониженным вниманием  к его актуальным интересам и  потребностям или не соотноситься с  его возможностями, что обычно сопровождается риском психогенной травматизации. В складе личности стимулируются  черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании  с неуверенностью в себе и конформностью. Риск наркотизации обычно входит в  структуру подростковой реакции  эмансипации от родителей в сочетании  с пассивным отношением к более  активной позиции сверстников, которые  раньше начали экспериментировать с  наркотиками.

Гипопротекция со стороны  одного из родителей. При этом стиле  вербальных отношений как в дисфукциональной (конфликтной), так и в распавшейся  семье, один из родителей (чаще отец) не уделяет внимания ребенку, что сопровождается невниманием или пренебрежением его потребностями. В этих случаях  ребенок также ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу. С  началом наркотизации ребенка семейный кризис, как правило, усиливается, и  одному из супругов, например, отцу, может  приписываться вина и ответственность  за наркотизацию ребенка. При этом наркотизирующийся  подросток и активно вовлеченная  в его проблемы мать легко образуют своеобразную "пару" против отца, который начинает считаться главной  причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, от обсуждения проблем, отвергал материнский стиль отношения  и пр.). За этой позицией стоит неспособность  родителей установить новые отношения  с наркотизирующимся ребенком, неосознанное желание не нести ответственности  за его вовлечение в употребление наркотиков.

Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль характеризуется неожиданной  для ребенка сменой отношений  с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к  эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в  своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть  и негативный характер последствий  такого отношения. Неустойчивый стиль  воспитания формирует у ребенка  черты упрямства, постоянного намерения  поступать наоборот.

Эмоциональное отвержение, гипоопека  и жестокое обращение. В основе такого отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей. При эмоциональном отвержении на первый план выходит невнимание к  ребенку, который воспринимается как  помеха в жизни. При жестоком обращении  эмоциональное отвержение сочетается с мало мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения  удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет  к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств  и к усилению черт эмоционально-волевой  неустойчивости или импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и  эмоциональное отвержение часто  становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с употреблением  наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва ремиссии может быть наличие скрытой или  явной психотравмирующей ситуации, отсутствие у ребенка способов психологической  защиты, позволяющих ему справляться  с эмоциональным напряжением.

На основе выше сказанного можно заключить, что понимание  и учет семейных отношений позволяют  избежать прямолинейных попыток  разъяснительной работы, что оказывается, как правило, неэффективным. Ответы на вопросы о типе семьи, о характере  семейного воспитания, о личных проблемах  родителей, определяющих особенности  воспитательного подхода, приводят к пониманию семьи как живой  системы, которая имеет свою историю, традиции, динамику, и позволяют  использовать семейный потенциал в  предупреждении девиантного поведения  подростка, в частности, экспериментирования  с наркотиками и "срывов" при  воздержании от их употребления.

2.3 Школа и насилие  в школе – критическое отношение

Недостатки в подготовке детей к самостоятельной жизнедеятельности  семья приписывает «плохой наследственности», детскому саду, школе, обществу в целом, улице. Это, возможно, представляется несколько  утрированным, но адекватно отражающим характерную для современного общества тенденцию отношения к детям, представляется мнение В.Е. Кагана: «Ребенок для нашей культуры в целом, для  нашей традиционной педагогики –  это какое-то изначальное воплощение зла... которое мы должны искоренить, чтобы ребенок вырос человеком» Каган В. Е. Семейные и половые  установки у подростков//Вопросы  психологии 1987.[].

Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что  приобретаются знания, так же формируется  самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме  самого ребенка участвуют так  же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко противоречивые, требования к поведению ребенка, которые  вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.

Конфликтность, а так же жестокое обращение с биологической  точки зрения является последствием органических психопатий, среди которых  наиболее часто встречается возбудимый тип, более распространенный среди  мальчиков. Его клинической основой  является аффективная и двигательная возбудимость. Лубовский Д.В.Психологический  тренинг для детей из трудных  семей//Детский практический психолог.1995. [], ссылается на ранее проведенные  В.В. Лебединским исследования, в  которых тот приводит сравнительную  характеристику проявлений эпилептоидной  психопатии в детском и взрослом периодах жизни: при эпилептоидной  психопатии у взрослых наряду с взрывчатостью, жестокостью наблюдается и склонность к угодничеству и слащавости. В  то время как дети обращают на себя внимание легкостью возникновения  аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом, без проявления лести. В ответ  на малейшие замечания у этих детей  возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы, нередко связанные  между собой. Тяжелые аффективные  разряды часто заканчиваются  астеническим состоянием с расслабленностью, вялостью, слезами.

В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной  вязкости, но из-за конфликтности, связанной  с постоянным стремлением к самостоятельности, из-за властности и жестокости. В  подростковом возрасте у детей с  органической психопатией возбудимого  круга складывается стойкая конфликтная  ситуация в школе, которая способствует «выталкиванию» такого ребенка в  асоциальное внешкольное окружение.

Нередко именно школа провоцирует  проявление насилия со стороны родителей  по отношению к ребенку. Учитель  сообщает родителям о том, что  их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее  прогнозировать характер этих мер: минимум  – моральное воздействие, максимум – физическое.

Практика показывает, что  чаще всего принятые меры отражают не столько степень реального  проступка ребенка, сколько степень  пережитого родителями стыда при  общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может быть объективным и справедливым. Поэтому  нет никаких оснований ожидать  изменений к лучшему в поведении  ребенка в результате такого воспитания. При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что  мог.

Глава 3. Виктимность поведения  ребенка

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть  нашего общества. Жестокое обращение  с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических  и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью –  субъективной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах  жертвой преступлений.

Виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего, его  связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в  исследуемой ситуации Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии – СПб.: Медицина, 1997. [, с.97-101; , с.165-167], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям  подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше удельный вес при определении  ее беспомощного состояния приобретают  свойственные ей индивидуально-психологические  особенности и их связь с конкретной ситуацией Франк Л.В. -СПб., Медицина,1995. []. Теоретические и практические вопросы криминалистического учения о потерпевших, тактика допросов несовершеннолетних пострадавших разрабатываются  главным образом в работах  юристов. К сожалению, проведение этих исследований только в рамках юридической  науки не способствует раскрытию  психологических механизмов поведения  жертвы.

Центральная проблема виктимологии – это оценка "вклада" жертвы в юридически значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами  взаимодействия и поведением. Так, Ю.М. Антонян (1991) указывает, что под процессом  взаимодействия живых существ с  окружающей средой, который «опосредован их двигательной и внутренней психической  активностью, подразумевается процесс  поведения»3. О поведении стоит говорить, когда субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное. Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе взаимодействия.

Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д., мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия  особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.

Различные формы физического  и сексуального насилия, такие как  инцест, физические наказания в детстве  являются важным этиологическим фактором для формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты значительно чаще других становились  свидетелями сцен семейного насилия, прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и сексуальными атаками в дальнейшем.

Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении  жертвы, способах ее защиты.

И.С. Кон Введение в сексологию – М.: Речь,1997.[, с.267] указывает, что  природа виктимности находится  в прямой зависимости от связи  между ребенком и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их "добровольность" может  быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных  злоупотреблений детьми бытует много  ложных представлений. Среди них  мнение о том, что:

  • сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества;
  • большинство сексуальных покушений совершают посторонние;
  • все взрослые, развращающие детей – "извращенцы", сексуально больные люди;
  • сексуальные покушения на детей совершаются главным образом в бедной, необразованной среде и неполных семьях;
  • рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное;
  • ребенок – пассивный объект сексуальных посягательств.

Проблема виктимности  кроется в особенностях пограничной  личности, такие, как диффузная самоидентичность, слабость и недифференцированность границ "Я - Другой", зависимость  и постоянный эмоциональный голод, опосредуя все отношения с  окружающим миром, создают "генерализованную готовность к виктимности широкого спектра" Соколова Е. Т. Проективные  методы исследования личности –М.: изд-воМГУ.1980[] и провоцируют повторение ситуаций насилия снова и снова. Исследование виктимности должно основывалось на предположении, что существует "группа риска" формирующая личностные расстройства и обладающая так называемой "пограничной  личностной организацией" (ПЛО). Особенно ярко это проявляется у девушек  в возрасте от 12-18 лет. Если рассматривать  поведение данной выборки с точки  зрения виктимного поведения, то в большинстве  случаев в ходе исследования можно  сексуального и физического насилия  в детстве и отрочестве. Кроме  перечисленного случаи родительского  пренебрежения и депривации встречаются  значимо чаще, чем в среднем  в популяции. Среди таких детей  сексуальное насилие в детстве  пережили 31%, жестокие телесные наказания  родителями перенесли 41% испытуемых, более 92% девушек росли в семейной ситуации, для которой характерно либо отсутствие матери (смерть матери, уход матери из семьи после развода), либо наличие  матери, неспособной воспитывать  детей (матери-алкоголички) и, таким  образом, ее "эмоциональное отсутствие", либо появление фигуры отца или отчима, угрожающей как матери, так и дочери. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых  вопросах судебно- психологической  экспертизы несовершеннолетних // Вопросы  психологии 1993.[].

Информация о работе Жестокое обращение с детьми