Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:02, реферат

Описание

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 5
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 12
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Жестокое обращение.docx

— 76.16 Кб (Скачать документ)

Соответственно, общим законам  подчиняются и механизмы формирования агрессивного ребенка в основе, которого лежит стиль воспитания, называемого  исследователями «строгим стилем»  воспитания. Колосова С. Агрессия и  агрессивность.» Школьный психолог,2000г.,» [, №26].

«Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия  на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые  обращают внимание на недостаточную  эффективность наказания как  метода воспитания. Многие данные говорят  о том, что при определенных обстоятельствах  применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с  агрессией.

Выявлена тесная связь  между родительским воздействием и  проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами  той ситуации, где оно имело  место, а сдерживающий эффект наказания  проявляется в границах узкого круга  обстоятельств.

В настоящее время, подавляющее  большинство исследователей признает, что применяемое по отношению  к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько  вызывает ее трансформацию и побуждает  ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует  людей малообразованных, не умеющих  трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия  и жестокости в обществе. Эскалация  физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный  результат относительно преследуемой цели. Так А.И. Григорьева и Л.Г. Егорова, ссылаясь на П. Лич // Педагог в гуманистической воспитательной системе школы.,// пишут [, c.108]: «Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть «хорошим». Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет».

Глава 2. Жестокое обращение  в семье и школе

2.1 Вербальные и невербальные  отношения в семье и психологическая  заброшенность

Социальный портрет современной  семьи в развитом обществе характеризуется  достаточно устойчивыми тенденциями:2

  • рост числа семей с 1-2 детьми, когда практически не воспроизводится репродуктивная функция семьи;
  • уменьшением числа ежегодно заключаемых браков (1990 год – 8,9 в перерасчете на 1000 населения; в 1995 г. – 7,3; 1997 – 6,3);
  • увеличение числа разводов (1990 год – 3,8 на 1000 населения; в 1995 – 4,6; 1997 г. – 3,79).
  • снижение суммарного коэффициента рождаемости сократился с 2,0 до 1,28 и рост доли однодетных семей с 29,7% до 31%.

В соответствии с динамикой  разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем  с детьми до 18 лет.

Социальная динамика современной  семьи характеризуется негативными  тенденциями, особенно если смотреть на нее глазами детей, находящихся  в особо трудных жизненных  обстоятельствах. Это подтверждается следующими статистическими данными. Стабильно растет внебрачная рождаемость, которая достигла 25,3% детей от всех родившихся. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную  депривацию детей и жестокое обращение  с ними.

В рамках этих кризисных явлений  укорачивается период полноценной  и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского  авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий  потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения, которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную революции.

В основе динамики семьи, как  основного фактора жестокого  обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия  на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения).

Для здоровой семьи характерна:

  • сильная родительская позиция с четкими семейными правилами;
  • гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с определенными «образцами» отношений и поведения;
  • сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти».

Опору семьи создают взаимно  солидарные и поддерживающие друг друга  родители. Они же обеспечивают и  чувство безопасности для детей.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» – это семья:

  • с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля;
  • семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями;
  • семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками по материнской и отцовской линиям.

В таких семьях часто наблюдаются  проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами  нарушения со стороны здоровья, поэтому  могут наблюдаться «хронические, трудно излечимые заболевания». Характерные  черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в  такой семье. Сборник тезисоф  международной конференции: Подростки  и молодеж в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) –  М.: Новый отсчет, 2001[, с.78]:

  • общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
  • в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
  • активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;
  • по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники;
  • часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;
  • постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями;
  • между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешайся», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка.

Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью  будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить время  на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто  проецируют причину ссор на себя. С  началом наркотизации при углублении семейного кризиса наркотизирующийся  ребенок может начинать выступать  с одним из родителей против другого.

Для распавшейся семьи  характерно соединение неприязненных  отношений с застывшими, уходящими  в прошлое конфликтами. Такая  ситуация утяжеляется в тех случаях, если поведение ребенка, связанное  с употреблением алкоголя или  наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т.к. за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся  отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать  к использованию наркотиков для  своеобразного «шантажа» и демонстрации своих ожиданий от взрослых.

Для асоциальной семьи  с наркологическими проблемами и  противоправным поведением членов семьи  характерны:

  • сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;
  • нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.

Дети, проживающие в такой  семье, испытывают различные формы  психологического давления:

  • разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей;
  • заброшенность и насилие;
  • чувство вины и стыда за поведение членов семьи.

Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора.

Большой интерес для исследования агрессивности ребенка как фактора  определяющего жестокость в обращении  с ребенком представляют ответы детей  младшего дошкольного возраста на вопрос: «Что тебе запрещают делать дома?». Эти ответы определенным образом  характеризуют стиль семейного  воспитания. При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и частоте) Колосова С. Агрессия и  агрессивность// Школьный психолог,2000г.,[, №27]:

  • первое место заняли запреты (предъявляемые преимущественно матерями), оберегающие вещи и порядок в доме;
  • второе место – запреты, связанные с безопасностью ребенка;
  • третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;
  • четвертое место – запреты нравственного характера, касающиеся как внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).

Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная  идентификация ребенка (когда есть разделение «я для себя» и «я для  семьи») оказывается мощной основой  для внутреннего отчуждения ребенка  от семьи. И даже при сохранении высокой  эмоциональной привязанности ребенка  к родителям, им крайне трудно транслировать  свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и  агрессивных побуждений из поколения  в поколение в условиях тоталитарного  воспитания, о деформациях психики  ребенка.

Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной  семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку  представляют собой крайнее выражение  психологического насилия.

Можно добавить, что «строгий стиль» воспитания, ориентированный  на воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка  повышенной эмоциональности, делая  для него маловероятными размышления  о своих действиях или восприятие новой информации о моральных  принципах.

Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные  родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в  отношениях с ним.

2.2 Психологические последствия  плохого обращения в неблагополучных  семьях

Главным вопросом о психологических  последствиях плохого обращения, который  встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных семейных отношений, является вопрос о  характере семейного воспитания. Речь идет о том, сколько сил, времени  и внимания уделяется родителями ребенку и в какой мере их отношение  нацелено на удовлетворение значимых для него потребностей. Последствиями  такого воспитания как раз и является отклонение девиантное поведение ребенка  и его терпимость к жестокому  обращению.

Настоящее время российское общество характеризуется таким  положением, когда каждая отдельная  семья остается одни на один с проблемами своих детей (уходы из дома и бродяжничество, алкоголизация и наркотизация, нарушения  сексуальной ориентации и другие, грозящие риском проблемного развития нарушения поведения) и вынуждена  действовать вслепую. При этом неблагополучные  семьи демонстрируют образцы  злоупотребления алкоголем и  наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей. В  благополучных семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию. Однако обычно сочетается с  конфронтацией по отношению к  влиянию сверстников, друзей ребенка  по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и  не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения  и саморазрушающих «экспериментов»  с наркотиками или злоупотребления  ими.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми