Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 05:02, реферат

Описание

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 5
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 12
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45

Работа состоит из  1 файл

Жестокое обращение.docx

— 76.16 Кб (Скачать документ)

Отдельно следует рассмотреть  особенности социально-психологических  подходов к сексуальному насилию, которое  характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения  этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности  определения границ насилия, а также  из-за часто встречающихся сочетаний  разных видов насилия, в которые  входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное  насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое  насилие. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[].

Конечно, объектом воздействия  социального психолога должны стать  опосредованные виновники возникшей  проблемы – взрослые: родители и  учителя, взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в  этой работе, несомненно, должны быть учащиеся.

4.2 Анализ позиций насилия

Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный  физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок  до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления  со стороны родителя или иного  лица, его заменяющего, минимальной  степени заботы.

Социально-психологические  теоретические исследования насилия  выделяют ее как органическую часть  агрессии и жестокости. Точнее понятия  «жестокость» и «насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия»  Руководство по предупреждению насилия  над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997.[, с.48].

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам сосуществования людей  в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям  или вызывающее у них психологический  дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа здоровья»,1995. []. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии  к страданиям людей или же в  стремлении к их причинению. Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. [].

Определяют 4 типа позиции  насилия и жестокого обращения  с ребенком. Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [, с.51]:

  • физическое насилие;
  • пренебрежение;
  • сексуальное насилие;
  • психологическое жестокое обращение.

Насилие над детьми может  быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится  на происходящее в настоящем и  случившееся в прошлом. По месту  происшествия и окружения насилие  бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов  или детей, на улице – со стороны  детей или со стороны незнакомых взрослых.

Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие  их виды. Под ред. Анасовой Н.К. –  М.: ВЛАДОС,1997. [, с.54]:

  • психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
  • психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.

Ранее говорилось, что в  связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь  дело с большим количеством симптомов  и поведенческих индикаторов. К  ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения  обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический журнал,1993. []. Такой  ребенок имеет забитый вид, поведение  замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими  проявлениями насилия.

Особенности психического состояния  и поведения ребенка, позволяющие  заподозрить физическое насилие, в  зависимости от возраста ребенка.

  1. Возраст 0-6 месяцев:
  • малоподвижность;
  • безразличие к окружающему миру;
  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
  • редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
  1. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
  • боязнь родителей;
  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • постоянная беспричинная настороженность;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
  • испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
  1. Возраст 1,5 – 3 года:
  • боязнь взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
  1. Возраст 3 года – 6 лет
  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным;
  1. Младший школьный возраст:
  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы;
  1. Подростковый возраст:
  • побеги из дома;
  • суицидальные попытки;
  • делинквентное поведение;

употребления алкоголя, наркотиков.

Определенные позиции  насилия имеет и сексуальное  насилие над детьми. Выделение  и фиксация специфических признаков  данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает  большое значение для распознавания  факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Выше говорилось, что существует много  причин, по которым ребенок не может  прямо сказать о случившемся  насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций  признаков.

Эти признаки подробно перечислены  в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков  и психологов, работающих с указанной  проблемой М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[].

В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К  ним относятся как:

  • физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).
  • поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:

Возраст 3-4 года:

  • чрезмерная мастурбация;
  • частая демонстрация гениталий;
  • сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату;
  • поведение ребенка становится сексуальным;
  • периодические ночные кошмары;
  • энкопрез и анурез;
  • нарушения сна;
  • боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад;
  • регрессивное поведение;
  1. Возраст 4-6 лет:
  • чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;
  • сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату;
  • агрессивное сексуальное поведение с детьми;
  • псевдовзрослое поведение;
  • некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении;
  • ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);
  • нарушения сна;
  • боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.
  • устраивает поджоги.
  • регрессивное поведение
  • соматические жалобы.
  1. Возраст 6-8 лет:
  • сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;
  • усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
  • нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;
  • внезапное ухудшение успеваемости;
  • не может найти друзей и ему никому не верит;
  • не может сконцентрировать внимание.
  1. Возраст 8-10 лет:
  • сексуальные игры навязчивого характера;
  • усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
  • нерегулярное посещение школы.

Возраст 10-12 лет:

  • социальный уход;
  • агрессия по отношению к сверстникам;
  • нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход;
  • внезапное ухудшение успеваемости;
  • никому не верит;
  • не может сконцентрировать внимание;
  • часто прогуливает школу;
  • приходит в школу рано – уходит очень поздно;
  • начальные признаки клинической депрессии.

Возраст 12-18 лет:

  • симптомы клинической депрессии;
  • нарушения сна;
  • суицидальные наклонности;
  • изоляция от окружающих;
  • побеги из дома;
  • промискуитет;
  • асоциальное поведение;
  • не участвует в школьных мероприятиях;
  • аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);
  • совершение преступлений.

Наличие у ребенка симптомов  или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение  с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

Существует концепция  фрустрации – агрессии, которая  разрабатывалась многими зарубежными  авторами5. Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут сформироваться у ребенка, как следствие стереотипного агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

частота и интенсивность  случаев, в которых индивид был  атакован, фрустрирован, раздражен;

  • частое достижение успеха агрессией;
  • культурные и субкультурные нормы;
  • темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев  насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой (ребенка), а не с целью получения удовлетворения, например эмоционального, сексуального и т.п.

Конфликтная природа позиций  фрустрирующих факторов отношения  родителя к ребенку оказывает  влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом  и ведет к ослаблению связей в  семье и развитию нарушения привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в отсутствии склонности к приспособлению к социальному  давлению, умению вести себя адекватным и ненасильственным образом с  людьми вне рамок семьи. Применение позиций насилия к такому ребенку  формирует у него враждебное отношение  к тем, кто слабее, недостаток способности  видеть глазами других (эмпатии), тенденция  к импульсивности в критических  ситуациях.

Заключение

В заключение работы можно  сказать, что жестокое обращение  с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и  формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко  – угроза его жизни или даже смерть.

Жестокое обращение с  детьми делиться на физическое и психологическое  насилие.

Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями  или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и  лишают жизни. Но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная  от подзатыльников и шлепков до порки  ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно  физическое нападение (истязание), оно  почти, всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической  травмой. Под жестоким обращением с  детьми при помощи физического насилия  понимаются истязания в виде избиении, нанесение ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в том числе и с  использованием самых различных  предметов в качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие  физического насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских  препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных  врачом). Многие авторы отдельно рассматривают  попытки убийства ребенка, в том  числе через удушение или утопление.

Информация о работе Жестокое обращение с детьми