Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками
1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей
1.2. Особенности влияния семейного воспитания на формирование детей с интеллектуальными недостатками
1.3. Особенности детей с проблемами интеллектуального развития
Глава 2. Организация экспериментального исследования
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности влияние семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Анализ результатов исследования
2.3.1 Анализ результатов анкетирования для определения социально-бытовых навыков
2.3.2. Описательная статистика результатов методики PARI
2.3.3. Описательная статистика результатов методики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
2.3.4. Описательная статистика результатов методики Рене Жиля
2.3.5. Описательная статистика результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
2.4. Анализ данных по критерию Стьюдента
Заключение
Список литературы
приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

 
 

 

Приложение  2

Методика  Рене Жиля

     Ключ

Название  шкал      № заданий Общее количество заданий
1 Отношение к  матери 1–4, 8–15, 17–  19, 27, 38, 40–42      20
2 Отношение к  отцу 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42      20
3 Отношение к  матери и отцу как к родительской чете 1–4, 6–8, 14, 17, 19      10
4 Отношение к  братьям и сестрам 1,2,3,4,5,6, 8–19, 30, 40, 42      20
5 Отношение к  бабушке и дедушке 1,4,7–13, 17–19, 30, 40, 41      15
6 Отношение к  другу (подруге) 1,4,8–19, 25, 30,33–35,40      20
7 Отношение к  авториетному взрослому 1,4, 5,9,11, 13,17,19,26, 28-30,32, 40       
8 Любознательность 5, 22–24, 26, 28–32      10
9 Доминантность 20–22, 39      4
10 Общительность 16, 22–24      4
11 Закрытость, отгороженность 9, 10, 14–17, 19, 22–24, 29, 30, 40–42      15
12 Социальная  адекватность поведения 9,25,28,32–38      10

 
 

 

Приложение  3

Тест-опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)

     Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

     Ключи к опроснику

     1. Принятие – подтверждение: 3, 4, 8, 10, 12, 14,15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44,45,46,47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

     2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

     3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

     4. Авторитарная гиперсоциализация:  2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

     5. Маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. 

«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7 8
Процентильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02
«Сырой» балл 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Процентильный ранг 31,0 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
«Сырой»балл 18 19 20 21 22 23 24 25 26
Процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100 100
«Сырой» балл 27 28 29 30 31 32      
Процентильный ранг 100 100 100 100 100 100                
     2 ШКАЛА
«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5      6 7 8 9
Процентильный

ранг

1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 9,22 31,19 48,82 80,93
     3 ШКАЛА
«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7
Процентильный

ранг

4,72 9,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
     4 ШКАЛА
«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6
Процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76
     5 ШКАЛА
«Сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7
Процентильный ранг 14,55 5,57 70,25 84,19 3,04 6,83 9,37 100

 

     Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

     I – отвержение,

     II – социальная желательность,

     III – симбиоз,

     IV – гиперсоциализация,

     V – инфантилизация (инвалидизация).

     Высокие баллы по шкале «Принятие – отвержение» – от 24 до 32 – говорят том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводи с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом.

     Низкие  баллы по этой же шкале – от 0 до 8 – говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

     Высокие баллы по шкале «Кооперация» – 8-9 баллов–являются признаком того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с ним на равных.

     Низкие  баллы по данной шкале – 1-2 балла – говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.

     Высокие баллы по шкале «Симбиоз» – 6-7 баллов – достаточны для того, что сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворить его основные разумные потребности, оградить от неприятностей.

     Низкие  баллы по этой же шкале – 1-2 балла – являются признаком того взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

     Высокие баллы по шкале «Контроль» – 5-6 баллов – говорят о том, что взрос: человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него беспрекословного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть полезным как воспитатель для детей.

     Низкие  баллы по этой же шкале – 1-2 балла – напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов.

     Высокие баллы по шкале «Отношение к неудачам ребенка» – 6-7 баллов являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Такой взрослый не может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

     Низкие  баллы по этой шкале – 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее «его, станет неплохим учителем и воспитателем.

     Текст опросника

1. Я  всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне  кажется, что поведение моего  ребенка значительно отклоняется  от нормы.

5. Нужно  подольше держать ребенка в  стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я  всегда стараюсь помочь своему  ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я  испытываю досаду по отношению  к своему ребенку.

12. Мой  ребенок ничего не добьется  в жизни.

13. Мне  кажется, что дети потешаются  над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.

15. Для  своего возраста мой ребенок  немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18. Моего  ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка  следует держать в жестких  рамках, тогда из него вырастет  порядочный человек.

20. Я  люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я  принимаю участие в своем ребенке.

22. К  моему ребенку липнет все дурное.

23. Мой  ребенок не добьется успеха  в жизни.

24. Когда  в компании знакомых говорят  о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я  жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я  с удовольствием провожу с  ребенком все свое свободное  время.

28. Я  часто жалею о том, что мой  ребенок растет и взрослеет,  и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я  часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я  стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я  очень интересуюсь жизнью своего  ребенка.

35. В  конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по своему прав.

36. Дети  рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я  всегда считаюсь с ребенком.

38. Я  испытываю к ребенку дружеские  чувства.

39. Основные  причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я  разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я  понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой  ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью