Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками
1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей
1.2. Особенности влияния семейного воспитания на формирование детей с интеллектуальными недостатками
1.3. Особенности детей с проблемами интеллектуального развития
Глава 2. Организация экспериментального исследования
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности влияние семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Анализ результатов исследования
2.3.1 Анализ результатов анкетирования для определения социально-бытовых навыков
2.3.2. Описательная статистика результатов методики PARI
2.3.3. Описательная статистика результатов методики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
2.3.4. Описательная статистика результатов методики Рене Жиля
2.3.5. Описательная статистика результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
2.4. Анализ данных по критерию Стьюдента
Заключение
Список литературы
приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Исследование влияния семьи

на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью» 
 
 

 

Содержание

 

Введение

     Семья является важнейшим институтом социализации личности, именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении длительного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта, в последующем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица, тем не менее, и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью следует рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности, в ходе которого происходит формирование личности. В семье происходит формирование личности, как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Сам же процесс социального научения также идет по двум основным направлениям: с одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, формирование личности осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. [2, с. 150]

     Для взрослых младший школьный возраст  – это все еще начало жизненного пути, отсутствие опыта, а, следовательно, один из этапов развития личности. Ребенок же хотя и соглашается со своим возрастным статусом, но он уже осознает в себе личность и настроен на то, чтобы с его знанием себя считались другие. Таким образом, формирование личности отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к своей личности.

     Влияние семьи на формирование личности детей младшего школьного возраста имеет социокультурную, историческую природу. Вплоть до XVIII в. общественная ценность проявлений родительской любви была относительно невысока. Социокультурные ожидания предписывали родителям воспитывать ребенка, проявлять заботу о его душе и телесном благополучии, контролировать, наказывать в случае необходимости, но не квалифицировали родительское внимание или родительскую любовь как особую добродетель. Одной из причин такого положения была высокая детская рождаемость на фоне высокой смертности, многодетность семьи. В средневековой Европе умирало около 30% детей в возрасте до 5 лет. [13, с. 118]

     В современном обществе социальная ценность влияния семьи чрезвычайно велика, а эмоциональная близость родителей с детьми в условиях малодетной семьи и планирования рождения детей представляет собой массовое явление. Все это привело к тому, что родительская внимание к ребенку и любовь сегодня рассматривается обществом как «норма» психического здоровья человека, а поведение и личность родителя, имеющего несчастье не любить своего ребенка, – как патология, психическое отклонение, проявление аморальности и распущенности. Однако было бы несправедливо обвинять и осуждать таких родителей, конечно при условии выполнения ими родительского долга, проявления заботы, внимания и опеки в отношении ребенка.

     Актуальность  исследования. Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка. Следует отметить, что более половины семей отрицательно влияют на формирование умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике. [15, с. 176]

     Почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов в этом вопросе. Воспитанием ребенка занимаются в основном матери, лишь в 24% случаев – отец и мать, а примерно в 6% семей ребенок предоставлен сам себе. [15, с. 177]

 

Глава 1. Обзор  литературы по проблеме влияния семьи  на формирование личности ребенка с интеллектуальными  недостатками

1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей

     В воспитании, несмотря на огромный научный  и практический опыт, наличие стройных воспитательных систем, концепций и  программ, каждая семья, каждый участник воспитательного процесса – творец – динамическая система, находящаяся в динамических отношениях с другими динамическими системами.

     Понятийный  аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения, типы отношений «мать – ребенок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитания детей, черты патогенных типов воспитания; параметры воспитательного процесса, семейные роли ребенка, стили общения, предлагаемые взрослыми в семье и школе.

     Детско-родительские отношения составляют важнейшую  подсистему отношений семьи как  целостной системы и могут  рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными  особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения это важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

  • характер эмоциональной связи: со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;
  • мотивы воспитания и родительства;
  • степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;
  • удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;
  • стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;
  • способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;
  • социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;
  • степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания. [13, с. 120]

     Интегративные показатели детско-родительских отношений:

     1) родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

     2) стиль семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

     3) образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке – ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений. [4, с. 42]

     Понятие «родительское отношение» имеет  наиболее общий характер и указывает  на взаимную связь и взаимозависимость  родителей и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. [18., с. 85]

     Роль  образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений  с целью достижения согласованности  и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. [14, с. 124]

     Роль  отца в процессе семейного воспитания специфична. Э. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка – источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка (особенно мальчика). Это может проявиться в следующем:

  • в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
  • в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
  • в затруднении обучения навыкам общения с противоположным полом;
  • в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери». [9, с. 141]

     Ребенок для нормального развития нуждается  и в отцовской, и в материнской  любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви – отцовской или материнской – приводит, как правило, к нарушению поведения.

     Колоссальное  значение для развития, как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Сухомлинский подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщественному.

     Ребенок наблюдает панораму отношений между  родителями, которые становятся для  него моделью, положительным или  отрицательным образцом отношений  между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие усилия и большой опыт.

     По  данным исследователей, занимающихся этим вопросом Спиваковская, Кочубей  и др., воспитание ребенка в полной семье с устойчивыми супружескими отношениями способствует:

  • усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;
  • формированию у детей таких качеств, как общительность, дисциплинированность, активность, волевые компоненты. [3, с. 39]

     Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей – это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.

     1. «Оптимальная дистанция» (уважение) – эмоционально-уравновешенное  отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родители воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью