Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками
1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей
1.2. Особенности влияния семейного воспитания на формирование детей с интеллектуальными недостатками
1.3. Особенности детей с проблемами интеллектуального развития
Глава 2. Организация экспериментального исследования
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности влияние семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Анализ результатов исследования
2.3.1 Анализ результатов анкетирования для определения социально-бытовых навыков
2.3.2. Описательная статистика результатов методики PARI
2.3.3. Описательная статистика результатов методики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
2.3.4. Описательная статистика результатов методики Рене Жиля
2.3.5. Описательная статистика результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
2.4. Анализ данных по критерию Стьюдента
Заключение
Список литературы
приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

 

2.2. Особенности  влияние семьи  на формирование  личности ребенка  с интеллектуальной  недостаточностью

     Общая характеристика выборки: 40 детей младшего школьного возраста, из них 20 детей с ЗПР в возрасте от 7-8 лет и 20 детей с УО в возрасте 8-9 лет и их родители, согласившихся принять участие в данном исследовании. Клиенты МУ «Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Магнитогорска.

     Первую  группу составили дети с задержкой  психического развития. Вторую группу составили дети с умственной отсталостью.

     Особенности выборки исследования

     Младшие школьники с умственной отсталостью

     Таблица №1

Младшие школьники с УО
Имя Возраст Диагноз
1. КМС 9 Умственная  отсталость, астеническая форма, основной вариант
2. ЖАП 9 Умственная  отсталость, стеническая форма, неуравновешенный вариант
3. ГАИ 9 Умственная  отсталость, атоническая форма, аспонтанно-апатический вариант
4. МЕН 10 Умственная  отсталость, астеническая форма, дислалический вариант
5. СОР 10 Умственная  отсталость, астеническая форма, основной вариант
6. ГЭВ 9 Умственная  отсталость, стеническая форма, неуравновешенный вариант
7. СКА 9 Умственная  отсталость
8. УЛП 9 Умственная  отсталость, астеническая форма, брадипсихический вариант
9. УАВ 10 Умственная  отсталость, атоническая форма, мориоподобный вариант
10. КФВ 9 Умственная  отсталость, атоническая форма, акатизичекий вариант
11. СМИ 9 Умственная  отсталость, астеническая форма, дислалический вариант
12. ПАМ 9 Умственная  отсталость, астеническая форма, основной вариант
13. РОИ 10 Умственная  отсталость, стеническая форма, неуравновешенный вариант
14. ПАВ 9 Умственная  отсталость, астеническая форма, дислалический вариант
15. РИН 10 Умственная  отсталость
16. САВ 9 Умственная  отсталость
17. ТИВ 9 Умственная  отсталость
18. САА 9 Умственная  отсталость, стеническая форма, неуравновешенный вариант
19. ШАА 9 Умственная  отсталость, стеническая форма, неуравновешенный вариант
20. ГЕВ 9 Умственная  отсталость

 

     Младшие школьники с задержкой психического развития

     Таблица №2

Младшие школьники с ЗПР
Имя Возраст Диагноз
1. КСА 7 Задержка психомоторного развития, эписиндром, сходящиеся косоглазие
2. ЧАВ 7 ДЦП. Задержка психомоторного развития. Частичная атрофия зрительных нервов, задержка психомоторного развития, дизартрия, спастические контрактуры
3. ПУС 7 Задержка психомоторного развития. Сходящееся косоглазие, частичная  атрофия зрительных нервов, дизартрия
4. БИТ 7 Задержка психического развития легкой степени, дизартрия
5. ФОВ 7 Задержка психомоторного развития.
6. ВИВ 8 Задержка психомоторного развития, сходящиеся косоглазие
7. ПОН 7 Задержка психомоторного развития. Частичная атрофия зрительных нервов, дизартрия
8. МИП 7 Задержка психомоторного развития. Дизартрия
9. ААН 8 Задержка психомоторного развития. Сходящееся косоглазие, частичная  атрофия зрительных нервов, дизартрия
10. ВЮВ 7 ДЦП. Задержка психомоторного развития. Сходящееся косоглазие, частичная атрофия зрительных нервов, дизартрия, формирующаяся контрактура локтевых суставов
11. СМИ 8 Задержка психического развития легкой степени, дизартрия
12. ПАВ 8 Задержка психомоторного развития, эписиндром, сходящиеся косоглазие
13. ПИВ 8 Задержка психомоторного развития, эписиндром, сходящиеся косоглазие
14. СМВ 7 Задержка психомоторного развития.
15. СНН 8 Задержка психомоторного развития.
16. БМВ 7 ДЦП. Задержка психомоторного развития.
17. АЛС 7 Задержка психомоторного развития. Сходящееся косоглазие, частичная атрофия зрительных нервов, дизартрия
18. ГАА 8 ДЦП. Задержка психомоторного развития.
19. БЮВ 8 Задержка психомоторного развития.
20. СМИ 7 Задержка психомоторного развития. Сходящееся косоглазие, частичная  атрофия зрительных нервов, дизартрия

2.3. Анализ результатов  исследования

2.3.1 Анализ результатов  анкетирования для определения социально-бытовых навыков

     В ходе определения социально-бытовых навыков в группе детей с ЗПР были получены следующие результаты:

     1) Самообслуживание. Дети с задержкой психического развития в 90% случаев владеют навыками личной гигиены (чистить зубы, умываться и т. д.), могут самостоятельно принять ванну. Режим питания соблюдают под контролем. Самостоятельно одеваются. Выполняют ряд обязанностей по дому (накрывает на стол, умеют пользоваться плитой, могут подогреть себе пищу, сделать бутерброд). Отношение к домашней работе позитивное. Принимают телефонные звонки по поручению матери, при необходимости могут воспользоваться телефоном и обратиться за помощью к знакомым, соблюдает элементарные правила безопасности дома (при пользовании водой, электроприборами) и на улице (знают правила для пешеходов и при проезде в транспорте).

     2) Обучение и интересы. Владеют академическими навыками (обучаются в школе), знают свой адрес, фамилию. Проявляют интерес к музыкальным занятиям (любят петь, слушать музыку). Имеют достаточно полное представление о профессиях.

     3) Речь и навыки общения. Уровень развития речи – развернутая речь, являющаяся основным средством общения. Понимают обращенную речь, четко выражают свои желания, знания. Умеют начать беседу, поддержать ее, адекватно отвечают на вопросы, приветствия, просьбы и т. д. Владеют рядом невербальных средств общения (жесты, касания и т. д.).

     В ходе определения социально-бытовых навыков в группе детей с умственной отсталостью были получены следующие результаты:

     1) Самообслуживание. Владеют навыками личной гигиены в 40% случаев (чистят зубы, умывается и т. д.), но не могут самостоятельно принять ванну. Режим питания соблюдает под контролем. Самостоятельно одевается, но необходим контроль матери, так как без напоминания не переодеваются. Выполняет ряд обязанностей по дому (накрывает на стол). Отношение к домашней работе позитивное.

     68% хорошо знают и выполняют правила техники безопасности дома, 32% выполняют их частично: умеют пользоваться водой, могут включить свет, при этом могут открыть дверь незнакомому человеку или испытывают затруднения при пользовании электроприборами.

     В 60% умеют пользоваться телефоном, 10% могут воспользоваться им только в экстренных случаях, 30% не умеют пользоваться им вообще.

     2) Обучение и интересы. Владеют академическими навыками (обучаются в школе), могут назвать свой адрес, фамилию. Проявляет интерес к музыкальным занятиям.

     3) Речь и навыки общения. Понимают обращенную речь, выражают свои желания, в 30% адекватно отвечают на вопросы, приветствия, просьбы и т. д. Владеют рядом невербальных средств общения (жесты, касания и т. д.). Знают имена родителей, характер их работы, знает о существовании родственников. Характер отношений с родителями доверительный, доброжелательный. Очень привязаны к матери.

2.3.2. Описательная статистика  результатов методики PARI

     Таблица № 3

  Первая  группа Вторая  группа
Показатель Среднее

значение

Стандар

тная

ошибка

Среднее

значение

Стандар

тная

ошибка

Отношение к семейной роли 12 1,488048 10,84615 0,368347
Отношение родителей к ребенку 12,54 0,20101 12,73504 0,19165
Оптимальный эмоциональный контакт 14,625 0,182981 14,82051 0,179487
Излишняя  эмоциональная дистанция с ребенком 4,125 0,125 3,74359 0,114519
Излишняя  концентрация на ребенке 18,875 0,295048 19,64103 0,280945

 

     По  результатам исследования можно  выделить следующие значения:

     1) В первой группе преобладают отношение к семейной роли 12 и 10,9 соответственно; излишняя эмоциональная дистанция с ребенком 4,1 и 3,7 соответственно.

     2) Во второй группе незначительно  преобладают значения отношения  родителей к ребенку 12,5 и 12,7 соответственно; оптимальный эмоциональный  контакт 14,6 и 14,8 соответственно.

     Основной  вывод, который можно сделать по результатам исследования, – это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по 3 группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация. По результатам исследования он равен 14,6 в первой группе и 14,8 во второй группе, что оценивается как уровень средних значений.

2.3.3. Описательная статистика  результатов методики  родительского отношения  (А. Я. Варга,  В. В. Столин)

     Таблица № 4

  Первая  группа Вторая  группа
Показатель Среднее

значение

Стандар

тная

ошибка

Среднее

значение

Стандар

тная

ошибка

Принятие  – подтверждение 23,9 1,245528 28 0,492794
Образ социальной желательности поведения 4,5 0,327327 8 0,150549
Симбиоз 3,6 0,182981 4,8 0,195984
Авторитарная  гиперсоциализация 2,4 0,375 4 0,190704
Отношение к неудачам ребенка 5,1 0,440677 2,5 0,183114

 

     По  результатам исследования можно  выделить следующие значения:

     1) В первой группе преобладают значения по шкале «Отношение к неудачам ребенка» 5,1 и 2,5 соответственно.

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью