Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Большое значение на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками имеет влияние семьи. Жесткое, негативное влияние семьи имеет обратное действие на детей. Они, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессия и грубость, а также высокий уровень тревожности. Поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на формирование личности ребенка.

Содержание

Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальными недостатками
1.1. Современные взгляды на особенности влияния семейного воспитания на формирование детей
1.2. Особенности влияния семейного воспитания на формирование детей с интеллектуальными недостатками
1.3. Особенности детей с проблемами интеллектуального развития
Глава 2. Организация экспериментального исследования
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности влияние семьи на формирование личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Анализ результатов исследования
2.3.1 Анализ результатов анкетирования для определения социально-бытовых навыков
2.3.2. Описательная статистика результатов методики PARI
2.3.3. Описательная статистика результатов методики родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин)
2.3.4. Описательная статистика результатов методики Рене Жиля
2.3.5. Описательная статистика результатов по методике изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)
2.4. Анализ данных по критерию Стьюдента
Заключение
Список литературы
приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

     Для группы с задержкой психического развития характерно преобладание отношение к семейной роли; излишняя эмоциональная дистанция с ребенком. Отношение к неудачам ребенка позитивное родители принимают ребенка таким, какой он есть и стараются его воспитывать в благоприятных для развития условиях.

     Для группы с умственной отсталостью  характерно преобладание значений оптимальный эмоциональный контакт, по шкалам «образ социальной желательности поведения», симбиоз, авторитарная гиперсоциализация.

     Значимы для формирования личности являются у детей с умственной отсталостью отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к друзьям, отношение к авторитарному взрослому. Характерными являются социальная адекватность поведения.

     3) Для семьи детей первой группы (с задержкой психического развития) характерна эмоциональная близость ребенка к родителю 14,3, авторитетность родителя – 14,6. Результаты говорят о том, что родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

     Для семьи детей первой группы (умственной отсталостью) характерно сотрудничество (17,9), согласие между ребенком и родителем (15,1), удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (16,9).

     Результаты  говорят о том, что наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признанием его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. По данным шкалы «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.

     4) При изучении достоверности различий  по критерию Стьюдента были  получены данные на уровне  статистически достоверных различий (p<0,01) по переменным: принятие – подтверждение (3,041287), авторитарная гиперсоциализация (3,740665), отношение к другу (подруге) (3,706176), социальная адекватность поведения (3,107277).

     Следовательно, можно сделать заключение о достоверности  различий при исследовании влияния  семьи на формирование личности ребенка  с интеллектуальными недостатками по переменным:

     В группе детей с умственной отсталостью преобладают значения по шкале принятие – подтверждение 23,9 и 28 соответственно; по шкале «образ социальной желательности поведения» 4,5 и 8 соответственно; по шкале авторитарная гиперсоциализация 2,4 и 4 соответственно.

     Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Характерен социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувстве гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Однако при этом он старается навязать ребенку во всем свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

     В группе детей с задержкой психического развития преобладают значения отношение к другу (подруге), следовательно, для них необходимы контакты с друзьями для формирования личности.

     Таким образом, можно сделать общий  вывод: искаженные родительские установки по отношения к детям с интеллектуальными недостатками в подавляющем большинстве случаев приводят к нарушению формирования личности ребенка. Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в такой семье – предупреждение педагогических ошибок родителей. А это в свою очередь предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Причины ошибок в семейном воспитании в семье, имеющей ребенка и интеллектуальными недостатками условно можно разделить на три группы:

  1. неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;
  2. недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;
  3. недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку в сложившихся условиях.

Обобщая вышесказанной можно сделать  заключительный вывод, что среди  значимых для человека ценностей  одно из ведущих мест занимает семья, однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Только разрушив очаг относительного жизненного благополучия, или допустив серьезные ошибки, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. На сегодняшний день каждый родитель понимает, что его семейное счастье находится в его руках, но, к сожалению, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семьях детей, и последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

 

Список литературы

  1. Аксенова  Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. Специальная  педагогика. М.: Академия, 2007. – 400 с.
  2. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2005. – 244 с.
  3. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте. // диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981
  4. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте. // диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981
  5. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте. // диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981
  6. Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 2004. – 288 с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. – М.: Просвещение, 1968
  8. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: знание, 1979
  9. Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.: Международная педагогическая академия, 1995
  10. Большая книга психологических тестов. Под редакцией Карелин А. М.: Эксмо, 2007 – 416 с.
  11. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 2004. – 528 с.
  12. Бурбо Л. Отношения родитель – ребенок. София: Гелиос, 2002. – 212 с.
  13. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: Изд-во МГУ, 1990
  14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 492 с.
  15. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. СПб.: Речь, 2005. – 317 с.
  16. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2004. – 480 с.
  17. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. М.: Трикста, 2005. – 400 с.
  18. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2007. – 391 с.
  19. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. СПб.: КАРО, 2008. – 432 с.
  20. Карбанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2007. – 320 с. Кулик Л.А., Берестов Н.И “Семейное воспитание” М.,Просвящение 1990г.
  21. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. / отв. ред. Силвестру А.И.; НИИ педагогики. – Кишинев: Штиинца, 1987
  22. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети: Метод. пособие для воспитателей и классных руководителей. М.: Просвещение , 2000. – 546 с.
  23. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Под редакцией В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
  24. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2007. – 360 с.
  25. Психология семьи и больной ребенок. Под редакцией Добрякова И.В., Защиринской О.В. СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
  26. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999
  27. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: Как построить отношения в семье. СПб.: Каро, 2007. – 160 с.
  28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2-х кн.: - М.: изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста.
  29. Шипыцина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семьи и обществе. СПб.: Речь, 2005. – 477 с.
  30. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 2000
  31. Экспериментальная психология. Под редакцией Константинова В.В. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

 

Приложения

Приложение 1

     Анкета  для определения  социально-бытовых  навыков

1. Умеет  ли Ваш ребенок самостоятельно  пользоваться умывальными принадлежностями?

2. Требуется  ли Вашему ребенку помощь, когда он чистит зубы?

3. Обладает ли Ваш ребенок необходимыми навыками и умениями для самостоятельного принятия ванны?

4. Требуется  ли Вашему ребенку помощь при  посещении туалета?

5. Самостоятельно  ли одевается Ваш ребенок?

6. Может ли Ваш ребенок самостоятельно выбирать себе одежду, в зависимости от ситуации?

7. Переодевается  ли Ваш ребенок без напоминания,  когда это необходимо?

8. Умеет  ли Ваш ребенок застегивать  пуговицы?

9. Обладает  ли Ваш ребенок навыком обращения  с молнией, кнопками?

10. Умеет  ли Ваш ребенок завязывать шнурки?

11. Можете ли Вы оставить своего ребенка на некоторое время дома одного?

12. Умеет  ли он пользоваться бытовыми электрическими, электроосветительными приборами?

13. Доверяете  ли Вы своему ребенку пользование  телефоном?

14. Умеет ли Ваш ребенок пользоваться плитой и другими нагревательными приборами?

15. Может ли он подогреть себе пищу?

16. Может ли он приготовить бутерброды?

17. Самостоятельно  ли ест Ваш ребенок?

18. Пользуется  ли он вилкой?

19. Доверяете  ли Вы ему нож?

20. Учили ли Вы его пользоваться телефоном?

21. Может ли он в необходимом случае связаться с пожарной охраной (другими службами)?

22. Знает ли Ваш ребенок функции таких учреждений, как милиция, больница и т. д.?

23. Умеет  ли Ваш ребенок читать?

24. Узнает  ли Ваш ребенок социально значимые слова?

25. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас в магазин?

26. Может ли он сходить в магазин самостоятельно?

27. Ориентируется ли в деньгах?

28. Умеет ли считать наизусть?

29. Может ли написать свое имя и адрес?

30. Умеет  ли организовать свое время?

31. Проявляет ли к чему-нибудь повышенный интерес?

32. Слушает ли музыку?

33. Танцует  ли Ваш ребенок?

34. Обладает ли умением начинать разговор?

35. Пользуется ли в разговоре вежливыми формулами речи?

36. Есть ли у него друзья?

37. Принимает ли Ваш ребенок участие в занятиях какого-либо кружка?

38. Научен ли Ваш ребенок стирать себе некоторые предметы своей одежды?

39. Пользовался ли он утюгом?

40. Выполняет  ли Ваш ребенок дома определенные  домашние обязанности?

41. Устанавливает  ли для жизни четкий распорядок дня?

42. Ориентируется  ли во времени с помощью  часов?

43. Нужна  ли Вашему ребенку помощь во  время прогулки?

44. Гуляет  ли он самостоятельно?

45. Посещаете  ли Вы с ребенком места развлечений  и т. д.?

     Ключ

     1.      +      16.      +      31.      +
     2.      -      17.      +      32.      +
     3.      +      18.      +      33.      +
     4.      -      19.      +      34.      +
     5.      +      20.      +      35.      +
     6.      +      21.      +      36.      +
     7.      +      22.      +      37.      +
     8.      +      23.      +      38.      +
     9.      +      24.      +      39.      +
     10.      +      25.      +      40.      +
     11.      +      26.      +      41.      +
     12.      +      27.      +      42.      +
     13.      +      28.      +      43.      -
     14.      +      29.      +      44.      +
     15.      +      30.      +      45.      +

Информация о работе Исследование влияния семьи на формирование личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью