Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків та їх соціального статусу в класному колективі

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель дипломной работы: исследовать особенности межличностного взаимодействия подростков и их социальныйстатус в классном коллективе.
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе

Содержание

Вступ
Глава I. Теоретичні аспекти проблеми міжособистісної взаємодії
1.1. Поняття спілкування в психолого-педагогічній літературі
1.2. Психолого-педагогічні основи підліткового віку
1.3. Форми міжособистісної взаємодії підлітків і соціальної позиції у класномуколективі
Глава II. Вивчення особливостей міжособистісної взаємодії та соціальної позиції підлітків в класному колективі
2.1. Дослідження міжособистісних взаємин в класному колективі
2.2. Рекомендації соціальному педагогу з корекції міжособистісних взаємодій підлітків у класному колективі
Висновки
Література

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эксперм.пси.docx

— 89.95 Кб (Скачать документ)

Фельдштейн Д.И. выделяет три формы межличностного взаимодействия подростков: интимно-личные (взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - «я» и «ты»), стихийно-групповые (взаимодействие, основанное на случайных контактах - «я» и «они»), социально-ориентированные (взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - «я» и «общество»).

Для подростков, участвующих в социально-ориентированной  форме общения, личностно значимыми  партнёрами общения являются сверстники.

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кооперация - необходимый  элемент совместной деятельности, порожденный  ее особой природой. Важным показателем  «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Что касается другого  типа взаимодействия - конкуренции, то здесь чаще всего анализ сконцентрирован  в наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций, мнений или общении как  восприятии людьми друг друга.

В каждом классном коллективе есть свои лидеры и «отверженные». Лидеры есть в любом коллективе, и заслуживают особого внимания, так как именно они активно  влияют на морально-психологический  климат в коллективе. Отверженные - это дети, которые подвергаются частым нападкам со стороны коллектива. Чаще всего становятся жертвами издевательств  дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергается нападкам и насмешкам  ребенок - с необычной внешностью (заметные шрамы, косоглазие и т.п.), тихий и слабый, не умеющий за себя постоять, неопрятно одетый, часто  пропускающий занятия, неуспешный в  учебе и т.д.

Во второй главе  происходит изучение форм межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе, проводится эмпирическое исследование межличностных взаимодействий в классном коллективе.

Учитывая возрастные особенности, а также значимость и особенности общения в подростковом возрасте, нами определена следующая  цель исследования: изучить различные  формы взаимодействия в подростковом возрасте с учетом современности; выявить  лидеров и изгоев класса, провести сравнительную оценку коммуникативных и организаторских склонностей лидеров и изгоев классного коллектива.

С целью подтверждения  теоретических данных нами была проведена  социометрия, составлена сводная таблица  социометрического опроса, социометрическая матрица и социограмма.

В классе выявлен  высокий уровень благополучия. В  целом класс представляет собой  дружный коллектив, в котором  представлены и эмоционально-личностная и функционально-ролевая форма  взаимодействия.

Для подтверждения  результатов социометрии нами была проведена беседа с классным руководителем. Беседа показала, что в 8 классе подростки  учатся без смены состава с  первого класса, таким образом, можно  сказать, что класс представляет собой развивающийся коллектив. Сплоченности и взаимопомощи в классе мало. В ходе беседы также было выяснено, что в классном коллективе есть свои активисты, а так же дети которые  относятся пассивно к мероприятиям в классе. Большую проблему создают  дети из неблагополучных семей.

Для подтверждения  социометрических результатов, нами был  использован опросник Б.А. Федоришина. При анализе результатов опросника, нами было выявлено, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается. Формы межличностного взаимодействия в классном коллективе определяются характером социальных ролей в классе.

Библиографический список

1. Андреева, Г.  М. Социальная психология / Г.М.  Андреева. - М.: Проспект, 1996. - 206 с ...........

Библиографический список

1. Андреева, Г.  М. Социальная психология / Г.М.  Андреева. - М.: Проспект, 1996. - 206 с. - ISBN 978-5-482-02036-4

2. Андреева, И.  Н. Антология по истории и  теории социальной педагогики / И.Н.  Андреева. - М.: Издательский центр  «Академия», 2000. - 176 с. - ISBN 5-7695-1943-6

3. Андреева Г.М.  Функции общения / Г.М. Андреева // Психологический журнал. - 2002. - №3. - С. 55-56.

4. Басов, Н.Ф.  История социальной педагогики / Н.Ф. Басов. - М.: Издательский центр  «Академия», 2005. - 213 с. - ISBN 5-7695-1943-6

5. Бодалева, А.А. Психологическое общение / А.А. Бодалева. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 162 с. - ISBN 978-5-222-10981

6. Варывдин, В.А. Управление системой социальной защиты детства / В.А. Варывдин // Школьный психолог. - 2005. - №4. - С. 17-20.

7. Василькова, Ю.В.  Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. - М.: Издательство РИОР, 2006. - 440 с. - ISBN 5-9557-0407-8

8. Глущенко, П.П.  Конституционное право России / П.П.  Глущенко. - М.: Контракт, 2004. - 853 с. - ISBN 5-900785-82-3

9. Годфруа, Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа // Школьный психолог. -2001. - №6. - С. 19-20.

10. Горбатов, Д.С.  Практикум по психологическому  исследованию / Д.С. Горбатов. - М.: Издательство  РИОР, 2000.- 248 с. - ISBN 978-5-9557-0149-3

11. Гуров, В.Н.  Социальная работа образовательных  учреждений с семьей / В. Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с. - ISBN 5-17-001876-1

12. Галагузова, Ю.Н. Социальная педагогика / Ю. Н. Галагузов, Г.В.Сорвачева, Г.Н.Штинова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. - ISBN 5-98032-252-3

13. Ермакова, Л.И., Илюхина, Л.В. Педагогика для студентов вузов / Л.И. Ермакова, Л.В. Илюхина. - Ростов н/Д.: Феникс, 2004. - 160 с. - ISBN 5-249-08032-7

14. Жуков, Ю.М., Петровская Л.А., Соловьева О.В.  Введение в практическую и  социальную психологию / Ю.М.Жуков,  Л.А. Петровская, О.В. Соловьева. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 373 с. - ISBN 5-16-001651-1

15. Знаков В.В.  Оценка общения / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. - №3. - С. 125.

16. Игнатьева,  Е.И. История социальной педагогики / Е.И. Игнатьева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - ISBN 5-237-04113-2

17. Ковалев А.Г.  Возрастная психология / А.Г. Ковалева. - М.: Наука, 2000. - 316 с. - ISBN 5-7020-0931-2

18. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков / Г.В. Казнова // Вопросы психологии. 2003. - №5, - С. 50.

19. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Эксмо, 2001. - 270 с. - ISBN 5-699-00033-8

20. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах / Я.Л. Коломинский. // Вопросы психологии. 2000.- №2, - С. 124.

21. Липский, И.А. Социальная педагогика / И.А. Липский. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 392 с. - ISBN 5-862457-71-4

22. Левитов, Н.Д.  Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов. - М.: Гардарики, 2005. - ISBN 5-8297-0233-9

23. Лейтс, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтс. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 322 с. - ISBN 5-28-653481-6

24. Ломов, Б.Ф.  Методологические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 2003. - 227 с. - ISBN 5-4318-1845-7

25. Ломов Б.Ф.  Общение: понятие, формы / Б.Ф.  Ломов. // Психологический журнал. 2002. - №6. - С. 26-27.

26. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 358 с. - ISBN 5-7284-0497-5

27. Методики и  технологии социального педагога: учебное пособие / Б.Н. Алмазов,  М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова  и др.; под редакцией М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 353 с. - ISBN 5-7483-2497-1

28. Мудрик, А.В.  Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - М.: Институт практической  психологии, 2003. - 237 с.

29. Никитина, Л.Е.  Социальная педагогика / Л.Е. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 399 с. - ISBN 978-5-691-01382-9

30. Никулина, О.М., Смотрова, Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций / О.М. Никулина, Л.Н. Смотрова. - М.: Высшее образование, 2008. - 256 с. - ISBN 5-6584-1533-4

31. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с. - ISBN 5-7695-1644-5

32. Петровский, А.В.  Педагогика. / А.В. Петровский. - М.: Гардарики, 2006. - 377 с. - ISBN 5-200-02596-6

33. Полонский,  В.М. Словарь по образованию  и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 209 с. - ISBN 5-9524-0406-5

34. Радугин, А.А., Радугина, О.А. Социальная психология / А.А. Радугин, О.А. Радугина. - М.: Эксмо, 2006. - 496 с. - ISBN 5-699-05133-3

35. Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства / Е.М. Рыбинский. - М.: Издательство «Крылов», 2004. - 352 с. - ISBN 5-94371-480-4

36. Руденский, Е.В. Социальная психология. / Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 224 с. - ISBN 5-12-532370-5

37. Руссо Ж.Ж.  Подростковый период развития / Ж.Ж.  Руссо // Психологический журнал. 2005. - №9. - С. 34.

38. Словарь по  социальной педагогике: автор составитель  Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 371 с. - ISBN 5-6584-1574-9

39. Социальная  педагогика: курс лекций / под общей  редакцией М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2000. - ISBN 5-88196-067-4

40. Социальная  работа: словарь справочник /под  редакцией В.И. Филоненко. - М.: Контур, 2003. - 196 с. - ISBN 5-87014-037-4

41. Социальная  педагогика: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. В.А.Никитина. - М.: ВЛАДОС, 2000, 2008. - 272 с. - ISBN 954-5-580-01251-4

42. Социальная  энциклопедия. - М.: Большая российская  энциклопедия, 2000.

43. Свеницкий, А.Л. Социальная психология / А.Л. Свеницкий. - М.: Гардарики, 2004. - ISBN 5-12-532370-5

44. Солонина, А.Г.  Социальное воспитание в учреждениях  дополнительного образования детей  / А.Г. Солонина. - М.: Издательский  центр «Академия», 2004. - 216 с. - ISBN 5-5473-1934-5

45. Теплов, Б.М.  Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М.: СОФА, 2003. - 338 с. - ISBN 5-388-075641-7

46. Тихомирова, Е.И.  Социальная педагогика / Е. И. Тихомирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с. - ISBN 5-9566-19-349-7

47. Филатова М.А., Леонтьев Д.А. Психодиагностические  возможности методики предельных  смыслов / М.А. Филатова, Д.А. Леонтьева  // Вестник МГУ. - 2000. №2. - С. 14-16.

48. Шакурова, М.В.  Методика и технология работы  социального педагога / М. В. Шакурова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с. - ISBN 5-9127-29-213-2

49. Шакурова, М.В.  Социальное воспитание в школе  / М.В. Шакурова. - М.: Софа, 2004. - 272 с. - 5-18-425720-1

50. Шептенко, П.А. Методика и технология работы социального педагога / П.А. Шептенко; Г.А.Воронина - М.: Папирус, 2001. - 208 с. - ISBN 5-5942-0849-9

51. Шмелев, А.Г.  Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. // Школьный психолог. - 2006. - №5. - С. 29-30.

52. Эльконин Д.Б. Педагогика / Д.Б. Эльконин. - М.: Пидкасистог, 2006 - 324 с. - ISBN 5-394-07533-3-7

53. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. 2005. - №1. - С. 34-36.

Приложение 1

Сводная таблица  выборов

 
Ф.И.О. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28  
1 Алексеев Иван   +           +           +                              
2 Анисимов Николай +             +           +                              
3 Болитовенко Вася                                   +                      
4 Бонина Ирина             +                                     +   +  
5 Голубев Саша                                         +             +  
6 Карпель Данил                       +                   +       +      
7 Кузнецова Галя       +                                           +   +  
8 Корчагин Миша                     +                                    
9 Курносов Толя                                       +                  
10 Левчук Андрей           +               +                           +  
11 Минская Маша     +                                                    
12 Мусихин Сергей                           + +                            
13 Муха Глеб                               +     + +                  
14 Мишин Антон   +             +                           +            
15 Нагин Денис                     +     +               +              
16 Пугач Вова   +                                                 + +  
17 Самолазов Игнат +                           +                 +          
18 Семченко Кирилл                     о т с у т с                          

Информация о работе Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків та їх соціального статусу в класному колективі