Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків та їх соціального статусу в класному колективі

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель дипломной работы: исследовать особенности межличностного взаимодействия подростков и их социальныйстатус в классном коллективе.
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе

Содержание

Вступ
Глава I. Теоретичні аспекти проблеми міжособистісної взаємодії
1.1. Поняття спілкування в психолого-педагогічній літературі
1.2. Психолого-педагогічні основи підліткового віку
1.3. Форми міжособистісної взаємодії підлітків і соціальної позиції у класномуколективі
Глава II. Вивчення особливостей міжособистісної взаємодії та соціальної позиції підлітків в класному колективі
2.1. Дослідження міжособистісних взаємин в класному колективі
2.2. Рекомендації соціальному педагогу з корекції міжособистісних взаємодій підлітків у класному колективі
Висновки
Література

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эксперм.пси.docx

— 89.95 Кб (Скачать документ)

Анализ социометрических карточек позволил установить различные  проявления межличностных отношений: предрасположенность, предпочтение (положительный выбор), отвержение, избегание, (отрицательный выбор), оставление без внимания, игнорирование.

Итак, результаты нашего социометрического метода показали, что в классе выявилось: 3 лидера: две девочки (Тарасикова Л, Филиппова К.) и один мальчик (Мишин А.); 14 предпочитаемых: 7 девочек (Сахипова И, Табанькова Н, Филиппова К, Травинская Я, Тарасикова Л, Бонина И, Кузнецова Г.) и 7 мальчиков (Мишин А, Ногин Д, Сидорук А, Алексеев И, Анисимов Н, Муха Г, Голубев С); 6 неавторитетных (Болитовенко В, Сидоров Р, Пугач В, Муха Г, Левчук А, Курносов Т); отвергнутых - 3 мальчика (Самолазов И, Субботин С, Семченко К).

Наличие в классе 6 неавторитетных, то есть минимально включенных в межличностное взаимодействие школьников, и трое «изгоев» вызывают тревогу и могут характеризовать  как группу с невысоким уровнем  благополучия, так как коллектив  сверстников выступает определяющим фактором формирования личности подростка, обуславливает его социальную направленность способствует социализации, социально-педагогической адаптации. Ввиду этого изоляция от коллектива сверстников имеет серьезные последствия в жизни подростка, которые проявляются в формировании негативных черт личности и как следствие социально педагогической дезадаптации.

Неудовлетворенность в общении с одноклассниками  сказывается и в поведении  ребенка, влияет на успеваемость толкает на различные, иногда даже антиобщественные поступки. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем, прежде всего проблема изолированного ребенка, ученика, которого никто не выбирает, никто в классе не любит. У такого школьника в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей - потребность в общении, что формирует у него целый ряд отрицательных черт личности и особенности поведения. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети-одиночки, дети, не принятые в своей группе, часто становятся правонарушителями.

Полученная в  результате опроса структура представлена в виде специального рисунка (социограммы, социоматрицы) Приложение 1,3.

Для подтверждения  результатов социометрии нами была проведена беседа с классным руководителем. Беседа показала, что в 8 классе подростки  учатся без смены состава с  первого класса, таким образом, можно  сказать, что класс представляет собой развивающийся коллектив. Сплоченности и взаимопомощи в классе мало.

В классе есть дети из неблагополучных семей: например, у Самолазова Игната, опекуном является бабушка, в семье нет материального достатка, у Субботина Сергея многодетная семья, Семченко Кирилл не имеет интереса к учебе, часто пропускает уроки, но очень хорошо рисует. 6 детей занимают промежуточное положение, т.е. иногда принимают участие в мероприятиях класса, имеют мало друзей и т.д. По отношению к ним осуществляется функционально-ролевое взаимодействие. К ним обращаются по мере необходимости. А интимно-личностное общение не происходит.

Из результатов  беседы нами было установлено, что Тарасикова Лена, Филиппова Катя и Мишин Антон, являются лидерами и предпочитаемыми по успеваемости, по активности, которая выражается в участии в различных школьных мероприятий. Самолазов Игнат, Субботин Сергей, Семченко Кирилл являются изгоями, которые неохотно вступают в контакт со сверстниками, не участвуют в школьных мероприятиях, плохо относятся к учебе и т.д.

Таким образом, это позволило нам определить лидеров класса, которые занимают высокое положение в коллективе, а также мы определили учеников, которых причисляют к группе «отвергнутых», или «аутсайдеров».

Для выявления  коммуникативных и организаторских  склонностей учащихся класса была взята  анкета Б.А. Федоришина. Ученикам выдавались заранее приготовленные листы вопросов, и зачитывалась инструкция: честно и быстро ответить на все предложенные вопросы.

Таблица 2

Критерии оценки анкетных данных

 
  Коммуникативные способности Организаторские способности  
  «да»

(баллы)

«нет»

(баллы)

«да»

(баллы)

«нет»

(баллы)

 
1 1 0      
2     1 0  
3 0 1      
4     0 1  
5 1 0      
6     1 0  
7 0 1      
8     0 1  
9 1 0      
10     1 0  
11 0 1      
12     0 1  
13 1 0      
14     1 0  
15 0 1      
16     0 1  
17 1 0      
18     1 0  
19 0 1      
20     0 1  
21 1 0      
22     1 0  
23 0 1      
24 0 1      
25     1 0  
26     1 0  
27 0 1      
28     0 1  
29 1 0      
30     1 0  
31 0 1      
32     0 1  
33 1 0      
34     1 0  
35 0 1      
36     0 1  
37 1 0      
38     1 0  
39 0 1      
40     0 1  
           

Существует 5 уровней  развития коммуникативных и организаторских  способностей.

 
Количество  баллов Уровень  
1 - 4 1  
5 - 8 2  
9 - 12 3  
13 - 16 4  
17 - 20 5  
     

После обработки  анкетных данных выяснилось, что ее результаты подтверждают проведенную  ранее социометрию.

Методика «Оценка  коммуникативных и организаторских  склонностей»

Анкета

1. Много ли  у вас друзей, с которыми вы  постоянно общаетесь?

2. Часто ли  вам удаётся склонить большинство  своих товарищей к принятию  им вашего мнения?

3. Долго ли  вас беспокоит чувство обиды?

4. Всегда ли  вам трудно ориентироваться в  критической ситуации?

5. Есть ли  у вас стремление к установлению  новых знакомств с различными  людьми?

6. Нравится ли  вам заниматься общественной  работой?

7. Верно ли, что  вам приятнее и проще проводить  время с книгами, или какими- либо другими занятиями, чем  с людьми?

8. Если возникли  какие-либо помехи в осуществлении  ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли  вы устанавливаете контакты с  людьми?

10. Любите ли  вы организовывать со своими  товарищами различные игры и  развлечения?

11. Трудно ли  вы включаетесь в новую компанию?

12. Часто ли  вы откладываете дела, которые  можно сделать сегодня, на другие  дни?

13. Легко ли  вам устанавливать контакты с  другими людьми?

14. Стремитесь  ли вы добиваться того, чтобы  ваши товарищи действовали в  соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли  вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что  у вас не бывает конфликтов  с товарищами из-за невыполнения  ими своих обязанностей?

17. Стремитесь  ли вы при удобном случае  познакомиться с новым человеком?

18. Часто ли  в решении важных дел вы  принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают  ли вас окружающие люди, и хочется  ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь  в незнакомой обстановке?

21. Нравится ли  вам постоянно находиться среди  людей?

22. Возникает  ли у вас раздражение, если  вам не удаётся закончить новое  дело?

23. Испытываете  ли вы чувство затруднения,  чтобы познакомиться с новым  человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого  общения с товарищами?

25. Любите ли  вы участвовать в коллективных  играх?

26. Часто ли  вы проявляете инициативу при  решении вопросов затрагивающих  интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно  среди незнакомых вам людей?

28. Верно ли, вы  редко стремитесь к доказательству  своей правоты?

29. Полагаете  ли вы, что вам не доставляет  особого труда внести оживление  в малознакомую вам компанию?

30. Принимаете  ли вы участие в общественной  работе в школе?

31. Стремитесь  ли вы ограничить круг своих  знакомых небольшим количеством  людей?

32. верно ли, что  вы не стремитесь отстаивать  своё мнение или решение, если  оно не было сразу принято  вашими товарищами?

33. Чувствуете  ли вы себя непринужденно, попав  в незнакомую компанию?

34. Охотно ли  вы приступаете к организации  мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, вы не чувствуете себя достаточно  уверенным и спокойным, когда  приходится говорить что-либо  большой группе людей?

36. Часто ли  вы опаздываете на деловые  встречи, свидания?

37. Верно ли, что  у вас много друзей?

38. Часто ли  вы оказываетесь в центре внимания  своих товарищей?

39. Часто ли  вы смущаетесь, чувствуете неловкость  при общении с малознакомыми  вам людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно  чувствуете себя в окружении  большой группы своих товарищей?

В ходе проведения опроса нами были получены следующие  результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Результаты  проведенного опроса

 
Ф.И.О. учащегося Оценка коммуникативных  склонностей (баллы) Оценка организаторских  склонностей (баллы)  
1 Алексеев Иван 4 4  
2 Анисимов Николай 4 4  
3 Баштовенко Вася 2 2  
4 Бонина Ирина 4 4  
5 Голубев Саша 4 4  
6 Карпель Данил 2 2  
7 Кузнецова Галя 4 4  
8 Корчагин Миша 2 2  
9 Курносов Толя 4 4  
10 Левчук Андрей 4 4  
11 Минская Маша 4 4  
12 Мусихин Сергей 2 2  
13 Муха Глеб 4 4  
14 Мишин Антон 5 5  
15 Ногин Денис 4 4  
16 Пугач Вова 2 2  
17 Самолазов Игнат 1 1  
18 Семченко Кирилл отсутствовал отсутствовал  
19 Седулина Анна 4 4  
20 Сидоров Руслан 4 4  
21 Сахипова Инна 4 4  
22 Санников Влад 2 2  
23 Сидорук Андрей 4 4  
24 Субботин Сергей 1 1  
25 Табанькова Надя 4 4  
26 Тарасикова Лена 5 5  
27 Травинская Яна 4 4  
28 Филиппова Катя 5 5  
         

Информация о работе Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків та їх соціального статусу в класному колективі