Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків та їх соціального статусу в класному колективі

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель дипломной работы: исследовать особенности межличностного взаимодействия подростков и их социальныйстатус в классном коллективе.
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе

Содержание

Вступ
Глава I. Теоретичні аспекти проблеми міжособистісної взаємодії
1.1. Поняття спілкування в психолого-педагогічній літературі
1.2. Психолого-педагогічні основи підліткового віку
1.3. Форми міжособистісної взаємодії підлітків і соціальної позиції у класномуколективі
Глава II. Вивчення особливостей міжособистісної взаємодії та соціальної позиції підлітків в класному колективі
2.1. Дослідження міжособистісних взаємин в класному колективі
2.2. Рекомендації соціальному педагогу з корекції міжособистісних взаємодій підлітків у класному колективі
Висновки
Література

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эксперм.пси.docx

— 89.95 Кб (Скачать документ)

Люди, обладающие коммуникативными способностями, испытывают постоянную потребность, как в коммуникативной, так и в организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли бы их потребность в коммуникации и организаторской деятельности. Люди с высокими коммуникативными способностями легко и с удовольствием вступают в контакт с незнакомыми людьми, являются приятными собеседниками и все люди для них друзья [52; 150].

Зачастую отмечается, что руководитель, будучи тесно связан с официальной организацией группы, может справиться с ее руководством только в том случае, если члены  группы будут воспринимать его в  качестве лидера (в этом случае лидерство  служит важным дополняющим фактором процесса руководства). Учитывая, что  деятельность руководителя шире и охватывает такие области, где лидер бы не справился, эффективность руководства  зависит от того, насколько руководитель в своей работе опирается на лидеров, а они поддерживают его. Искусство  руководства -- это в известном  смысле и умение координировать работу лидеров, опираться на них, т. е. укреплять  устойчивость и жизненность официальной  организации, умело, используя и  направляя в нужное русло межличностные  связи и отношения.

Различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. «Неформальное» лидерство  возникает на основе личных взаимоотношений  участников. Это так называемый характер лидерства. Поэтому в школьных классах  официальный лидер, занимающий руководящие  должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его  выдвигают не столько сами ребята, сколько взрослые; вот почему классный руководитель либо должен очень хорошо знать своих учеников, либо предоставлять им возможность самим выбирать старосту класса. Если же староста не будет являться одновременно и «неформальным» лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у учеников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Вполне может произойти такое, что возникнет конфликт между формальным и неформальным лидером. Поэтому очень важно, чтобы учителя имели представления о том, кто же является лидером класса.

Кроме формальных и неформальных, лидеры могут подразделяться ещё и по следующим критериям:

- по содержанию  деятельности: а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;  б) лидер-исполнитель, организатор  выполнения уже заданной программы;  в) лидер, являющийся одновременно  как вдохновителем, так и исполнителем.

- по стилю  руководства: а) авторитарный, б)  демократический, в) совмещающий  в себе элементы того и другого  стиля.

- по характеру  деятельности: а) универсальный,  т.е. постоянно проявляющий свои  качества лидера, б) ситуативный,  т.е. проявляющий качества лидера  лишь в определённых, специфических  ситуациях.

Лидер в процессе взаимоотношений влияет на общество, в котором он находится, то важно  узнать какое значение для юноши  или подростка имеет общество сверстников. Общество сверстников - это, во-первых, важный канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых  по тем или иным причинам им не сообщают взрослые, во-вторых, это вид деятельности и межличностных отношений. Совместные деятельности вырабатывают у ребенка  необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В-третьих, это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи - не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных имеет решающее значение для юношеского самоуважения. На все эти факторы непосредственно влияет личность лидера, так как он пользуется огромным авторитетом и влиянием.

Так как неформальные лидеры выявляются в процессе межличностных  взаимоотношений, то, как пример можно  привести спонтанно образовавшуюся группу людей. В стихийных группах  часто бывает так, что вожаком  является тот, кто обладает реальным авторитетом. Лидерами в стихийных  группах становятся чаще всего юноши, не нашедшие применения своим организаторским  способностям в школе. И.С. Полонский, изучил с помощью социометрии  положение 30 неформальных лидеров (имеющих  самый высокий статус на своих  улицах) в тех классах, где они  учатся. Выяснилось, что в 9-х классах  ощутимо просматривается тенденция  расхождения статусов: чем выше социометрический статус юноши стихийной группы, тем  ниже он в официальном классном коллективе.

Становление лидера и развитие группы это непрерывный  и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе «лидер» - это статус человека в группе. В ходе межличностных  отношений, с момента образования  группы, определяется статус каждого  человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

В каждом коллективе помимо лидеров есть свои отверженные. Они есть даже в младших группах  детского сада. И, как правило, отвергнутые  коллективом в детском саду, становятся ими и в классном коллективе. С ними не хотят общаться на переменах, их не зовут на вечеринки.

Существует стереотип, что непопулярные в классе дети, вечно терпящие нападки в коллективе, являются отличниками-всезнайками. Однако на деле совсем, наоборот - у таких  детей развивается психологическая  травма, отсюда и падает успеваемость, особенно, по таким предметам как  арифметика, физика и т.п.

Как показывает практика, в любом коллективе, есть дети с явными особенностями, которых  не принимает коллектив, это дети - «жертвы».

Действительно, в «жертвах» всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих. Спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств  дети с явными проблемами. Скорее всего, подвергается нападкам и насмешкам  ребенок - с необычной внешностью (заметные шрамы, косоглазие и т.п.), тихий и слабый, не умеющий за себя постоять, неопрятно одетый, часто  пропускающий занятия, неуспешный в  учебе и т.д.

Отвергаемые дети могут отличаться:

- низкой самооценкой  и низким уровнем притязания, либо наоборот высокой самооценкой  и высоким уровнем притязания;

- оценивают себя  неадекватно, высоко по тем  параметрам, по которым они очевидно  менее успешные, чем их одноклассники  (например, по учебе, наличию друзей  и т.п.) 
 
 

Глава II. Изучение особенностей межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе

2.1 Исследование межличностных взаимоотношений в классном коллективе

Как показало теоретическое  исследование, школьный класс – это группа детей одного возраста, воспитание которых осуществляется педагогом-профессионалом через организацию вне учебной деятельности, включение в общешкольные мероприятия, через корректировку отношений детей, обучающихся в классе, и их учителей, через связи с родителями. Это и учебная единица, и общность, связанная определенной системой межличностных отношений.

Каждый класс - потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс, реально существующий коллектив, и действующий как коллектив. Возникновение у его членов чувства общности, чувства «мы - коллектив» является результатом благоприятного развития класса и создает условия для идентификации личности ребенка с классом и обособление его в классном коллективе.

Существует положение, согласно которому статус подростка  в системе личных взаимоотношений  является серьезной предпосылкой формирования его личности. Это связанно с тем, что основным социолизирующим фактором в подростковом возрасте выступает интимно-личностное общение со сверстниками. В этом возрасте потребность в общении проявляется и в неоднократно отмеченном многими исследователями явлении - активном поиске близкого друга.

Учитывая возрастные особенности, а также значимость и особенности общения в подростковом возрасте, нами определена следующая  цель данного исследования: изучить  различные формы взаимодействия в подростковом возрасте с учетом современности; выявить лидеров и изгоев класса, провести сравнительную оценку коммуникативных и организаторских склонностей лидеров и изгоев классного коллектива.

Для решения  поставленных задач, в исследовании нами были использованы следующие методики:

1.Социометрический  метод.

2.Беседа.

3. Анкета.

С целью изучения структуры межличностных взаимодействий в классном коллективе мы провели  социометрию. Для нашего исследования мы взяли 8 класс ГЗОШ №7. В классном коллективе 28 учеников: 10 девочек и 18 мальчиков. В момент проведения исследования один мальчик (Семченко) отсутствовал.

Социометрический  метод (от лат. «общество» и греч. «измеряю») - это метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Основной измерительный инструмент социометрии - это вопросы в специальной анкете, где каждый член группы проявляет свое отношение к другим. Результаты заносятся в социограмму - график, на котором стрелками указаны выбор (отвержения) членов группы, либо в социоматрицу - таблицу, в которой подсчитывается число полученных каждым членом группы выборов. Положительный статус характеризует лидерскую позицию членов группы, негативный - дезорганизирующие тенденцию в его поведении. Позволяет выявить: особенности систем неформальных отношений в группе, степень психологической совместимости конкретных людей, внутригрупповые статусы участников процедуры, качество психологической атмосферы группы в целом.

В настоящее  время социометрия активно используется психологами, педагогами, социальными  работниками. Несомненное достоинство  данного метода в том, что внутригрупповые  отношения получают конкретное выражение  в виде таблиц, схем, графиков, числовых величин. Однако все эти сведения не являются исчерпывающей характеристикой  группы, так как представляет собой  лишь описание сложившихся межличностных  предпочтений, отношений симпатии и  антипатии. Кроме того, из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов. И, наконец, социометрия не позволяет  установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими. Поэтому  мы использовали социометрический метод  в комплексе с методикой изучения малой группы Федоришина (анкета на выявление коммуникативных и организаторских способностей).

Для проведения социометрического опроса использовалась социометрическая карта (опросный лист, бланк анкеты), которая заполнялась  каждым членом коллектива.

Таблица 1

Социометрическая  карта

 
Вопросы  
                                                     
С кем  бы ты хотел дружить?                                                    
С кем  бы ты пошел в поход?                                                    
Кого  бы пригласил в гости?                                                    
К кому бы обратился за советом?                                                    
                                                     

Информация о работе Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків та їх соціального статусу в класному колективі