Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків та їх соціального статусу в класному колективі

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель дипломной работы: исследовать особенности межличностного взаимодействия подростков и их социальныйстатус в классном коллективе.
Объект исследования: классный коллектив.
Предмет исследования: формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе

Содержание

Вступ
Глава I. Теоретичні аспекти проблеми міжособистісної взаємодії
1.1. Поняття спілкування в психолого-педагогічній літературі
1.2. Психолого-педагогічні основи підліткового віку
1.3. Форми міжособистісної взаємодії підлітків і соціальної позиції у класномуколективі
Глава II. Вивчення особливостей міжособистісної взаємодії та соціальної позиції підлітків в класному колективі
2.1. Дослідження міжособистісних взаємин в класному колективі
2.2. Рекомендації соціальному педагогу з корекції міжособистісних взаємодій підлітків у класному колективі
Висновки
Література

Работа состоит из  1 файл

курсовая по эксперм.пси.docx

— 89.95 Кб (Скачать документ)

Для наилучшей  наглядности, нами была составлена диаграмма  с полученными результатами в  процентном соотношении.

Диаграмма 1 - Результаты опроса в  процентном соотношении

По диаграмме 1, можно сделать вывод, что испытуемых, получивших 5 баллов - 3 человека (10,7 %). Они  обладают наивысшим уровнем проявления коммуникативных и организаторских  склонностей. Данные учащиеся испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности, активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринуждённо ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Получивших 4 балла -16 человек (57,1 %), они обладают высоким  уровнем проявления коммуникативных  и организаторских склонностей. Эти учащиеся не теряются в новой  обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить  круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие  в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное  решение в трудной ситуации. Всё  это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Получивших 2 балла - 6 человек (21,4 %) Коммуникативные и  организаторские склонности им присущи  на уровне среднего. Они пассивно относятся  к новым знакомствам, предпочитают проводить время по своему усмотрению, проявление инициативы в общественной деятельности занижено, многие организаторские  мероприятия стараются избегать (им неинтересно).

Получивших 1 балл - 3 ребенка (10,7 %), они обладают низким уровнем проявления коммуникативных  и организаторских способностей (такие дети не имеют своего мнения, не участвуют в жизни класса, не заводят знакомств и т.д.).

Выявленные лидеры и аутсайдеры при ответах в  социометрическом бланке показали соответственно высокий и низкий уровень развития коммуникативных и организаторских  способностей. Из этого следует, что  при высоком уровне развития коммуникативных  качеств, для группы лидеров, характерен высокий уровень эмоционально - личностного взаимодействия, а для аутсайдеров - наоборот, характерно функционально - ролевое взаимодействие.

Вывод: несмотря на видимый благоприятный климат, в классе преобладает функционально-ролевое взаимодействие. Такое положение в классном коллективе требует должного внимания и соответствующей работы социального педагога совместно с классным руководителем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Практические рекомендации  социальному педагогу  по коррекции межличностных взаимодействий подростков в классном коллективе

Всю работу социального  педагога можно условно разделить  на три направления:

1.Индивидуальная  работа с учащимися: проведение  бесед, тренингов и др. с целью  повышения самооценки подростка,  его самоутверждения в классе, укрепления чувства «мы».

При проведении индивидуальной работы необходимо учитывать  требования:

· Безопасный диалог возможен только в атмосфере взаимного  доверия: если ребенок не доверяет взрослому, он не придет к нему за помощью и  не примет ее даже в самой трудной  ситуации; всерьез его проблемы, вряд ли он сможет оказать ему сколько-нибудь существенную помощь в решении этих проблем.

· Взаимное доверие  предполагает наличие у педагога установки на оказание индивидуальной помощи, а у воспитанника готовности ее принять, пойти на добровольный контакт  со взрослым, стремление найти у него понимание и поддержку.

· В первую очередь, это его позитивная «Я-концепция»: человек, не уверенный в себе, воспринимающий себя негативно не сможет вселить в другого оптимизм и готовность преодолевать трудности с верой в себя.

· Умение поддерживать и развивать теплые, доверительные  взаимоотношения с воспитанником, создавать у него чувства открытости и свободы в общении показать насколько важны для взрослого  его личные проблемы.

· Особое значение в диалоге с подростком имеет  чувство юмора взрослого.

· Индивидуальная помощь будет более эффективной, если педагог обладает достаточным  методической компетентностью, то есть владеет методиками контактного  взаимодействия, умеет вести индивидуальную беседу, использовать психолого-педагогические коммуникативные приемы.

· Гармоничное  сочетание личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального  подходов.

2. Работа с  семьей:

· Беседы с родителями, семейное консультирование

· Выявление  проблем между подростками и  родителями через различные виды тестов, анкеты и т.д.

· Проведение совместных мероприятий (спортивных, интеллектуальных, развлекательных) с целью обогащения коммуникативного пространства класса и укрепления благоприятного микроклимата в семьях.

· Трудотерапия (выполнение общественных поручений  на дому совместно с родителями)

· Организация  работы в «родительских» группах.

При работе с  родителями социальному педагогу желательно придерживаться следующих принципов  для построения конструктивного  диалога:

· Принцип равноправия: и социальный педагог, и родители школьника являются равноправными  субъектами взаимодействия, направленного  на решение его возрастных задач  и индивидуальных проблем. Преимущество социального педагога - его профессионализм. Преимущество родителей - опыт семейного  воспитания и лучшее знание ребенка, поэтому ни та, ни другая сторона  не должна диктовать свои условия  и осуществлять «пристройку сверху».

· Принцип безопасного  диалога: достижение общей цели родителями школьника и социальным педагогом  возможно только в атмосфере взаимного  доверия и отсутствия страха друг перед другом. Молодому социальному  педагогу следует не бояться родителей  учеников, маскируя свой страх поучительным тоном или дистанцированием от них, а спокойно и достойно разъяснять свою позицию и свои цели, согласовывая их с позициями и целями другой стороны.

· Принцип «поля  пересечения»: если социальному педагогу удастся показать родителям школьника, что он искренне хочет добра их ребенку, что он заинтересован в  его успехе и благополучии, то они  рано или поздно примут его позицию  и будут открыты для диалога.

· Принцип «точки опоры»: точкой опоры сотрудничества социального педагога с семьей школьника  может быть только безусловное принятие его социальным педагогом. Эти принятие выражается в том, что социальный педагог видит и называет родителям  ребенка в первую очередь его  достоинства, а не недостатки. Последние  же должны не констатироваться и предъявляться  в виде обвинения родителям и  школьнику, а рассматриваться в  качестве проблемы, требующей совместного  поиска путей решения.

· Принцип конструктивности: любое взаимодействие социального  педагога с родителями воспитанника должно иметь четкую цель и определенный результат: всякий беспредметный разговор и пустая трата времени могут  вызвать у родителей чувство  раздражения и нежелание продолжать сотрудничество.

· Принцип оптимизма: какой бы сложной ни была проблема ребенка, каким бы неприглядным ни выглядел его поступок, социальный педагог не должен опускать руки и демонстрировать его родителям полное разочарование и неверие в лучшие изменения. Оптимистическая вера в воспитанника и стремление помочь ему в любой ситуации - основа индивидуальной помощи, осуществляемой социальным педагогом вместе с родителями.

Конечно, даже знание названных выше принципов не гарантирует  успеха сотрудничества социального  педагога с семьями школьников, ведь эти принципы обозначают самые общие, стратегические подходы к их взаимодействию, а каждый конкретный случай требует  тщательного продумывания тактики  социального педагога в зависимости  от индивидуальных особенностей школьника  и его родителей.

3.Совместная  работа с классным руководителем

Использовать  возможности детей для повышения  статуса в классе.

Так как первичную  информацию о неких особенностях поведения (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, прогулы уроков и  т.п.), учебной деятельности (низкая успеваемость), статусного положения  ребенка (отсутствие друзей в классе) получает классный руководитель либо педагог, который чаще других имеет  возможность наблюдать за ним. В  этом случае данному педагогу необходимо наладить контакт с ребенком, провести диагностическую беседу о трудностях, которые возникают у ребенка  в связи с посещением школы. Одновременно педагогу необходимо обратиться к специалистам СППС школы, для более глубокого изучения социально-педагогической ситуации ребенка в школьном коллективе.

После всестороннего  изучения ситуации всеми заинтересованными  лицами, необходимо выработать алгоритм оказания всесторонней социально-педагогической поддержки дезадаптированному ребенку с упором на ту область, в которой ребенок испытывает небольшие затруднения.

Например, если выявлена проблема низкого статусного положения ребенка в школьном коллективе, основной упор будет делаться на проведение мероприятий по сплочению коллектива с одновременной коррекцией личностных черт, обуславливающих данную проблему.

Заключение

В ходе написания  курсовой работы нами были рассмотрены:

- теоретические  аспекты проблемы межличностного  взаимодействия подростков.

- изучены формы  межличностного взаимодействия  подростков в классном коллективе.

- сформулированы  рекомендации социальному педагогу.

В первую очередь, нами изучено понятие межличностного взаимодействия. Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких  феноменов, как общение, взаимопонимание, взаимовлияние и т.д.

Категория «общение»  является одной из центральных в  психологической науке наряду с  категориями «мышление», «деятельность», «личность», «отношения». Сквозной характер проблемы общения сразу становится понятным, если дать одно из определений  межличностного общения: это процесс  взаимодействия, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды  и поведение, а также на регуляцию  их совместной деятельности.

Также следует  обратить внимание и на структуру  общения. К структуре общения  можно подойти по-разному, как  через выделение уровней анализа  явления, так и через его основные функции.

Выделяется, три  уровня анализа: макроуровень (общение индивида с другими людьми, рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни), мезауровень (общение рассматривается как сменяющая совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуацией взаимодействия), микроуровень (главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций).

Функции общения  разнообразны. Существуют разные основания  для их классификации. Одним из общепринятых является выделение в общении  трех взаимосвязанных сторон или  характеристик - информационной, интерактивной  и перцептивной.

Существуют два  способа общения: невербальные (коммуникация между индивидами без использования  слов, то есть без речевых и языковых средств) и вербальные (коммуникация между индивидами с использованием слов (речи).

Далее нами рассматриваются  виды и формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе.

В социальной педагогике выделяют два вида межличностного взаимодействия подростков: функционально-ролевое  и эмоционально - межличностное. Функционально-ролевое  взаимодействие возникает в сферах познания, предметно-практической и  духовно-практической деятельностей, организованной игры, спорта и имеет  целью их обслуживание. Эмоционально-межличностное  взаимодействие возникает в сфере  общения и имеет целью удовлетворение потребности субъектов в эмоциональном  контакте.

Информация о работе Дослідження особливостей міжособистісної взаємодії підлітків та їх соціального статусу в класному колективі