Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследование направленности личности и профессионального определения студентов 5 курса АНО ВПО «Омский экономический институт»

Данная цель предусматривает решение ряда задач:

Изучение теоретических аспектов понятий направленность личности и профессиональное самоопределение.
Рассмотрение методик определения направленности личности и профессионального самоопределения.
Анализ результатов исследований по методикам «диагностика направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1Теоретические аспекты понятий «направленность личности» и

«профессиональное самоопределение»…………………………………………5

1.1Понятие направленности личности…………………………………………..5

1.2 Понятие профессионального самоопределения личности………………..13

2 Методики для выявления направленности личности и профессионального

самоопределения………………………………………………………………...21

2.1 Методика диагностики направленности личности Б.Басса…………..…..21

2.2Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Е.А.Климова……………………………………………………………………..25

2.3 Характеристика выборки…………………………………………………...29

3 Анализ результатов исследований методик «диагностика направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова………………………………………………………………………..31

Выводы и рекомендации………………………………………………………..34

Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

курсовой прект!!!.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     2. Затем из ответов на каждый  из пунктов выберите тот, который  дальше всего отстоит от Вашей  точки зрения, наименее для Вас  ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «МЕНЬШЕ ВСЕГО». 

     3. Таким образом, для ответа на  каждый из вопросов Вы используете  две буквы, которые и запишите  в соответствующие столбцы. Остальные  ответы нигде не записываются. 

     Старайтесь  быть максимально правдивым!  Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для Вас.  
Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы направление было четко вид[31].

Тестовый материал:

1. Наибольшее  удовлетворение я получаю от:  
А. Одобрения моей работы;  
Б. Сознания того, что работа сделана хорошо;  
В. Сознание того, что меня окружают друзья.  
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:  
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;  
Б. Известным игроком;  
В. Выбранным капитаном команды. 3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:  
А. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;  
Б. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;  
В. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.  
4. Мне нравится, когда люди:  
А. Радуются выполненной работе;  
Б. С удовольствием работают в коллективе;  
В. Стремятся выполнить свою работу лучше других.  
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:  
А. Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;  
Б. Были верны и преданы мне;  
В. Были умными и интересными людьми.  
6. Лучшими друзьями я считаю тех:  
А. С кем складываются хорошие взаимоотношения;  
Б. На кого всегда можно положиться;  
В. Кто может многого достичь в жизни.  
7. Больше всего я не люблю:  
А. Когда у меня что-то не получается;  
Б. Когда портятся отношения с товарищами;  
В. Когда меня критикуют.  
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:  
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;  
Б. Вызывает дух соперничества в коллективе;  
В. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.  
9. В детстве мне больше всего нравилось:  
А. Проводить время с друзьями;  
Б. Ощущение выполненных дел;  
В. Когда меня за что-нибудь хвалили.  
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:  
А. Добился успеха в жизни;  
Б. По-настоящему увлечен своим делом;  
В. Отличается дружелюбием и доброжелательностью,  
11. В первую очередь школа должна:  
А. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;  
Б. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;  
В. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.  
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:  
А. Для общения с друзьями;  
Б. Для отдыха и развлечений;  
В. Для своих любимых дел и самообразования.  
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:  
А. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;  
Б. У меня интересная работа;  
В. Мои усилия хорошо вознаграждаются.  
14. Я люблю когда:  
А. Другие люди меня ценят;  
Б. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной  
работы;  
В. Приятно провожу время с друзьями.  
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мае бы хотелось чтобы:  
А. Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;  
Б. Написали о моей деятельности;  
В. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.  
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:  
А. Имеет ко мне индивидуальный подход;  
Б. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;  
В. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.  
17. Для меня нет ничего хуже, чем:  
А. Оскорбление личного достоинства;  
Б. Неудача при выполнении важного дела;  
В. Потеря друзей.  
18. Больше всего я ценю:  
А. Успех;  
Б. Возможности хорошей совместной работы;  
В. Здравый практичный ум и смекалку.  
19. Я не люблю людей, которые:  
А. Считают себя хуже других;  
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;  
В. Возражают против всего нового.  
20. Приятно, когда:  
А. Работаешь над важным для всех делом;  
Б. Имеешь много друзей;  
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься.  
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:  
А. Доступным;  
Б. Авторитетным;  
В. Требовательным.  
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:  
А. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;  
Б. О жизни знаменитых и интересных людей;  
В. О последних достижениях науки и техники.  
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:  
А. Дирижером;  
Б. Композитором;  
В. Солистом.  
24. Мне бы хотелось:  
А. Придумать интересный конкурс;  
В. Победить в конкурсе;  
В. Организовать конкурс и руководить им.  
25. Для меня важнее всего знать:  
А. Что я хочу сделать;  
Б. Как достичь цели;  
В. Как организовать людей для достижения цели.  
26. Человек должен строиться к тому, чтобы:  
А. Другие были им довольны;  
Б. Прежде всего выполнить свою задачу;  
В. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.  
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:  
А. В общении с друзьями;  
Б. Просматривая развлекательные фильмы;  
В. Занимаясь своим любимым делом.

2.2 Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова

 

     Методика  предназначена для отбора на различные  типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

     Содержание  методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в  соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

     Лист  ответов сделан так, чтобы можно  было подсчитать число знаков «+»  в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному  типу профессии. Испытуемому рекомендуется  выбрать тот тип профессий, который  получил максимальное число знаков «+».

     Название  типов профессий по столбцам:

     I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

     II. «Человек-техника» – все технические профессии.

     III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

     IV. «Человек-знак» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

     V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.

     Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и  обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Лист  ответов

I II III IV V
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  

     Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»[32].

     Текст опросника:

1а. Ухаживать  за животными 
или 
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать  больным  
или 
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3а. Следить  за качеством книжных иллюстраций,  плакатов, художественных открыток, грампластинок 
или  
3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать  материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 
или 
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать  научно-популярные книги, статьи 
или 
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать  молодняк (животных какой-либо породы) 
или 
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать  рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 
или 
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им  сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 
или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать  вещи, изделия (одежду, технику), жилище 
или 
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить  животных 
или 
10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений 
или 
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).

12а. Разбирать  споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 
или 
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать,  изучать работу кружков художественной самодеятельности 
или 
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать,  налаживать медицинские приборы, аппараты 
или 
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно  описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 
или 
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать  лабораторные анализы в больнице 
или 
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить  или расписывать стены помещений,  поверхность изделий 
или  
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать  культпоходы сверстников или  младших в театры, музеи, экскурсии,  туристические походы и т.п.  
или 
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять  по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 
или  
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести  борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 
или 
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).

2.3 Характеристика  выборки

      В исследовании принимали участие  студенты АНО ВПО «Омский экономический  институт».

     Омский  экономический институт (ОмЭИ) –  это автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования, которая является основой Многоуровневого образовательного комплекса (МОК), осуществляющая подготовку по программам высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, второго высшего, послевузовского образования в аспирантуре и дополнительного профессионального образования. В институте обучаются студенты из всех районов Омской области, 13-ти областей России и четырех стран СНГ, что является показателем высокой востребованности образовательных программ вуза и качества подготовки.

     Респондентами выступили 20 студентов 5 курса специальности  «Управление персоналом».

     В возрастном соотношении группа представлена следующим образом

          Рисунок 1-Структура персонала по возрастному составу

     По  гендерному соотношению структура  выглядит следующим образом

          Рисунок 2-Структура персонала  по гендерному признаку

     Процентному соотношению соответствуют следующие  данные из 20 опрошенных 12 девушек и 8 молодых людей. 
 
 

 3 Анализ результатов исследований методик «диагностика  направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова.

     Исследование  с целью выявления направленности личности и профессионального самоопределения  было проведено при помощи двух методик: «диагностика  направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова.

     Исследуя  студентов при помощи  методики «диагностика  направленности личности» Б.Басса, выявлялись следующие направленности личности: направленность на себя (Я); направленность на общение (О); направленность на дело (Д). Данные представлены в диаграмме на рисунке 3-Структура направленности личности.

       
 

     Рисунок 3-Структура направленности личности

     Из  диаграммы видно, что наибольшее количество студентов,  направлены на общение (О), то есть стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.  И примерно одинаковое количество студентов направлены на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность   и направлены на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели[32]. 

       Исследуя студентов при помощи  методики «Дифференциально-диагностический  опросник» Е.А.Климова, выявлялись  типы профессий. Данные представлены в диаграмме на рисунке 4-Структура типов профессий.

     

     Рисунок 4-Структура типов профессий 

       Из диаграммы видно, что наибольшее  количество студентов выбирают  тип профессии Ч-Ч, то есть  человек-человек – это все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением. Наименьшее количество студентов выбирают тип профессии Ч-З, то есть человек-знак – это все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения