Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследование направленности личности и профессионального определения студентов 5 курса АНО ВПО «Омский экономический институт»

Данная цель предусматривает решение ряда задач:

Изучение теоретических аспектов понятий направленность личности и профессиональное самоопределение.
Рассмотрение методик определения направленности личности и профессионального самоопределения.
Анализ результатов исследований по методикам «диагностика направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1Теоретические аспекты понятий «направленность личности» и

«профессиональное самоопределение»…………………………………………5

1.1Понятие направленности личности…………………………………………..5

1.2 Понятие профессионального самоопределения личности………………..13

2 Методики для выявления направленности личности и профессионального

самоопределения………………………………………………………………...21

2.1 Методика диагностики направленности личности Б.Басса…………..…..21

2.2Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Е.А.Климова……………………………………………………………………..25

2.3 Характеристика выборки…………………………………………………...29

3 Анализ результатов исследований методик «диагностика направленности личности» Б.Басса и «дифференциально-диагностический опросник» Е.Климова………………………………………………………………………..31

Выводы и рекомендации………………………………………………………..34

Список использованной литературы…………………………………………...36

Работа состоит из  1 файл

курсовой прект!!!.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие  в производительном труде рассматривается  не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

     Молодость. Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих психологических новообразований: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.

     Актуальным  становится профессиональный рост. Часть  сверстников уже добилась определенных профессиональных достижений. Но подавляющее большинство молодых людей, завершивших, казалось бы, строительство своей жизни и профессионально самоопределившихся, начинают испытывать психологический дискомфорт, обусловленный нереализованными возвышенными профессиональными планами и психологическим насыщенным профессиональным трудом. Наступает период душевной смуты. Ревизия профессиональной жизни инициирует определение новых жизненно значимых целей[22].

     Возможны  два пути: либо оставаться в избранной  профессии и утверждать себя в ней, становиться профессионалом, либо профессиональная миграция, означающая смену работы или профессии. Это наиболее продуктивный возраст – период реализации себя как личности, использования своего профессионального потенциала. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека. Профессия предоставляет уникальную возможность применить свои способности на конкретном трудовом посту, выработать индивидуальный стиль деятельности, реализовать свою потребность быть Личностью, индивидуальностью в профессиональном труде. Высокий профессионализм позволяет личности реализовать и свою склонность к сверхнормативной профессиональной активности, максимально выражающей запредельные возможности человека. Полная погруженность в профессиональную жизнь, удовлетворенность выбранной профессией, осознанная профессиональная позиция, постоянное подтверждение своей профессиональной значимости, нужности и полезности приводят к возникновению особого эмоционального состояния – профессионального оптимизма.

     Все эти профессионально обусловленные  изменения способствуют профессиональному  самоутверждению, конституируют самоопределение  личности в профессиональной культуре и означают полную интеграцию в профессиональную среду.

     Наряду  с этими психологически позитивными  изменениями происходят и деструктивные. Часть профессионалов, в большей  мере сориентированных на признание  своего профессионально-психологического потенциала не удовлетворенных своим  профессиональным и должностным статусом, вновь ревизуют свою профессиональную жизнь. «Аудиторство» собственных профессиональных достижений приводит их к мысли о необходимости кардинальной смены работы, должности и даже профессии. Однако груз огромного положительного профессионального опыта снижает профессиональную мобильность личности, затрудняет возможности профессиональной миграции. Компенсацией сужающегося профессионального пространства становится инициирование получения «добывания» разного рода профессиональных наград, социально значимых должностей, премий, званий и т.д[23].

     Основными психологическими новообразованиями  в возрасте 28-33 лет становятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально  обусловленные черты характера.

     Период  относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Женщины и мужчины примеряются  с социально-профессиональными условиями  и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.

     Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 лет  обусловлены следующими моментами: постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных потенций; изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни близких, коллег, друзей; сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.

     Профессиональное  становление личности

     Началом данного процесса является формирование профессиональных намерений, которое  завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором  профессии. Этот период становления  личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии[24].

     Следующая стадия становления начинается с  поступления в профессиональное учебное заведение (ПТУ, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием.Ведущая деятельность – профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончании школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

     После окончания учебного заведения наступает  стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в  разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

     Профессиональная  активность личности на этой стадии резко  возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы  взаимоотношений в коллективе, новой  социальной роли, приобретение профессионального  опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

     По  мере освоения профессии личность все  больше «погружается» в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работников способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации[25].

     Дальнейшее  повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации.

     На  этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень  ее проявления индивидуализируется  и зависит от индивидуально-психологических  особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

     И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию –  профессионального мастерства. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя[27].

     Таким образом, в целостном процессе профессионального  становления личности выделяются следующие  стадии:

     -оптация (формирование профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей);

     -профессиональная подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач);

     -профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности);

     -первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококвалифицированное выполнение профессиональной деятельности);

     -профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегративных психологических новообразований, творческое проектирование своей карьеры, достижение вершин («акме») профессионального развития)[29].

     Переход от одной стадии профессионального  становления к другой означает смену  социальной ситуации развития, изменение  содержания ведущей деятельности, освоения либо присвоения новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.

     2 Методики для выявления направленности  личности и профессионального самоопределения

2.1 Методика  диагностики направленности личности  Б.Басса 

     Анкета  состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому  из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам  направленности личности. 

     Респондент  должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.  
С помощью методики выявляются следующие направленности: 

     1. Направленность на себя (Я) —  ориентация на прямое вознаграждение  и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. 

     2. Направленность на общение (О)  — стремление при любых условиях  поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 

     3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. 

     Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В. 

     1. Из ответов на каждый из  пунктов выберите тот, который  лучше всего выражает Вашу  точку зрения по данному вопросу.  Возможно, что какие-то из вариантов  ответов покажутся Вам равноценными.

     Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который  в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и  
более всего ценен для Вас. 

     Букву, которой обозначен ответ, (А, Б, В) напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «БОЛЬШЕ ВСЕГО». 

Информация о работе Диагностика направленности личности и профессионального самоопределения